5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
В ходе огневых стендовых испытаний (ОСИ) РДТТ выполняют измерения температуры защищаемой конструкции термометрами сопротивления или термопарами, а также температурных полей материалов тепловой защиты [6]. Температуры по толщине элементов тракта измеряют с помощью термопар, установленных на пробках, и трудности измерения температур в низкотеплопроводных композиционных материалах проявляются в полной мере [24].
Измерение температуры насадков сопел большой степени расширения, выполненных из металлов и углерод-углеродных композиций, проводят оптическими методами. После проведения ОСИ производят обмер величин унесенного и прококсованного слоев по схеме, учитывай) щей особенности создаваемой конструкции и требования надежности.
После спада давления в двигателе на стенде до момента начала тушения водой происходит догорание остатков топлива и газов пиролиза материалов тепловой защиты, продолжающееся вследствие перераспределения тепла, накопленного материалами в период работы двигателя. Свободная конвекция в полости двигателя после спада давления не приводит к увеличению уноса материалов ввиду низкого значения температуры стенки, и измеренные значения величины унесенного слоя можно считать истинными, если при тушении не было разрушения не прочного кокса резиноподобных материалов.
Но величина прококсованного слоя, измеренная после разрезки остывшего двигателя, превышает истинные значения в момент окончания работы двигателя вследствие дополнительного коксования поел спада давления.
Численные оценки влияния граничных условий в полости двигателя на дополнительное коксование углепластика сверхзвуковой части сопла РДТТ представлены на рис. 5.51.
Рис. 5.51. Дополнительное коксование углепластика сверхзвуковой части сопла после окончания работы двигателя:
1 - изменение давления во времени; 2 - расчетное перемещение изотермы 573 К при изолированной стенке для t>65 с; 3 - расчетное перемещение изотермы 573 К при свободной конвекции в полости двигателя для t>65 с; 4 - расчетное перемещение изотермы 573 К при излучении стенки в окружающую двигатель среду за срез сопла для t>65 с; 5 - толщина углепластика, полностью прококсованная к 88 с.
Решение одномерного уравнения теплопроводности с учетом пиролиза связующего выполнено для трех вариантов граничных условий после спада давления:
изолированная стенка;
свободная конвекция при значении температуры газа, равной значению температуры продуктов сгорания после адиабатического расширения до атмосферного давления;
сток тепла излучением в окружающую двигатель среду через выходное сечение сопла.
Результаты численного моделирования показывают, что перемещение изотермы 573 К не зависит от вида граничного условия в течение 15с после спада давления и полностью определяется энергией, накопленной материалом в период работы двигателя. Небольшое влияние граничных условий начинает сказываться после 15с, и оно тем будет больше, чем больше величина унесенного слоя, так как за время работы двигателя будет меньше накоплено тепла в прококсованном слое.
Расчетная толщина углепластика полностью коксуется спустя 23с после окончания работы двигателя; если бы это произошло в физическом эксперименте, то результаты дефектации дали бы завышение истинной толщины кокса на 18%.
Хранение на машинном носителе информации и обработку результатов испытаний можно реализовать с помощью системы управления БД. Фрагмент дерева описания данных испытаний соплового блока гипотетического двигателя приведен на рис. 5.52, а дерево данных должно охватывать всю информацию о тепловой защите и общих параметрах двигателя и стенда.
Экспериментальную информацию можно разделить на факторы и отклики. К факторам относят все условия ОСИ, а к откликам — результаты испытаний. Факторы состоят из следующих групп:
режимы работы двигателя и стенда;
конструкция двигателя и соплового блока;
конструктивное выполнение элементов соплового блока;
технологические параметры изготовления элементов тракта.
К первой группе относят индекс испытания, тип стенда, дату испытания, полное время работы двигателя, средние, максимальные и минимальные давления в корпусе двигателя, давление и температура атмосферы на стенде, давление и температуру в донной области газодинамической трубы, время выхода на режим эжекции, момент времени отсечки тяги, наличие предварительных эксплуатационных испытаний двигателя (длительное хранение, транспортировка), температуру, марку и массу заряда.
