5.5. Воздействие газовых потоков
НА МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТРАКТА РДТТ
Отдельные элементы РДТТ — облицовки минимального сечения, насадки концевых частей сопел большой степени расширения, исполнительные и регулирующие расход газа элементы устройств создания управляющих усилий - выполняют из сплавов на основе тугоплавких металлов. Заметное окисление W и Мо наступает при температуре около 900 К с образованием различных окислов, наиболее устойчивыми из которых являются WO2, WO3, МоО2, МоО3 [20]. Но они имеют невысокие значения температуры плавления и не защищают поверхность от окисления при дальнейшем росте температуры поверхности.
По результатам анализа продуктов реакций Мо и W в потоках воздуха, СО2 и Н2О при значениях температуры до 2370 К для Мо и вплоть до температуры плавления для W установлено, что окисление идет до образования трехокисей МоО3 и WO3 в реакциях
Мо+1,5О2МоОз; W+ЗСО2WO3+3CO;
Мо+ЗСО2МоО3+ЗСО; W+3H2OWO3+ЗН2; (5.14) Мо+Н2ОМоО3+ ЗН2;
Скорость окисления в кинетическом режиме
, (5.15)
где m — изменяется в кг/ (м2•с); — кратность химического взаимодейтсвия.
В диффузионном режиме (Tw>2700 К) скорость окисления
. (5.16)
Суммарная скорость уноса массы при обтекании смесью газов . При окислении металлов газовым потоком наличие продуктов реакций (5.14) смещает термодинамическое равновесие влево по температурной шкале, и скорость уноса может определять и кинетика окисления и диффузия конечных продуктов реакций. Поэтому за реальную скорость окисления принимают меньшее из рассчитанных значений по (5.15) и (5.16).
Реакции окисления металлов являются экзотермическими и ускоряют прогрев обтекаемого элемента. |
Расчетные оценки дают небольшие значения скорости окисления сплавов на основе W для РДТТ, продукты сгорания топлива которого имеют Вт<0,05; скорость уноса и<0,001 мм/с в окрестности минимального сечения. Поэтому экспериментально унос металлических элементов после стендовых испытаний установить невозможно ввиду относительно небольшого времени работы РДТТ (t=60...70с). Кроме того, существуют усадочные явления при остывании элемента, искажающие истинные размеры его в момент окончания работы двигателя.
При достижении поверхностью значения температуры плавления массовую скорость квазистационарного уноса оплавленного слоя можно оценить из баланса энергии на стенке:
.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами