logo search
приборы + электрообор / 0

4.1 Общие положения. Порядок применения меl по этапам полета

Основной перечень минимального исправного оборудования (MMEL) - перечень, составляемый организацией, ответственной за типовую конструкцию, для конкретного типа воздушных судов, утверждаемый государством разработчика и определяющий компоненты оборудования, неисправность одного или нескольких из которых не препятствуют началу полета. В MMEL могут оговариваться особые эксплуатационные условия, ограничения или правила;

Перечень минимального исправного оборудования (MEL)- перечень, предусматривающий эксплуатацию воздушного судна в определенных условиях при отказе конкретного компонента оборудования, который составляется эксплуатантом в соответствии с MMEL для данного типа воздушных судов или более жесткими требованиями;

Перечни минимального исправного оборудования

Выполнение коммерческих воздушных перевозок при отказе в работе какого-либо прибора, оборудования или системы допускается на основании MEL, за исключением случаев выполнения полетов на воздушных судах, разработанных или эксплуатировавшихся в СССР, для которых основанием для выполнения полета с отказавшими приборами, оборудованием или системой могут служить положения РЛЭ.

MEL, предназначенныйдля определения возможности эксплуатации воздушногосудна с неработающимиприборами, оборудованием или системами в рамкахконтролируемой и обоснованной программы проведения ремонтных работ и заменыоборудования, составляется для каждого воздушного суднана основании основногоперечня минимального исправного оборудования(далее – MMEL) или для воздушных судов, разработанных или ранее эксплуатировавшихся в СССР,Украине и страх СНГ - требований РЛЭ ВС.

MMEL, применяемыйдля разработки перечня минимальногооборудованияэксплуатанта - MEL, издается держателем сертификататипа воздушного судна сучастием авиационной промышленности для улучшения использования самолета иутверждается Уполномоченныморганом государства разработчика ВС (FAA для всех ВС производства фирмы «Боинг»).

MEL/CDLпредназначендля поддержания законности эксплуатации самолета в определенныйотрезок времени, пока неисправность не устранена.

MEL включается в РПП и должен содержать:

- предисловие, содержащее правила применения перечня минимального оборудования техническим персоналом и летными экипажами воздушных судов;

- определения и пояснения применяемых терминов;

- перечень являющихся признаками выхода из строя приборов, оборудования и систем, соответствующих предупреждающих и уведомляющих сигналов;

- перечень приборов, оборудования и систем, при выходе из строя которых допускается эксплуатация воздушного судна, с указанием для каждого воздушного судна:

- количества установленных приборов на воздушном судне и количества требуемых для выполнения полета;

- допустимого периода восстановления работоспособности вышедшего из строя прибора, оборудования или системы;

- необходимости маркирования прибора, оборудования и системы в кабине экипажа воздушного судна и (или) пассажирской кабине;

- требуемых дополнительных процедур технической подготовки и летной эксплуатации воздушного судна к полетам, если таковые требуются;

- условий применения настоящего пункта, включая прогнозируемые условия полета, при которых запрещено его начинать с отказавшим устройством.

Возможность выполнения коммерческих воздушных перевозок при возникновенииотказов и неисправностей систем, оборудования или при отклонениях от стандартной конфигурации,устранение которых может быть отложено,определяется специально разработанными для каждого типа ВС перечнями:

- Перечень допустимых отказов и неисправностейна ВС отечественногопроизводства;

- Minimum Equipment List -MEL- перечень минимального оборудования ВСиностранного производства;

- Configuration Deviation ListCDL- перечень отклоненийот стандартнойконфигурации(отсутствие или повреждение элементов конструкции и т.д.) ВСиностранного производства.

Перечни хранятся на борту ВС в составе РЛЭ (Перечень допустимыхотказов инеисправностейна ВС Ан-24/26, Як-40, Ан-140, Ан-148 и т.д.) или в виде отдельных сборников (MEL/CDL ВС иностранного производства). НаВС иностранного производства в некоторых авиакомпаниях MEL и CDL объединены в одном томе.

При утверждении MEL учитываются:

- опыт эксплуатации данного типа воздушного судна;

опыт эксплуатации данного типа и аналогичных типов воздушного судна эксплуатантом;

- квалификация и подготовка членов летных экипажей воздушного судна эксплуатанта.

При выходе из строя нескольких указанных в MELкомпонентов оборудования, эксплуатация воздушных судов допускается после установления в соответствии с процедурами, установленными эксплуатантом в РПП, отсутствия взаимосвязей между неработающими компонентами, приводящих к снижению уровня безопасности ниже допустимого предела или к чрезмерному увеличению нагрузки на летный экипаж.

При определении возможности обеспечения приемлемого уровня безопасности эксплуатант должен учитывать вероятность дополнительных отказов приборов, оборудования или систем воздушного судна при продолжении эксплуатации с неработающими системами или оборудованием.

В случае допуска к полету воздушного судна при выходе из строя какого-либо прибора, оборудования или системы в бортовой журнал воздушного судна техническим персоналом, производящим подготовку воздушного судна к вылету, вносятся сведения о вышедших из строя приборах, оборудовании или системах и выполненных процедурах подготовки к полету с ними, а также производится маркировка отказавших приборов, если таковая требуется.

Окончательное решение о начале полета при выходе из строя какого-либо прибора, оборудования или системы принимает командира воздушного судна.

В случае обнаружения выхода из строя какого-либо прибора, оборудования или системы после закрытия дверей воздушного судна с целью выполнения полета КВС организует выполнение процедур, предписанных РЛЭ, и принимает решение о прекращении или продолжении выполнения полета на основании требований MELи РЛЭ и, в случае необходимости, обращается к техническому персоналу.

Справочная информация в РПП, основанная на MEL, должна позволять КВС быстро принимать решение о прекращении, продолжении полета от закрытия дверей воздушного судна с целью выполнения полета до начала разбега.

Эксплуатант принимает меры к тому, чтобы ремонт вышедших из строя каких-либо приборов, оборудования или систем выполнялся в возможно короткий срок. Повторное применение пункта MELпри выявлении выхода из строя какого-либо прибора, оборудования или системы в первых четырех полетах после ремонта допускается только для возврата воздушного судна на базовый аэродром или аэродром, имеющий организацию по техническому облуживанию и ремонту воздушных судов.

Эксплуатант, осуществляющий полеты с применением MEL, разрабатывает и включает соответствующие положения в программы подготовки членов летного экипажа воздушного судна.

Перечень допустимых отказов и неисправностейнаВС отечественногопроизводствапозволяетвыполнить полет до базового аэропорта.

MEL может включать в себя пункты, не указанные в MMEL, при наличии контроля и утверждения FAA. MEL может отличаться по объему требований от MMEL, но неможет быть меньше по содержанию требований MMEL.

При определении возможностиобеспечения приемлемого уровня безопасностинеобходимо учитывать вероятность дополнительныхотказов приборов,оборудования или систем ВС при продолженииэксплуатации снеработающими системами или оборудованием согласно MEL.

В случае допуска к полету воздушногосудна при выходе из строя какого-либоприбора, оборудованияили системы в ATL техническим персоналом,производящимподготовку воздушного судна к вылету, вносятся сведения о вышедших из строя приборах, оборудованииили системах и выполненныхпроцедурах подготовки к полету с ними, а также производитсямаркировкаотказавших приборов, если таковая требуется.

Информация об отложенных ранее дефектах в соответствии с MEL/CDL приводится в Перечне отложенных дефектов (List of Deffered Defects). При определениипериодов действия (Repair Intervals) время отсчитывается по UTC.

Командиру воздушного судна запрещается принимать решение на вылет, а ИТП передавать экипажу ВС с неустраненными неисправностями(отказами), не оформленными вустановленном порядке согласно MEL/CDL (см. рис. 4.1.).

Рисунок 4.1 - Устранение неисправности инженерно-техническим персоналом

При выходе из строя нескольких указанных в MEL компонентов оборудованиявоздушного судна,решение о допуске к эксплуатации принимается в следующем порядке:

- инженерно-техническим персоналом (ИТП), осуществляющим подготовку ВС к вылету, в соответствии с процедурами указанными в MEL,определяетсятехническая возможность эксплуатации ВС с не устранёнными дефектами. Еслиположения MEL запрещают эксплуатациюВС с не устранёнными взаимосвязанными дефектами, ВС к полёту не допускается.

- полётным диспетчером на этапе принятия предварительногорешения напроизводствополета изучаются условия эксплуатацииВС с не устранёнными дефектами,перечисленными в Перечне отложенных дефектов. Если положения MEL разрешают эксплуатацию ВС с не устранёнными взаимосвязанными дефектами, полётным диспетчером оценивается возможность выполнения рейсана данном ВС.

- экипаж ВС, при получении во время предполётной подготовки информациииз Перечня отложенных дефектов о выходе из строя нескольких указанных в MELкомпонентовоборудования ВС, обязан убедиться в отсутствии взаимосвязеймежду неработающими компонентами, приводящих к снижению уровня безопасности ниже допустимого предела или к чрезмерному увеличениюнагрузки на экипаж итолько после этого принять решение на вылет.

При необходимости,экипаж ВС при проведении предполётного брифинга можетобратиться за консультацией к полётному диспетчеруили специалистамТехнического департамента. Консультацияможет быть дана, как устно, так и дистанционно сиспользованием средств связи.

Пункты MEL, требующие выполнения определенныхдействий ИТП имеютмаркировку «М» (Maintenance), а экипажа - маркировку «О» (Operator), при этомуказываются ограничения (при наличии), необходимость и требования к данномуоборудованию для выполнения полетов по категориям захода на посадку, выполнения полетапо правилам ETOPS и др.. В случае, если в MMEL дается ссылка на другие источники информации(AFM, FPPM и др.), при разработке MELприводятся данные из этих источников.

Особое внимание необходимообращать на пункты MEL, имеющие отметку «М» – Maintеnance action required. Вэтом случае требуется выполнение определенных действий по деактивации систем, фиксации каких-либо элементов в определенномположении и т.д.. Если отказ произошел в процессе руления перед взлётом, КВСможет принять решение продолжитьрейс в случаях, не требующих каких – либо действий со стороны инженерно-техническогоперсонала согласно процедуре выполнения полёта по MEL.

Технический департамент авиакомпаниипринимает меры к тому, чтобы ремонт вышедших из строя каких-либо приборов, оборудованияили систем выполнялся в возможно в короткий срок. Повторное применениепункта MEL при выявлении выхода из строякакого-либо прибора, оборудования или системы в первых четырехполетах после ремонта допускается только для возврата воздушногосудна набазовый аэродром или аэродром, имеющий организацию по техническому облуживанию и ремонту воздушных судов (по договорённости авиакомпании). Устранение неисправности производится при ближайшей возможности.

Все лётные специалисты, осуществляющиеполеты с применением MEL/СDL,проходят первоначальноеобучение по применению MEL/СDL в эксплуатации воздушных судов при переподготовкена новый тип ВС. Дальнейшая подготовка членов лётных экипажей проводится в процессе наземной подготовки перед тренажёрам и периодической тренировки на тренажере.

Порядок применения MEL по этапам полёта