logo
Ведёрников 2

§ 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем

В циркуляционных смазочных системах компрессоров и насо­сов применяют роторные шестеренные и центробежные маслона-сосы.

Уменьшение создаваемого напора или прекращение подачи масла — основные неисправности главных маслонасосов, которыепроисходят из-за увеличения осевых и радиальных зазойов, пов­реждения зубьев шестерен.

Зазоры между шестернями и корпусом (радиальные; зазоры) проверяют щупом. При износе внутренней поверхности корпуса и наружной поверхности (головки зубьев) шестерен и зазоре между ними выше 0,25 мм изношенные части заменяют. Шестерни с по­врежденными зубьями заменяют.

Уменьшение создаваемого напора и подачи в макросистеме вы­зывается также чрезмерным износом втулок осей шестерен. При этом увеличиваются боковой и радиальный зазоры в зацеплении зубьев шестерен насоса, нормальное значение которых должно не превышать 0,05 мм. Если шестерни имеют в зацеплении увеличен­ные зазоры, то их заменяют. Зазор между втулкой и шестерней должен быть минимальным и обеспечивать свободное, без заеда­ний вращение валиков шестерен. Изношенные втулки в крышках маслонасоса заменяют, запрессовывая новые. Зазор между новы­ми втулками и валиками шестерен должен быть в пределах нормы.

При ремонте насоса проверяют техническое состояние выходно­го клапана и его пружины. Ослабленные пружины заменяют. На­рушение плотности клапана и износ устраняют притиркой.

Все каналы в корпусе, крышках и втулках перед сборкой тща­тельно очищают и промывают. Для нор:мальной работы валик шестеренного насоса должен быть соосен с приводом. Отказ в работе маслонасосов происходит вследствие поломки деталей его привода. Пришедшие в негодность детали привода насоса заме­няют.

В центробежных маслонасосах при увеличении зазора между рабочим колесам и корпусом, подсосе воздуха и повреждении на­порного трубопровода падает создаваемый напор. В первом слу­чае насос разбирают и устанавливают необходимые зазоры. При подсосе воздуха проверяют плотность фланцевых соединений на всасывающем трубопроводе и в случае необходимости подтяги­вают сальник на линии всасывания. Поврежденный маслопровод ремонтируют обычно электро- или газосваркой.

Так как вспомогательные маслонасосы центробежных комп­рессорных установок находятся в работе весьма ограниченное время, то разбирают их для проверки только при капитальных ремонтах установок. При разборке насоса проверяют техническое состояние поверхностей трения деталей, измеряют рабочие зазо­ры и устраняют обнаруженные неисправности.

В многоплунжерном маслонасосе (лубрикаторе) давление мас­ла может упасть из-за ослабления натяжения пружин межсту­пенчатого или выходного клапана. В этом случае надо увели­чить натяжение пружин. Поломки элементов привода (системы рычагов, вала, редуктора) могут привести к остановке маслона­соса. Значительный износ вилки и эксцентрика уменьшает пода­чу насоса. Изношенные детали заменяют.

Для нормального охлаждения масла систематически очищают холодильник масла. Внутренние поверхности трубок холодильни­ка чистят шом полами с обмотками из тряпок, а при плотной за­бивке трубок отложениями сверлами, приваренными к длинным металлическим вороткам. Внешнюю сторону трубок и холодиль­ник чистят какими-либо растворителями шлама, например ди­хлорэтаном.

Чтобы проверить плотность и целостность трубок, масляный холодильник подвергают гидравлическому испытанию. Обнару­женные неисправности трубки заменяют или глушат металличе­скими пробками.

В смазочной системе установлены обычно два или один двух­секционный маслофильтр. С помощью трехходового крана отклю­чают один фильтр или одну его секцию для очистки и промывки.

Во время капитального ремонта масляный бак со змеевиками разбирают и тщательно очищают щетками и ремонтными салфет­ками, омоченными в керосине. Не реже одного раза в три года полностью разбирают трубопроводы и арматуру маслосистемы. Трубопроводы чистят ершами, смоченными в керосине, промы­вают растворителем для очистки от остатков отложений, пропа­ривают и затем продувают сжатым воздухом. В арматуре заме­няют сальниковые набивки и притирают клапаны или пробки к корпусам.

Маслосистему после сборки испытывают на плотность возду­хом под давлением не ниже 0,3 МПа. Обнаруженные пропуски устраняют подтягиванием фланцев, сальников или повторной за­меной уплотнений.

После ремонта и ревизии маслосистемы ее заполняют опре­деленным видом масла.

Чтобы избежать попадания в подшипники механических ча­стиц, случайно оставшихся в маслосистеме после ремонта, во фланцах маслопроводов перед каждым подшипником устанавли­вают фильтры из плотной материи или латунной сетки. В тече­ние часа масло прокачивают по системе, после чего временные фильтры снимают.

Ежесменное обслуживание и проведение систематических ре­визий всех элементов масляной системы — одно из основных ус­ловий безаварийной работы агрегата.