logo search
приборы + электрообор / 0

Термины и определения

Авиационный персонал – работники гражданской авиации, деятельность которых непосредственно направлена на осуществление целей, в которых используется гражданская авиация.

Базовый вес пустого самолета (Basic Empty Weight - BEW) - вес конструкции сучетом конфигурацииВС, определяется по результатам взвешивания самолёта(Weighting Report) после изготовления,ремонта или перерасчетом послеперекомпоновкиВС, или периодически в установленные нормативными документами сроки.

Базовый вес самолета (BasicWeight -BW) -весконструкции сучетомконфигурацииВС (BEW) плюс вес несъемного стандартного оборудования, плюс вес спец.жидкостей и плюс вес невырабатываемого остатка топлива.

Балластное топливо (Non usable fuel, Ballast Fuel - BFL) - топливо сверх расчетногоколичества, заправляемое в целях обеспечения центровок самолета в заданном диапазоне. Включается в ZFW.

Вес самолета без топлива (Zero Fuel Weight - ZFW) - вес снаряженного самолета DOW, загрузка самолета TLD и, если есть, балластное топливо.

Вес снаряженного самолета (Dry Operating Weight - DOW) - базовый вес самолета(BW) плюс вес снаряжения, а в снаряжение самолета в зависимостиот типа ВС и условий предстоящего полета включаетсяэкипаж с багажом, бортовая документация, съемное буфетно-кухонноеоборудование, бортовое питание, средства обслуживания пассажиров, запасмедицинских средств, вода в системе водоснабжения,аварийно-спасательноеоборудование, спасательныежилеты экипажа и пассажиров, спасательные плоты,техническаяаптечка, контейнер для перевозки спецсредств.

Воздушное судно - любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодей- ствия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности.

Воздушное судно, для эксплуатации которого требуется второй пилот - тип воздушного судна, для эксплуатации которого требуется второй пилот, как определено в сертификате типа или сертификате эксплуатанта.

Время полета (налет) по приборам- время, в течение которого пилот пилотирует воздушное судно исключительно по приборам без использования внешних ориентиров.

Второй пилот - имеющий свидетельство пилот, который выполняет любые функции пилота, кроме функций командира воздушного судна; исключение составляет пилот, находя- щийся на борту воздушного судна исключительно с целью прохождения летной подготовки.

Загрузка самолета (Traffic Load - TLD) - общий вес пассажиров, багажа, груза,некоммерческой загрузки и балласт в виде груза.

Квалификация - сочетание умений, знаний и установок, требуемых для выполнения задачи на предписанном уровне.

Квалификационная отметка- запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему отношение и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству.

Командир воздушного судна– пилот, имеющий допуск к самостоятельным полетам на воздушном судне данного типа, в обязанности которого входит руководство деятельностью экипажа по организации и выполнению полета.

Командир воздушного судна под наблюдением- второй пилот, выполняющий под наблюдением командира воздушного судна обязанности и функции командира воздушного судна в соответствии с методикой наблюдения, приемлемой для полномочного органа по выдаче свидетельств.

Командно-летный состав– должностные лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава и занимающие летную должность.

Коммерческая воздушная перевозка. Полет воздушного судна для перевозки пассажи- ров, грузов или почты за плату или по найму.

Коммерческая загрузка (Pay Load, PLD) - общий вес пассажиров, багажа и груза, определяется диспетчером службы организации перевозок.

Летно-инструкторский состав– лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава, допуск к инструкторской работе по специальности и занимающие должность инструктора.

Летное мастерство.Постоянное принятие правильных решений с использованием глубоких знаний, навыков и установок для выполнения целей полета.

Летная проверка– процесс определения уровня знаний и умений экипажа (членов экипажа) в целях и сроки, предусмотренные руководящими документами.

Летная тренировка– процесс обучения летного состава в целях приобретения (восстановления) навыкоф летной работы.

Летная работа– работа, проводимая летным составом по выполнению задания на полет.

Летный состав– члены экипажа, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушного судна данного типа и (или) его оборудования.

Максимальный вес самолета без топлива (Maximum Zero Fuel Weight - MZFW) - максимально допустимый вес самолета без топлива, устанавливается Производителем самолета.

Максимальный взлетный вес по конструкции (Maximum Structural Take OffWeight - MSTOW) - максимально допустимый вес самолета для взлета в нормальныхусловиях, устанавливается производителем самолета.

