Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Ракетный двигатель, работающий на твердом топливе, состоит из корпуса, заряда твердого топлива, соплового блока и воспламенительного устройства. Необходимыми элементами двигательной установки (ДУ) управляемой ракеты на твердом топливе являются также устройство создания управляющих усилий и устройство отсечки тяги (рис. 1.1).
Двигательные установки ракет различных типов в основном являются твердотопливными. Только в ракетах носителях космических аппаратов преимущественное распространение получили жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). Маршевые ступени некоторых управляемых ракет с большой продолжительностью полета оснащаются воздушно-реактивными двигателями.
Ниже кратко описаны области применения твердотопливных двигательных установок и основные параметры ракет.
Неуправляемые ракеты. К ним относятся реактивные системы залпового огня (РСЗО, рис. 1.2 и табл. 1.1, в которой приведены основные данные некоторых советских ракет «Катюша» 1941…1945 гг. [14]), реактивные глубинные бомбы, зенитные, авиационные, реактивные противотанковые гранатометы, тактические, специальные (например, в системах разминирования).
Управляемые ракеты (УР) с аэродинамическими органами управления полетом (на активном и пассивном участках): противотанковые (табл. 1.2), переносные зенитные, зенитные управляемые (табл. 1.3) ракеты классов «земля-воздух», «воздух-воздух», «воздух-земля», противокорабельные, противолодочные и ракеты-торпеды. Для скорейшего перехода к управляемому (маршевому) участку полета, а также во избежание соударения ракеты с поверхностью земли или моря (при характерном для УР наклонном старте) на стартовом (как правило, не управляемом) участке обеспечивается высокая тяговооруженность обычно с помощью стартовых твердотопливных ускорителей или РДТТ с двумя режимами тяги.
Управляемые баллистические ракеты: оперативно-тактические (ОТР) и баллистические ракеты средней дальности (БРСД), межконтинентальные баллистические ракеты (табл. 1.4); баллистические ракеты подводных лодок (табл. 1.5).
В США разработка стратегических ракет с маршевыми ЖРД практически прекращена более 20 лет назад; снимается с вооружения ракета «Титан-2» (принята в 1963 г.). Ампулизированные ЖРД применяются в США в основном в ДУ головных частей (ДУГЧ) твердотопливных стратегических ракет, где требуется глубокое регулирование тяги. Однако для подводных лодок более приемлемой оказалась менее эффективная энергетически, но более безопасная в эксплуатации твердотопливная ДУГЧ (например «Трайдент-1»).
Рис. 1.1 Ракетный двигатель на твердом топливе:
1 – воспламенительное устройство; 2 – теплозащитное покрытие; 3 – корпус типа «кокон»; 4 – заряд смесевого твердого топлива; 5 – линия, соответствующая половине толщины свода; 6 – передний узел крепления; 7 - задний узел крепления; 8 – рулевой привод; 9 – частично вдвинутое поворотное сопло; 10 – силовая оболочка; 11 – герметизирующий слой; 12 – антидиффузионный слой; 13 – защитно-крепящий слой; 14 – слой, контактирующий с потоком; 15 – слой, исключающий склеивание манжеты с покрытием; 16 – манжета.
Таблица 1.1
Параметры неуправляемых ракет РСЗО
Параметр | Оперенные | Турбореактивные | |||
М-8 | М-13 | М-31 | М-14Ф | М-24Ф | |
Калибр, мм Длина, мм Масса, кг Дальность, км Число сопел Угол наклона сопел, Число направляющих | 82 1090 13,3 8,5 1 0 24; 36;48 | 132 1415 42,5 8,5 1 0 16 | 300 1760 92,4 4,3 1 0 12 | 140 1085 39,6 10 10 22 17 | 240 2000 112,2 11 16 15 12 |
Космическая техника. Имеются твердотопливные ракетоносители (РН «Скаут», табл. 1.6); РДТТ применяются также в различных сочетаниях с ЖРД, а именно: два семисекционных РДТТ в составе первой ступени РН «Титан-3С»; два четырехсекционных стартовых РДТТ, запускаемых вместе с ЖРД («Спейс шатл»); верхние ступени, в том числе стабилизируемые вращением РН «Тор-Дельта» и «Торад-Дельта» (в последнем случае имеются также навесные РДТТ).
Рис. 1.2 Реактивные снаряды:
1 – сопло снаряда М-13; 2 – корпус; 3 – семишашечный заряд твердого топлива; 4 – воспламенитель; 5 – узел крепления; 6 – пиропатрон; 7 – пусковое устройство; 8 – диафрагма; 9 – турбореактивный снаряд М-14Ф.
