logo
Ведёрников 2

§ 44. Регулирование работы и смазывание насосов

Регулирование. Заключается в изменении подачи и напора жид­кости.

Подачу насосов можно регулировать с помощью дросселирова­ния потока жидкости в байпасной линии, соединяющей напорный трубопровод с всасывающим. На байпасной линии устанавливают запорную арматуру, с помощью которой можно менять проходное сечение. Поэтому часть жидкости не поступает в напорный трубо­провод, а возвращается во всасывающую линию. Такое регулирова­ние осуществляется довольно просто, но оно неэкономично, так как снижается напор жидкости на запорной арматуре.

В центробежных насосах подачу регулируют, изменяя проход­ное сечение запорного органа на нагнетательной линии, но оно так­же неэкономично из-за снижения напора.

В поршневых насосах применяют и такую схему регулирова­ния: на байпасной линии устанавливают предохранительный кла­пан, а жидкость дросселируют на напорной линии. В этом случае при увеличении давления на нагнетании предохранительный клапан на байпасе открывается и часть жидкости возвращается в линию всасывания.

Подачу и напор жидкости регулируют также изменением часто­ты вращения вала насоса. Но, так как в качестве привода к насо­сам чаще всего используют асинхронные двигатели, то для измене­ния частоты вращения требуются сложные и дорогостоящие при­способления. Поэтому этот способ применяют сравнительно редко. Можно использовать электромагнитное или гидравлическое сцеп­ление, которое меняет частоту вращения вала насоса при постоян­ной частоте вращения вала электродвигателя.

Для центробежных насосов начали применяться в качестве при­водов паровые и газовые турбины, позволяющие изменять частоту вращения вала в большом интервале.

При использовании прямодействующих паровых поршневых на­сосов подачу регулируют дросселированием пара в линии впуска его в паровой цилиндр, что вызывает изменение числа ходов поршня.

В настоящее время применяют поршневые насосы, в которых подачу регулируют изменением длины хода поршня с помощью специальных устройств.

Подачу центробежных насосов можно регулировать изменени­ем угла наклона рабочих лопастей или поворотных лопаток на­правляющего аппарата. Этот метод эффективен, но так как для его осуществления необходимы специальные сложные насосы с ав­томатическим устройством для поворота лопастей, то он не нашел пока широкого распространения.

Смазывание. Чтобы уменьшить трение между деталями, насосы смазывают специальными маслами и смазками для охлаждения по-верхностей трения, удаления металлической пыли из зоны трения, защиты поверхностей от коррозии.

Выбор смазочного материала зависит от типа и конструкции подшипников, нагрузки на них, свойств перекачиваемой жидкости. Для смазывания подшипников применяют жидкие масла: веретен­ное, турбинное, машинное, авиационное и др., а также густые (кон­систентные) смазки.

Густые смазки представляют собой смесь жидкого минераль­ного масла с какими-либо загустителями (натриевые и кальциевые мыла жирных кислот, церезин, парафин и др.).

В качестве жидких смазочных материалов применяют главным образом минеральные масла, которые получают в результате пере­работки нефти. Каждый сорт жидкого масла характеризуется вяз­костью, плотностью, температурой вспышки, температурой воспла­менения, маслянистостью, температурой застывания, химической и температурной стабильностью и т. д.

Вязкость — это свойство масла, определяющее его способность проникать в зазоры (отверстия). Вязкость масла зависит от его температуры и давления. С повышением температуры и понижени­ем давления вязкость масла уменьшается.

Температуру вспышки и воспламенения масла определяют в специальном приборе. Температуру, при которой пары нагретого масла вспыхивают от поднесенного пламени, называют темпера­турой вспышки. Температуру, при которой нагретое масло от под­несенного пламени загорается и продолжает гореть, называют тем­пературой воспламенения.

Маслянистость служит характеристикой смазочной жидкости, определяющей ее способность образовывать на поверхности проч­ную пленку.

На каждый сорт масла установлен стандарт, определяющий его основные свойства.

В процессе эксплуатации насосов следует применять только те сорта масел, которые рекомендованы заводом-изготовителем.