Максимальный посадочный вес по конструкции (Maximum Structural LandingWeight - MSLW) - максимально допустимый вес самолета для посадки внормальных условиях, устанавливается Производителем ВС.

Максимальный рулежный вес (Maximum Taxi Weight - MTW) - максимально допустимый вес самолета для маневрирования на земле (руление,буксировка), устанавливается Производителем самолета.

Максимальный взлетный вес (Maximum Take Off Weight - MTOW) - максимально допустимый вес самолета для взлета в данном аэропорту, с данной ВПП при данныхусловиях, определяется полётным диспетчером и лётным экипажем.

Максимальный посадочный вес (Maximum Landing Weight - MLDW или MLAW,или MLW) - максимально допустимый вес самолета для посадки в данном аэропорту, на данную ВПП при данных условиях, определяетсяполётным диспетчером и лётным экипажем.

Медицинское заключение- является доказательством того, что Договаривающееся государство подтверждает соответствие обладателя свидетельства конкретным требованиям, предъявляемым к годности по состоянию здоровья.

Максимальная коммерческая загрузка - MPLD - максимальная коммерческая загрузка, определяется диспетчером по центровке, полётным диспетчером илётным экипажем.

Организация летной работы– система мероприятий по планированию летной работы и управлению летными подразделениями и экипажами воздушных судов ГА для выполнения планов авиакомпании и обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов.

Ошибка - действие или бездействие члена эксплуатационного персонала, которое приводит к отступлению от намерений или ожиданий организации или этого члена эксплуата- ционного персонала.

Пилотировать - манипулировать органами управления воздушного судна в течение полетного времени.

План полета- определенные сведения о намеченном полете или части полета воздушного судна, представляемые органам обслуживания воздушного движения.

Послеполетная работа– работа, выполняемая экипажем с момента выключения двигателя (двигателей) до завершения всех операций, связанных с выполнением задания на полет.

Предварительная подготовка– основной вид подготовки экипажа к полету (полетам), в процессе которого проводятся изучение материалов, подготовка документов, отработка действий и контроль готовности экипажа к выполнению задания на полет.

Предполетная подготовка– этап подготовки экипажа к выполнению данного полета, содержащий операции с момента явки в АДП (при авиационных работах – на рабочий аэродром) до момента запуска двигателя для полета.

Профессиональная подготовка летного состава – процесс приобретения, сохранения и совершенствования летным составом знаний и умений, необходимых для выполнения летной работы.

Самостоятельный налет- время полета, в течение которого пилот-курсант является единственным лицом на борту воздушного судна.

Сводная загрузочная ведомость (СЗВ, Loadsheet) и Центровочный график (ЦГ, Trim Sheet) - официальные рабочие документы, в которых фиксируются данные рейса,расчёт предельной коммерческой загрузки, распределение фактической загрузки в соответствии с заданным диапазоном предельно допустимых полётных центровок самолёта и полученные при этом взлётно-посадочные веса и центровки. Прииспользовании автоматизированных систем данные расчеты объединены в единый документ.

Техническое обслуживание- проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранения дефектов, выполняемые как в отдельности, так в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта.

Угроза.События или ошибки, которые происходят вне сферы компетенции члена эксплуатационного персонала, повышают сложность эксплуатации и которыми необходимо управлять для поддержания допустимого уровня безопасности.

Формирование экипажавоздушного судна – процесс подбора и подготовки членов экипажа с учетом профессиональных, деловых и моральных качеств, выработки слаженности в работе и допуска к полетам в соответствии с установленными требованями.

Центровка самолета (Centre of Gravity - CG) - положениецентра тяжести самолетаотносительно средней аэродинамическойхорды - САХ (Mean Aerodynamic Chord – MAC). Центровка выражается в процентах САХ (% MAC). Базовоеположениецентра тяжести самолета указывается в Basic Weight Schedule.

Член экипажа воздушного судна– лицо авиационного персонала включенное в задание на полет, назначаемое для выполнения определенных служебных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна или его систем во время выполнения задания на полет.

Экипаж гражданского воздушного судна - лица, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна при выполнении задания на полет.

Эксплуатационный вес самолета (Operating Weight - OW) - вес снаряженного самолета (DOW) и вес топлива на взлете (безкоммерческой загрузки).