РДТТ применяются также в межорбитальных буксирах. На твердом ракетном топливе работают различные тормозные двигатели, посадочные, двигатели реактивных систем управления, разнообразные двигатели (увода обтекателей и отработанных ступеней, систем аварийного спасения, создания небольшого положительного ускорения для осадки жидкости топлива пред запуском ЖРД и др.); как правило, эти РДТТ имеют малое время работы [10].
______________
* Длина направляющих.
В связи с тем, что РН по стартовой массе на порядок и более превышают баллистические ракеты и для них необходимы высокие энергетические характеристики, регулирование тяги, заправка (снаряжение) на стартовой позиции непосредственно перед пуском, в зарубежных РН получили широкое распространение ЖРД [7]. В ряде случаев, отмеченных выше, оказалось целесообразным применение РДТТ. В США рассматриваются проекты крупных твердотопливных РН (в том числе на базе баллистических ракет), длительно поддерживаемых в готовности к пуску для выполнения задач военной космической программы.
РДТТ применяются и в других областях науки и техники, а именно: в авиации в качестве стартовых ускорителей самолетов, в парашютно-десантных и катапультных системах; для забрасывания спасательного линя с корабля на берег; в качестве двигательных установок метеорологических и геофизических ракет, а также ракет для борьбы с градом. Проведены испытания турбобура на твердом ракетном топливе.
Из сравнения твердотопливных и жидкостных ракетных двигателей (табл. 1.7) видны эксплуатационные преимущества первых. Плотность компоновки твердотопливных ракет в 1,5…2 раза выше, чем жидкостных. Максимальными массами и тягой обладают РДТТ «Спейс шатл» ЖРД для РН «Сатурн-5».
Таблица 1.6
Параметры ступеней РН «Скаут» (США)
Ступень | Тяга, км | Время работы, с | Масса, т | Диаметр, м | Длина, м |
1 2 3 4 | 440 325 75 26 | 76 38 47 25 | 10,8 4,5 1,3 0,26 | 1,0 0,8 0,8 0,46 | 9,1 7,3 1,9 1,48 |
Особенности конструкции твердотопливных ракет и ракетных двигателей открывают широкие возможности их поэтапной модернизации (что можно видеть на примерах развития систем залпового огня и баллистических ракет подводных лодок).
Таблица 1.7
Основные параметры РДТТ и ЖРД
Параметр | РДТТ | ЖРД (низкокипящие компоненты) |
Удельный импульс тяги, м/с Плотность топлива, г/см Полетное дросселирование тяги Многократный запуск Наибольшая масса топлива, 10кг Наибольшая тяга единичной ДУ, МН Стартовая перегрузка Возможность длительного поддержания (15 лет) готовности снаряженной ДУ к запуску Безопасность эксплуатации снаряженной ДУ | 2863 1,8 Т Т 502 14 2…3
+
+ | 4464 0,345 + + - - 1,2…1,6
+
Т |
Примечание. Т – трудно осуществляется; + - применяется; * - жидкий кислород и жидкий водород, ЖРД для космического аппарата «Спейс шатл».
Основные узлы твердотопливного ГГ сходны с главными узлами РДТТ: ГГ состоит из корпуса, заряда твердого топлива, воспламенителя и выхлопного устройства с газоходом, ресивером и (возможно) регулятором расхода; нередко в газовом тракте ГГ устанавливаются охлаждающие устройства и фильтры [35].
Продукты газогенерации истекают либо при сверхкритическом перепаде давлений (через одно или несколько сопел к различным потребителям), либо при докритическом, либо часть газов истекает при сверхкритическом, а часть – при докритическом. Увеличенные тепловые и газодинамические потери, утечки газа в питаемых устройствах, их изменения во времени, малые коэффициенты импульса и расхода – все это оказывает существенное влияние на рабочие характеристики ГГ. основные области применения твердотопливных ГГ следующие:
бортовые источники мощности (до 10кВт) или газа;
ГГ систем старта (например, для открытия створок крышки шахтного ствола; для поднятия крышки траншеи и подъема контейнера с ракетой в вертикальное положение, мощность таких ГГ достигает 10кВт; для создания повышенного давления в подракетном объеме с целью обеспечения старта ракеты из шахтного ствола или пускового контейнера);
стендовые ГГ для исследования и отработки новых топлив, теплозащитных материалов и элементов сопловых блоков. Технические задачи, для решения которых предназначены ГГ, определяют конкретные требования, как-то: время работы; расход (мощность на выходе); температура и состав продуктов генерации; диапазон давлений в корпусе.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами