logo search
приборы + электрообор / 0

1.3 Общие требования по сертификации, лицензированию членов летного экипажа

Лица, относящиеся к авиационному персоналу, должны соответствовать квалификационным требованиям по профессиональному признаку, состоянию здоровья и иметь правильно оформленное свидетельство в соответствии с авиационными правилами Украины.

Свидетельство выдается отдельно на каждую специальность лиц авиационного персонала.

В свидетельство могут вноситься отметки на право выполнения каких-либо функций, предусмотренных другими специальностями.

Члены летного экипажа обязаны иметь при себе свидетельство во время выполнения профессиональной деятельности и проводить такую деятельность согласно с условиями и ограничениями, предусмотренными свидетельством.

Свидетельство авиационного персонала может быть анулировано или действие его приостановлено, а также могут быть ограничены предоставленные ему права в случае нарушения требований нормативно-правовых актов, которые регламентируют летную работу, организацию воздушного движения, технического обслуживания авиационной техники, что непосредственно влияют на безопасность полетов.

Примечание. Владельцу свидетельства запрещается выполнять профессиональную деятельность, предусмотренную свидетельством и соответствующими рейтингами, пребывая под влиянием какого-либо психотропного вещества, что может привести к невозможности надлежащим образом выполнять профессиональные функции с соблюдением установленных требований безопасности.

Пилоту коммерческой авиации разрешается выполнять функции командира воздушного судна во время выполнения полетов до достижения им 60 лет и 65 лет – если полеты выполняются в составе экипажа на воздушного судна , сертифицированному для выполнения полетов более чем одним пилотом, и второй пилот младше 60 лет.

Пилоту коммерческой авиации, который выполняет функции второго пилота, разрешается выполнять свои обязанности по выполнению полетов до достижения им возраста 65 лет.

Пилот авиации общего назначения имеет право выполнять полеты по наличию действующего медицинского сертификата.

Сертификация и допуск авиационного персоналак авиационной леятельности

Кандидат на получение свидетельства обязан продемонстрировать соответствие своих знаний и профессиональных навыков требованиям для выдачи соответствующего свидетельства. Порядок аттестации определяется авиационными правилами Украины.

Кандидат на получение свидетельства, рейтинга обязан иметь соответствующую подготовку по утвержденной программе в сертифицированном учебном заведении, надлежащий опыт и пригодность по состоянию здоровья, подтвержденный в установленном порядке. Порядок сертификации и допуска авиационного персонала к авиационной деятельности устанавливается авиационными правилами Украины.

Общие требования к свидетельствам

Авиационные специалисты допускаются к самостоятельной профессиональной деятельности по эксплуатации воздушного судна исходя из условий, что они имеют официальное разрешение Госавиаадминистрации на выполнение такой деятельности в виде свидетельства авиационного персонала (кроме удостоверения курсанта).

Авиационным специалистам выдаются такие свидетельства или удостоверения:

а) членам экипажа воздушного судна:

- удостоверение курсанта-пилота (самолет/вертолет);

- свидетельство пилота-аматора (самолет/вертолет);

- свидетельство коммерческого пилота (самолет/вертолет);

- свидетельство транспортного пилота (самолет/вертолет).

Укравиатранс (Госавиаслужба) выдает свидетельства авиационных специалистов на основании объективной оценки соответствия кандидата на получение свидетельства требованиям и процедурам, установленными Правилами выдачи свидетельств в Украине.

Удостоверение курсата выдает МКК (Межведомственная квалификационная комиссия) летного учебного заведения на основании приказа о допуске его к летному обучению.

Кандидат на получение свидетельства орпеделенного вида и/или квалификационной отметки обязан иметь соответствующую профессиональную подготовку по утвержденной программе в сертифицированном учебном заведении, надлежащий опыт и пригодность по состоянию здоровья. Подготовка авиационного ерсонала Украины, которая выполняется в других государствах для эксплуатации воздушного судна иностранного производства, обязана быть признана Укравиатрансом (Госавиаслужба).

При нарушении требованийнормативно-правовых документов, которые регламентируют летную работу, что непосредственно влияют на безопасность полетов, авиационный специалист может быть ограничен в правах, данных ему свидетельством, с ограничениями срока действия данного свидетельства или без, путем внесения соответствующей записи в XIII раздел дополнительной временной части свидетельства. При этом определяются характер нарушения с указанием на соответствующий пункт нормативного документа, вид ограничения, должность, фамилия лица, которая внесла запись, аэропорт, дата и подпись.

Владелец свидетельства, в которое внесено ограничение, имеет право закончить выполнение задания на полет, если нарушение не связано с авиационным происшествием или связанным с риском употребления психоактивных веществ, и в месячный срок направляется руководством авиакомпании (авиапредприятия) в структурное подразделение Госавиаадминистрации по выдаче свидетельств для проверки знаний спецдисциплин с целью подтверждения квалификации. Проверку техники пилотирования, самолетовождения, практической работы в полете после проверки знаний спецдисциплин осуществляет инспекторский состав Госавиаадминстрации, который имеет соответствующие свидетельства авиаспециалиста. По результатам проверки структурное подразделение Госавиаадминстрации по выдаче свидетельств, учитывая требования Правил, согласовывает с Главной инспекцией безопасности полетов решение про снятие или сохранения органичений.