Вторая группа включает в себя индекс двигателя, заводские номера двигателя и основных элементов, номера чертежей, программы функционирования устройств создания управляющих усилий, геометрические размеры двигателя.
К третьей группе относят координаты сечений обмера элементов тракта, число слоев материалов в сечении, углы ориентации слоев наполнителей (осей прессования, осаждения) материалов тепловому потоку, индексы элементов, марки материалов слоев.
В четвертую группу включают технологические режимы изготовления элементов тракта из композиционных материалов.
Рис. 5.52. Пример дерева описания данных отработки тепловой защиты двигателя на стенде
Откликами служат данные по величинам унесенного и прококсованного слоев материалов тепловой защиты в меридиональных плоскостях сечений тракта. Записи подлежат величины и представляющие собой унос и кокс в i-й точке обмера по j-й базе. Откликами являются также экспериментальные значения температур защищаемой конструкции Тв конечный момент времени работы двигателя, а также качественная оценка аномальных результатов испытаний тепловой защиты (наличие локальных прогаров, трещин, отслоений и т.п.).
Первичную статистическую обработку результатов выполняют прикладными программами, имеющими обращение к базам данным. Результаты расчетов в виде математических ожиданий и дисперсий величин уноса, толщин, прококсованного слоя, температур конструкций в сечениях тракта подлежат опять записи в БД для дальнейшего использования при анализе создаваемого РДТТ и получения алгебраических соотношений быстрых оценок искомых параметров тепловой защиты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абугов Д.И., Бобылев В.М. Теория и расчет ракетных двигателей твердого топлива. М.Машиностроение, 1987. 272 с.
Алемасов В.Б., Дрегалин А.Ф., Тишин А.П. Теория ракетных двигателей. Под ред. В.П. Глушко. М. Машиностроение, 1980. 536 с.
Аэромеханика и газовая динамика. М: Наука. 1976. 296 с.
Боровой В.Я. Течение газа и теплообмен в зонах взаимодействия ударных волн с пограничным слоем. М.: Машиностроение, 1983.144 с.
Васенин И.М. и др. Газовая динамика двухфазных течений в соплах. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1986. 264 с.
6. Виницкий А.М. и др. Конструкция и отработка РДТТ. М. Машиностроение, 1980. 230 с.
Глушко В.П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М. Машиностроение, 1981. 205 с.
Годунов С.К. и др. Численное решение многомерных задач газовой динамики. М.: Наука, 1976. 400 с.
Гришин А.М., Фомин В.М. Сопряженные и нестационарные задачи механики реагирующих сред. Новосибирск: Наука, 1984. 316 с.
Дюнзе М.Ф., Жимолохин В.Г. Ракетные двигатели твердого топлива для космических систем. М.Машиностроение, 1982. 260 с.
Заморин А.П., Мячев А.А., Селиванов Ю.П. Вычислительные машины, системы, комплексы. Справочник. М.:Энергоатомиздат, 1985. 264 с.
Зарубин B.C. Прикладные задачи термопрочноети элементов конструкции. М. Машиностроение, 1985. 292 с. |
Калинин В.В., Ковалев Ю.Н., Липанов А.М. Нестационарные процессы и методы проектирования узлов РДТТ. М. Машиностроение, 1986. 216 с.
Космонавтика. Энциклопедия. М..-Советская энциклопедия, 1985. 528с.
Кутателадзе С.С., Леонтьев А.И. Тепломассообмен и трение в турбулентном пограничном слое. М.: Энергия, 1978. 344 с.
Мармер Э.Н. Углеграфитовые материалы. М.Металлургия, 1973. 135 с.
Николаев ЮМ., Соломонов Ю.С. Инженерное проектирование управляемых баллистических ракет с РДТТ. М.: Воениздат, 1979. 240 с.
Орлов Б.В., Мазннг Г.Ю. Термодинамические и баллистические основы проектирования РДТТ. М.Машиностроение, 1979. 392 с.
Основы теплопередачи в авиационной и ракетно-космической технике. / Под ред. В.К. Кошкина. М.Машиностроение, 1975. 623 с.
Панкратов Б.М., Полежаев Ю.В., Рудько А.К. Взаимодействие материалов с газовыми потоками. М.Машиностроение, 1976. 224 с.
Пасконов В.М., Полежаев В.И., Чудов Л.А. Численное моделирование процессов тепло- и массообмена. М.: Наука, 1984. 89 с.
Пирумов У.Г., Росляков Г.С. Течение газа в соплах. М.: Изд-во МГУ, 1978. 288 с.
Полежаев Ю.В., Юревич Ф.Б. Тепловая защита. М.: Энергия, 1976. 391 с.
25. Применение ЭВМ для термодинамических расчетов металлургических процессов /Синярев Г.Б., Ватолин В.А., Трусов Б.Г., Моисеев IX М.: Наука, 1982 261 с.
Присняков В.Ф. Динамика ракетных двигателей твердого топлива. М. Машиностроение, 1984. 248 с.
Сверхзвуковые неизобарические струи газа. М. Машиностроение, 1985. 248 с.
Свойства конструкционных материалов на основе углерода. Справочник / Под ред. В.П. Соседова. М.: Металлургия, 1975. 266 с.
Соркин Р.Е. Теория внутрикамерных процессов в ракетных системах на твердом топливе. М.: Наука, 1983. 288 с.
Спринжер Дж. С. Эрозия при воздействии капель жидкости. М. Машиностроение, 1981. 199 с. '
Стернин Л.Е., Маслов Б.Н., Шрайбер А.А., Подвысоцкий A.M. Двухфазные моно- и полидисперсные течения газа с частицами. М. Машиностроение, 1980. 172 с.
Тепло- и массообмен. Технический эксперимент. Справочник / Под ред. В.А. Григорьева и В.М. Зорина. М.: Энергоиздат, 1982. 510 с.
Фахрутдинов И.Х., Котельников А.В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива. М. Машиностроение, 1987. 328 с.
Шец Дж. Турбулентное течение. Процессы вдува и перемешивания. М.Мир, 1984. 247 с.
Шишков А.А., Румянцев Б.В. Газогенераторы ракетных систем. М.Машиностроение, 1981. 152 с.
36. Шишков А.А., Силин Б.М. Высотные испытания реактивных двигателей.
М.Машиностроение, 1985. 208 а
37. Шленский О.Ф., Шашков А.Г., Аксенов Л.Н. Теплофизика разлагающихся материалов. М.: Энергоатомиздат, 1985. 144 с.
38. Щеверов Д.Н. Проектирование беспилотных летательных аппаратов. М. Машиностроение, 1979. 263 с.
Эрозия / Под ред. К. Прис. М.Мир, 1982. 464 с.
Юдаев Б.Н. Теплопередача. М.: Высшая школа, 1981. 319 с.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Аварийный исход испытаний 60, 154 - - - многошашечный 22, 28, 31, 86
Агрегаты алюминия 50 - - - секционный 81,82 Акустические колебания газа 57, 58 - - - щелевой 28, 79
База данных 226...228 Интенсивность турбулентности 165,189
Баланс энергии 201 Интенсификация теплообмена 169,182,
Барокамера 145, 146,152,154 186, 189, 190
Бессопловой РДТТ 61,112 Истечение адиабатическое 104
Вдув (впрыск) газа (жидкости) 33, - - - изотермическое 104
35, 137, 184 - - - нестационарное 108
Вектор проектных параметров 43
Величина унесенного слоя 200, 203 Кинетический режим окисления 197-199
Волновое число 182 -
Воспламенительное устройство 37, 38 Коксовое число материала 201, 222 - - - у сопла 92 Корпус воспламенительного устройства 37
Газовый руль 34, 136 - - - РДТТ 23
- - системы старта 14 Коэффициент аккомодации 210, 211
- - стендовый 14, 19, 222 - - - аналогии 172
Газодинамические функции 69, 72, 76 - - - восстановления полного
ГПЗ,14,35 давления 75,78,157
