§ 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
Рабочие колеса. Предназначены для передачи энергии жидкости. Они бывают закрытыми, открытыми и полуоткрытыми. Рабочее колесо, имеющее два диска, называют закрытым. В настоящее время большей частью изготовляют закрытые колеса с отлитыми, выфрезерован-ными в основном диске, клепаными и сварными лопатками.
Рабочие колеса могут быть с односторонним или двусторонним входом жидкости. Рабочее колесо закрытого типа с односторонним входом жидкости (рис. 53) состоит из основного диска 1 с втулкой, которая имеет шпоночную канавку, и покрывного диска 2 в виде широкого кольца. Между дисками находятся лопатки 3, отогнутые назад по направлению вращения колеса. Диски с лопатками изготовляют точным литьем.
Число лопаток колеса может быть от 6 до 12, чаще всего их бывает 8—9. При перекачивании жидкости со взвешенными твердыми частицами число лопаток бывает менее 6. Если между вса-
сывающим отверстием и внешним диаметром колеса большая разница, то применяют чередующиеся лопатки: длинные, доходящие до всасывающего отверстия, и короткие.
В колесах открытого типа покрывного диска нет. Они имеют основной диск с втулкой для крепления колеса на валу. Вместе с диском отлиты лопатки, образующие каналы. На обратной стороне колеса расположены большие и малые разгрузочные лопатки. Колеса открытого типа применяют при перекачивании веществ, содержащих механические взвеси.
Колесо закрытого типа с двусторонним входом жидкости (рис. 54) имеет три диска: два покрывных 1 и 2 и один основной 3 с втулкой для крепления колеса на валу. Между дисками расположены лопатки 4.
Рабочие колеса отливают из различных сортов чугуна, углеродистых и легированных сталей, сплавов цветных металлов и керамических материалов. Применение того или иного материала определяется условиями работы, размерами и частотой вращения колеса.
Корпус. Жидкость выходит из рабочего колеса со значительной скоростью. Необходимо собрать жидкость, отвести ее к выходному штуцеру, а также преобразовать с наименьшими потерями скоростной напор в давление. Эту задачу выполняют корпус и направляющие аппараты насосов.
Корпуса насосов бывают различных конструкций. Секционный корпус состоит из ряда одинаковых секций, число которых на единицу меньше числа ступеней давления насоса. Последняя ступень давления обычно расположена в замыкающей секции, несущей напорный патрубок насоса. Каждая секция представляет собой цилиндрическую, литую из чугуна или стали толстостенную оболочку, включающую разделительную диафрагму, а также прямой и обратный направляющие аппараты.
Для осмотра и ремонта колес секционного корпуса насоса необходимо удалить стяжные болты и последовательно снять все секции при одновременной разборке ротора.
Корпус с горизонтальным разъемом состоит из двух цельнолитых чугунных или стальных половин, из которых нижняя несет всасывающий и напорный патрубки.
В одноступенчатых консольных насосах применяют корпуса с вертикальным разъемом. В современных одноступенчатых насосах делают корпуса спирального типа. Жидкость, покидая рабочее колесо, поступает в спиральную камеру, которая обычно заканчивается плавным раструбом для снижения скорости. Этот раструб называют диффузором, он служит для преобразования кинетической энергии в потенциальную.
В многоступенчатых насосах секционного типа жидкость из рабочего колеса попадает в направляющий аппарат, который состоит из двух кольцевых диском, охватывающих с небольшим зазором рабочее колесо по внешней его окружности. Между дисками расположены лопатки, изгиб которых противоположен изгибу лопаток рабочего колеса.
В некоторых насосах большой подачи установлены направляющие аппараты с подвижными лопатками, поворотом которых регулируют подачу.
Корпуса многоступенчатых насосов могут иметь диафрагмы и лопасти прямых и обратных направляющих аппаратов, уплотни-тельные кольца.
Применяются также многоступенчатые насосы с корпусом, состоящим из двух половин, с безлопастными направляющими аппаратами. В таких случаях цельнолитые половины корпусов выполняют со спиральными направляющими каналами. Обе половины корпуса оснащены фланцами. Примыкающие одна к другой плоскости фланцев притерты друг к другу. Преимущество такой конструкции корпуса состоит в том, что, сняв верхнюю часть корпуса (крышку), не нарушая соединения насоса с трубопроводами, можно осмотреть все рабочие колеса и вынуть ротор из корпуса для ремонта.
Кроме рассмотренных видов корпусов в нефтеперерабатывающей и химической промышленности применяют цельнокорпусные насосы. Применение таких конструкций обусловлено особыми требованиями в отношении надежности и безопасности эксплуатации.
Валы. Предназначены для передачи крутящего момента рабочим колесам. Вал вместе с посаженными на него деталями называют ротором. Валы, работая при большой частоте вращения, подвергаются действию поперечных сил, поэтому они должны быть прочными и обладать гибкостью. Материалом для валов служат углеродистая конструкционная и специальная легированная стали. Валы изготовляют прокатом или отковывают, а затем подвергают механической обработке. К изготовлению валов, их сборке и установке предъявляют высокие требования.
Подшипники. В центробежных насосах применяют подшипники скольжения и качения.
Насосы малой мощности оснащают шарикоподшипниками и подпятниками нормальных образцов, большой мощности — роликоподшипниками с цилиндрическими и коническими роликами.
Смазку подшипников качения густую (консистентную) или жидкую разбрызгивают кольцами.
Насосы с большой подачей выполняют также с подшипниками скольжения. Подача смазки на такие подшипники может быть кольцевая разбрызгиванием или под давлением по циркуляционной смазочной системе.
Уплотнения валов. В насосах уплотнения могут быть: сальники, манжеты, торцовые уплотнения. Все уплотнения устанавливают в-местах выхода вала из корпуса насоса, они служат для предотвращения вытекания жидкости из корпуса насоса наружу.
Сальники с мягкой набивкой в центробежных насосах по устройству такие же, как и сальники в поршневых насосах.
Применяют сальники с гидравлическим уплотнением. В этих сальниках между кольцами мягкой набивки расположено металлическое кольцо (фонарное кольцо), имеющее радиальные сверления. Подаваемая в фонарное кольцо жидкость (вода, масло) создает гидравлический затвор, охлаждает и смазывает вал насоса.
В качестве набивки сальника применяют асбестовые шнуры, проваренные в масле с графитом, асбоалюминиевые и асбосвинсо-вые набивки. В последнее время в качестве набивок используют также графит, фторопласт-4, стекловолокно и др.
Важное значение для нормальной работы сальникового уплотнения имеют правильное изготовление набивки, укладка ее в гнездо, затяжка нажимной втулкой.
Из набивки изготовляют отдельные кольца. Предварительно в каждом кольце заделывают замок, набивка должна иметь гладкую поверхность. Сечение мягкой набивки подбирают, исходя из диаметра вала и сальниковой камеры. В гнездо камеры следует закладывать по одному кольцу, смазав их маслом. При этом нужно хорошо заделывать замок каждого кольца сальника, следить за тем, чтобы замки соседних колец были смещены относительно друг друга на 180° для предотвращения утечки жидкости.
В насосах, сальники которых работают с подачей уплотняющей жидкости, особенно внимательно надо следить за установкой промежуточного кольца.
Торцовое уплотнение представляет собой конструкцию, в кото-рой~плоские уплотняющие поверхности (торцовые поверхности втулок) расположены перпендикулярно оси вращения, а усилия, удерживающие эти поверхности в контакте, направлены параллельно оси вала. Торцовые уплотнения бывают различной конструкции, но работают все они по одной и той же схеме.
На рис. 55 показана схема торцового уплотнения. Вместе с Балом 1 вращается кольцо 3, укрепленное в упругой обойме 2. Невра-щающееся кольцо 4 и вращающееся кольцо 3 изготовлены из различного материала и образуют пару трения, плотно прилегая друг к другу. Прижатие кольца 4 обеспечивается пружиной 7, которая одним концом упирается в кольцо 4, другим — в неподвижный корпус 6. Сильфон 5 из фторопласта закрывает пружину сверху и также обеспечивает герметичность.
Торцовые уплотнения могут быть с внутренним и внешним рас-положением упругих элементов, по числу пар трения — одинарны-ми,двойными тройными и т. д. Наиболее часто используют одинарные и двойные уплотнения.
Двойные торцовые уплотнения применяют в тех насосах, которые перекачивают токсичные, огне- и взрывоопасные жидкости.
Продолжительность эксплуатации торцовых уплотнений в большой степени определяется правильным выбором материалов и высоким качеством изготовления уплотняющих элементов.