Владельцу свидетельства разрешается проводить обучение, необходимое для выдачи определенного свидетельства или квалификационной отметки, выполнять сертификационные проверки, если он имеет:

- соответствующую квалификационную отметку инструктора;

- допуск на выполнение функций представителя Госавиаадминистрации.

Владелец свидетельства прекращает выполнение прав, которые предоставляются свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, в случае ухудшения здоровья, что может помешать им безопасно выполнять данные права.

Общие требования свидетельств и квалификационных отметок пилотов.

Владелец свидетельства пилота может быть допущенный к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота какого-либо из этих воздушных судов :

- самолет;

- вертолет;

- планер;

- свободный аэростат.

Вид воздушного судна указывается в названии самого свидетельства. Если владелец свидетельства пилота претендует на получении свидетельства другого вида воздушного судна, то Госавиаадминстрация определяет соответствие претендента установленными правилами требований и принимает решение про выдачу нового свидетельства.

Квалификационная отметка про класс и тип воздушного судна– для воздушного судна, которые сертифицированы для полетов с одним пилотом, устанавливаютсятакие отметки про класс:

- однодвигательный, сухопутный;

- однодвигательный, гидросамолет;

- многодвигательный, сухопутный;

- многодвигательный, гидросамолет.

Квалификационные отметки про тип воздушного судна устанавливаются для каждого типа.

Квалификационные отметки про класс и тип воздушного судна заносятся в дополнительную временную часть свидетельства.

Квалификационные отметки про тип воздушного судна заносятся с определением функций командира воздушного судна или второго пилота.

Квалификационная отметка про класс воздушного судна заносится в свидетельство после демонстрации кандидатом необходимого уровня знаний и умения для соответствующего типа воздушного судна.

Квалификационная отметка про тип воздушного судна заносится, если кандидат:

- под контролем пилота-инструктора на соответствующем типе ВС и/или на соответствующем пилотажном тренажере прошел подготовку по утвержденной программе и отработал:

  1. взлет, посадку, полет по обычным схемам, маневры на всех этапах полета;

  2. действия и пилотирование в особых случаях, при отказе силовой установки и других систем;

  3. полет по приборам, включая заход на посадку, уход на второй круг и заход на посадку по приборам с использованием точных и неточных посадочных систем в нормальных и аварийных условиях, в том числе с имитацией отказа двигателя (если это предусмотрено РЛЭ);

  4. взаимодействие в экипаже во всех особых случаях, что предусмотрены в РЛЭ;

  5. продемонстрировал умения и знания, необходимые для обеспечения необходимого уровня безоности полета, что соответствуют обязанностям командира воздушного судна или второго пилота, и прошел проверку по утвержденной программе;

  6. продемонстрировал уровень знаний, определенный Правилами для соответствующего свидетельства, и прошел проверку.

Командир воздушного судна и второй пилот допускаются к выполнению полетов в условиях ППП. Квалификационная отметка про допуск к полетам в условиях ППП к свидетельству транспортного пилота (самолет) не заносится, так как она является составной частью такого свидетельства.

Учет полетного времени. Курсанту-пилоту или владельцу свидетельства пилота в налет засчитывается полностью все время, на протяжении которого он выполнял полеты на рабочем месте пилота самостоятельно или с инструктором на самолете с двойным управлением. Это время засчитывается в общий налет, который необходим для первичного получения свидетельства пилота или свидетельства пилотв высшего уровня.

Время полета, на протяжении которого пилот выполня под контролем пилота-инструктора функции командира воздушного судна, засчитывается полностью в суммарный налет, который необходим для получения свидельство высшего уровня. Такие полеты выполняются по специальной программе с пилотом-инструктором на правом сидении.

Владельцы свидетельств пилотов не допускаются до выполнения функций командира воздушного судна занятых в регулярных или нерегулярных международных воздушных перевозках, если выполняются за плату или по найму, при достижении 60-го возраста.

А) Требования, предъявляемые к кандидату для получения свидельства пилота-аматора PPL:

- возраст кандидата – не менее 17 лет;

- обязан пройти курс наземной подготовки в сертифицированном Госавиаадмини- страцией летном учебном заведении перед началом учебных полетов;

- иметь действующий медицинский сертификат, соответствующий первому стандарту здоровья;

- продемонстрировать знания, соответствующие правам, которые выдаются владельцу свидетельства пилота-аматора (самолет/вертолет) в таких областях – воздушное право, эксплуатация воздушного судна, его летные характеристики и планирование полетов, возможности и ограничения человека в летной деятельности, авиационная метеорология, воздушная навиагация, эксплуатационные процедуры, радиосвязь;

- иметь общий налет не менее 40 часовв качестве пилота самолета/вертолета (разрешается в этот налет засчитать не более 5 часов налета, выполненных с пилотом-инструктором на комплексном пилотажном тренажере);

- иметь не менее 10 часовсамостоятельного налета на самолетах под руководством пилота-инструктора,включая 5 часовсамостоятельного налета по маршруту, при этом один полет по маршруту обязан быть протяженностьюне менее 280 км (150 м.миль)с посадкой до полной остановки на двух разных аэродромах.