Граничное условие 212, 216, 217 восстановления температуры 164 Десорбция продуктов реакции 197 - - - заполнения 30, 31 Дефлектор 33, 36, 135, 136 - - - линейного расширения Деформация заряда 59,83, 86 твердого топлива 87 Диафрагма 32, 74, 84 - - - рассеяния 195 Дифференциальная установка 117 - - - расхода 59 Диффузионный режим окисления 197, - - - средней скорости горения 78 198,203,206 - - - теплоемкости 219, 221 Доля механического разрушения 204, - - - теплопроводности 216,217, 220 205 - - - теплообмена 162, 177, 180, - - - наполнителя 204 182, 184, 199,212
- - - связующего 213,214 - - - усиления при вдуве газа 138
Дымный ружейный порох 19, 37, 52 Ламинаризация 176
Задержка воспламенения 54, 93, 97 Массовая скорость уноса 198, 201 207
Запуск диффузора 148, 151, 152 Модель с пористыми стенками 112,177
- - - сопла 143, 151 Момент шарнирный 35, 36
Заряд твердого топлива 28 Нестационарный теплообмен 184, 186
- - - всестороннего горения 29, 84 Неизотермичность 168
Окислительный потенциал 199 Температура горящей поверхности 47,
Отсечка тяги 39 48
- - - отделением сопловой части 39,102 - - - продуктов сгорания 50
- - открыванием сопел 39,101 Тензор теплопроводности 216
- - - перемещением сопла 40, 105 Тепловой защиты материалы 25, 26,
Пакет прикладных программ 42 218
Параметр вдува 164 Тепловой эффект 201, 213
Пиролиз195, 220, 222 Течение двухмерное 109, 111, 120
Плоскость разделения потоков 84 - - - замороженное 53
Потери давления торможения 71 - - - многофазное 120, 128
- - - импульса 122 - - - одномерное 50, 66, 91
- - - из-за многофазности 123, 128, 130 - - - пространственное 112, 133
- - - рассеяния 123, 128 Топливо твердое ракетное 15
- - - трения 124 - - - смесевое 15, 18 51
- - - утопленности сопла 129, 130 - - - баллиститное 15, 16
- - - химической неравновесности - - - низкотемпературное 15, 18, 53
123 124 - - - пиротехническое 15,17,19
Продольные вихри 181 - 183 - - - порошкообразное 19
Путь смешения 171,173 - 175 Тротиловый эквивалент 154
Пульсирующее горение 57,58 Турбулентный отрыв потока 135,137,142,155
Разброс давления 55, 56,87, 89 Турбулентная вязкость 172 - 174
- - - площади и углов наклона отсечных Турбулентность ядра потока 165 сопел 101 Угол ориентации тепловому потоку 218,227
Ракеты масса стартовая 21 Удельный импульс 14, 50, 70, 156
- - - неуправляемые 8, 9 - - - боковой силы 138 - - - управляемые 8
- - - баллистические 8,12 Условия гашения 104,106
Свободная конвекция 191 Цилиндрическая горловина сопла 179
Скачок уплотнения на стенке 159, 180
Скорость горения 48 Число Дамкелера 160
- - - в зависимости от температуры 44 - - - Грасгофа 191
- - - давления-16,17,20,45 - - - Нуссельта 162,189
- - - деформации 46 - - - Рэлея 191
- - - скорости потока 45,58 - - - Стантона 162,168,177,179,186
- - - ускорения 46,58 Шероховатость поверхности 164,
- - - распространения пламени 95 169 —171, 224
Сопло 9,23,25 Химическая адсорбция 197 - - - поворотное 9,25, 33,35 Химическое взаимодействие 197, 202, 207 - - - профилированное 113,118
- - - стартовое 61 Экранирующий эффект 208, 211
Степень термодеструкции 219
- - - черноты 193 196 Эксцентриситет реактивной силы 131 Структура композиционных Энергия активации 198
материалов 218 Эрозия 208
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие …………………………………6
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами