logo
Ведёрников 2

§ 66. Центробежные воздухо- и газодувки

Воздухо- и газодувки, а также турбовоздухо- и турбогазодув-ки — средненапорные центробежные компрессоры с приводом от электродвигателя или турбины. Выпускают одноступенчатые и многоступенчатые газо- и воздуходувки.

Одноступенчатые воздух о- и газодувки смон­тированы на общей фундаментной плите с электродвигателем. Ва­лы воздуходувки и электродвигателя соединены упругой муфтой (рис. 85).

166

Корпус одноступенчатых консольных воздухо- и газодувок представляет собой улитку, отлитую из чугуна или стали. Чугун­ная боковая крышка со всасывающим патрубком обеспечивает осе­вой вход газа в рабочее колесо. Нагнетательный патрубок направ­лен вверх.

Корпус и рабочее колесо газодувок, предназначенных для ра­боты на агрессивных газах, сварные из коррозионно-стойкой ста­ли. Нагнетательные патрубки их, расположенные в нижней части корпуса, направлены горизонтально.

Ротор состоит из вала, сварного рабочего колеса, соединенного с валом шпонкой, и гайки-обтекателя.

Опорами вала служат два подшипника качения, расположен­ные в опорной чугунной стойке. Один из подшипников — опорный, второй — радиально-упорный (воспринимает осевые и радиальные усилия). Для смазывания подшипников применяют консистентную смазку.

Газодувки имеют концевое графитовое уплотнение, состоящее из четырех разрезных графитовых колец, прижатых к валу пружи­нами. Для отвода газа из уплотнений во всасывающий патрубок предусмотрена отводная трубка.

Корпус одноступенчатых двухопорных воздухо- и газодувок чугунный литой, спиральный, с горизонтальным разъемом. В ниж­ней части корпуса расположен всасывающий патрубок, в верх­ней— нагнетательный, направленный вверх, а также рым-болты для подъема.

Корпус газодувок, предназначенных для агрессивных газов, сварной из высоколегированной стали. В верхней части корпуса расположен всасывающий патрубок, в нижней — нагнетательный патрубок, направленный горизонтально.

Ротор состоит из вала и рабочего колеса сварной конструкции, соединенного с валом шпонкой и закрепленного гайками и контр­гайками. Опоры ротора — подшипники качения, размещенные в ли­тых чугунных корпусах.

Смазывание подшипников кольцевое. Корпуса подшипников с водяными камерами служат для охлаждения масла. Масло зали­вается через фильтры-сетки. Для контроля уровня и температуры масла установлены маслоуказатели и термометры. Рабочие колеса снабжены лабиринтным уплотнением.

Многоступенчатые воздухо- и газодувки пред­назначены для сжатия или отсасывания воздуха и неагрессивных газов.

Многоступенчатые воздухо- и газодувки по направлению вра­щения ротора делят на две группы: с левым вращением — против хода часовой стрелки и с правым — по ходу часовой стрелки (если смотреть со стороны электродвигателя).

Газо- и воздуходувки 3 смонтированы на общей фундаментной плите 6 с электродвигателем 1 (рис. 86). Валы газо- и воздуходув­ки и электродвигателя соединены упругой муфтой 2.

6** 1G7

Каждая ступень воздухо- и газодувки состоит из рабочего коле­са, лопаточных направляющего и обратного направляющего аппа­ратов.

Воздух или газ подводят к рабочему колесу первой ступени че­рез спиральную камеру. При выходе из последней ступени воздух или газ направляются в спиральную камеру, а затем поступают в нагнетательный патрубок 5.

Корпус воздуходувок и газодувок чугунный литой, с горизон­тальным разъемом. В нижней части его расположены всасываю­щий 4 и нагнетательный 5 патрубки, направленные горизонтально. Такое расположение патрубков и разъем корпуса по горизонталь­ной оси облегчают сборку и разборку машины, обеспечивают свободный доступ к ее внутренним деталям.

В верхней части корпуса предусмотрены четыре рым-болта для подъема машины.

Ротор машины состоит из вала и рабочих колес сварной конст­рукции, разделенных между собой дистанционными втулками. Ра­бочие колеса с обеих сторон закреплены гайками и контргайками. Посадка рабочих колес на вал плотная, на шпонках. За рабочим колесом последней ступени расположен думмис, разгружающий ротор от осевых усилий.

Опорами вала служат подшипники качения, расположенные в чугунных корпусах. Один из подшипников упорный и воспринимает остаточные осевые усилия. Смазывание подшипников кольцевое.

Корпуса подшипников снабжены водяными камерами, в кото­рые подается вода для охлаждения масла. В верхних крышках корпусов установлены фильтры-сетки для залива масла.

Для контроля уровня и температуры масла установлены мас-лоуказатели и ртутные термометры. При повышении температуры подшипника выше допустимой (80°С) для автоматической защиты воздухо- или газодувки вместо ртутных термометров могут быть установлены электроконтактные термометры или взрывонепрони-цаемые термометры сопротивления.

Разгрузочная труба, отводящая воздух или газ после думмиса, у воздуходувок выведена в атмосферу, у газодувок соединена со всасывающей полостью.

Уплотнения рабочих колес и думмиса — лабиринтные; представ­ляют собой стальные обоймы с впрессованными в них кольцами из листового алюминия. Концевые уплотнения воздуходувок — чугун­ные корпуса с запрессованными в них кольцами или листового алюминия.

В большинстве газодувок установлены графитовые концевые уплотнения, состоящие из четырех разрезных графитовых колец, прижатых к валу пружинами. На корпусе уплотнения установлена масленка, с помощью которой в пространство между двумя коль­цами вводится густая смазка, повышающая герметичность.