Права владельца свидельства пилота-аматора и условия выполнения таких прав:

- свидетельство пилота-аматора, срок действия которого не закончился, дает его владельцу право выполнять функции, но не за плату.

- командира воздушного судна на воздушное судно с одним пилотом, максимальная взлетная масса которого 5700 кг и менее, которые не выполняют полеты с целью получения прибыли;

- второго пилота (где необходим второй пилот) на воздушное судно с максимальной взлетной массой 5700 кг и менее, которые не выполняют полеты с целью получения прибыли;

- пилот-аматор может выполнять полеты только в условиях ПВП.

Примечание. Свидетельство курсанта-пилота дает право курсанту пребывать на борту воздушного судна и быть включенным в полетное задание для прохождения программы летной подготовки с обязательным прохождением соответствующей теоретической и тренажерной подготовки (см. рис. 1.1).

Курсант-пилот не допускается к пилотированию воздушного судна при выполнению полетов с пассажирами на борту.

Б) Требования, предъявляемые к кандидату для получения свидельства коммерчес- кого пилота (CPL):

- возраст не менее 18 лет;

- обязан пройти курс наземной подготовки в сертифицированном Госавиаадминистрацией летном учебном заведении перед началом учебных полетов;

Рисунок 1.1 - Прохождение курсантом программы летной подготовки

- иметь действующий медицинский сертификат, соответствующий второму стандарту здоровья;

- продемонстрировать знания, соответствующие правам, которые выдаются владельцу свидетельства пилота-аматора (самолет/вертолет) в таких областях – воздушное право, эксплуатациивоздушного судна , его летные характеристики и планирование полетов, возможности и ограничения человека в летной деятельности, авиационная метеорология, воздушная навиагация, эксплуатационные процедуры, аэродинамику полета воздушного судна; радиосвязь;

- иметь общий налет не менее 150 часов (разрешается в этот налет засчитать не более 10 часов налета, выполненных с пилотом-инструктором на комплексном пилотажном тренажере);

- общий налет состоит из не менее чем 70 часов в качестве командира ; воздушного судна;

- 20 часов налета по маршруту в качестве командира воздушного судна, включая полет по маршруту протяженностью не менее чем 555 км (300 м.миль) с выполнением посадок с полной остановкой на двух разных аэродромах;

- 10 часов налета по приборам, из которых не более чем 5 часов может составлять время наземной тренировки по приборам на комплексном пилотажном тренажере;

- 5 часов налета ночью, включая 5 взлетов и 5 посадок в качестве командира воздушного судна .

Права владельца свидельства коммерческого пилота (если не вышел срок его действия) и условия выполнения таких прав:

- выполнять функции командира воздушного судна при коммерческих воздушных перевозках на каком-либо воздушного судна, который сертифицирован для полетов с одним пилотом;

- выполнять функции второго пилота при коммерческих воздушных перевозок на каком-либо воздушного судна, для эксплуатации которого необходим второй пилот;

- использовать все права владельца свидетельства пилота-аматора (самолет/вертолет);

- разрешается выполнять функции командира воздушного судна при коммерческих воздушных пере- возках на воздушных судах 3-го и 4-го классов, для эксплуатации которых необходим второй пилот, без права выполнения международных полетов;

- пилотирование воздушного судна в условиях ППП при наличии квалификационной отметки на право полетов по приборам;

- пилотирование многодвигательных воздушных судах выполнять только при наличии таковой квалификационной отметки.

Вопросы самоконтроля по разделу 1:

1 Какие функции выполняет Европейская Объединенная Авиационная Инспекция (Joint Aviation Authority /JAA/)?

2 На каких основаниях выдают лицензии и сертификаты национальные авиаинспекции?

3 К какой авиации не относятся требования JAR-OPS 1.

4 В каких случаях происходит исключение воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Украины?

5 Перечислите основныеправила и порядок сертификации, лицензирования воздушного судна в Украине.

6 Назовите основные виды работ при сертификации воздушного судна в Украине.

7 Что относится к «ожидаемым условиям эксплуатации»?

8 Назовите общие требования относительно свидетельств и квалификационных отметок пилотов.

9 В каких случаях заносится в свидетельство пилота квалификационная отметка про тип воздушного судна?

10 Перечислите возрастные ограничения для пилотов коммерческой авиации.

11 Назовите основные требования, предъявляемые к кандидату для получения свидельства пилота-аматора PPL.

12 Назовите основные требования, предъявляемые к кандидату для получения свидельства коммерческого пилота (CPL).

13 Перечислите основные права владельца свидельства коммерческого пилота.

14 Как ведется учет полетного времени курсанту-пилоту (владельцу свидетельства пилота)?

15 Перечислите общие требования предъявляемые к свидетельствам авиационных специалистов.