- Глава 1
- §1.Свойства жидкостей
- § 2. Сведения из гидростатики и гидродинамики
- § 3. Практическое использование законов гидростатики и гидродинамики
- § 4. Истечение жидкости через отверстия и насадки
- Глава II
- § 5. Параметры состояния газа
- § 6. Идеальный и реальный газы
- § 7. Теплоемкость газов *
- § 8. Первый закон термодинамики
- § 9. Термодинамические процессы
- § 10. Второй закон термодинамики
- § 11. Свойства водяного пара
- §12. Свойства влажного воздуха
- §13. Истечение и дросселирование
- § 14. Основы теплопередачи
- Глава III
- § 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
- § 17. Ремонт и испытание трубопроводов и арматуры
- § 18. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов и арматуры
- § 19. Составление и чтение схем трубопроводов
- Глава IV
- § 20. Общие сведения
- § 21. Возвратно-поступательные насосы
- § 22. Основные сборочные единицы насоса
- § 24. Процессы всасывания и нагнетания
- § 25. Газовые колпаки
- § 26. Индикаторная диаграмма поршневого насоса
- § 28. Дозировочные и синхродозировочные электронасосные агрегаты
- § 27. Паровые прямодействующие насосы
- § 30. Примеры составления и чтения схем насосных установок
- Глава V
- § 31. Общие сведения
- § 32. Схема установки центробежных насосов
- § 33. Основные параметры центробежного насоса
- § 34. Уравнение Эйлера для определения теоретического и действительного напоров центробежного насоса
- § 35. Характеристики центробежного насоса и трубопровода
- § 36. Совместная работа центробежных насосов
- § 37. Осевая сила и способы ее разгрузки
- § 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
- § 39. Горизонтальные одноколесные
- § 40. Центробежные консольные и погружные химические насосы
- § 41. Центробежные герметичные электронасосы. Насосы из неметаллических материалов
- § 42. Типовые схемы насосных установок
- Глава VI
- § 43. Общие положения по эксплуатации насосов
- § 44. Регулирование работы и смазывание насосов
- § 45. Автоматическое управление насосными установками
- § 46. Эксплуатация поршневых насосов
- § 47. Эксплуатация центробежных насосов
- Глава VII
- § 48. Общие сведения
- § 49. Теоретический и действительный циклы работы одноступенчатого компрессора поршня выполняют диафрагмы (мембраны), называются диафраг-мовыми.
- § 50. Основные параметры поршневых компрессоров
- § 51. Способы регулирования производительности поршневых компрессоров
- § 52. Назначение и устройство основных сборочных единиц поршневых компрессоров
- § 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
- § 54. Системы охлаждения поршневых компрессоров
- § 55. Газовые коммуникации
- § 56. Угловые крейцкопфные компрессоры
- § 57. Горизонтальные компрессоры
- § 58. Вертикальные компрессоры
- § 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
- § 60. Роторные и винтовые компрессоры
- Глава VIII
- § 61. Принцип действия и классификация
- § 62. Теоретические основы работы центробежных компрессоров
- § 63. Основные сборочные единицы центробежных компрессоров
- § 64. Смазочная система центробежных компрессоров
- § 65. Вентиляторы
- § 66. Центробежные воздухо- и газодувки
- § 67. Многоступенчатые центробежные компрессоры
- § 68. Центробежные
- § 69. Осевые компрессоры
- § 70. Холодильные компрессоры
- § 71. Вспомогательное оборудование компрессорных установок.
- Глава X
- § 72. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
- § 73. Эксплуатация поршневых компрессоров
- § 74. Автоматическое управление поршневыми компрессорными установками.
- § 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров
- § 76. Эксплуатация центробежных компрессоров
- § 77. Автоматическое управление центробежными компрессорными установками
- § 78. Возможные неисправности центробежных компрессоров
- § 79. Безопасные условия эксплуатации компрессорных установок
- Глава XI
- § 80. Электродвигатели
- § 81. Двигатели внутреннего сгорания
- § 82. Паровые машины
- § 83. Паровые и газовые турбины
- § 84. Гидравлический привод
- § 85. Промежуточные звенья привода
- § 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
- Глава XII
- § 87. Назначение и виды ремонтов
- § 88. Способы определения неисправностей. Подготовка оборудования к ремонту
- § 89. Ремонт сальников
- § 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец
- § 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
- § 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
- § 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
- § 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
- § 95. Пуск после ремонта и сдача насосов и компрессоров в эксплуатацию
- § 96. Виды смазки для насосов и компрессоров
- § 97. Прокладочные и набивные материалы
- Глава XIII
- § 98. Технологический регламент и должностные инструкции
- § 99. Бригадная форма организации и стимулирования труда