§ 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
Трубопроводы — герметичная система из труб, служащая для перемещения жидкости и газов, снабженная запорной, регулирующей и другой арматурой.
Различают трубопроводы межцеховые и внутрицеховые. Трубопроводы, соединяющие аппараты и машины в отдельные агрегаты и установки, называют внутрицеховыми. Межцеховые (внешние) трубопроводы соединяют отдельные объекты (корпуса, установки, склады и т. д.) предприятия в единый комплекс по производству определенных видов продукции.
На предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности трубопроводы служат неотъемлемой частью технологического оборудования. Протяженность трубопроводов на отдельных предприятиях измеряется сотнями и тысячами километров.
По трубопроводам транспортируются продукты самых различных физико-химических свойств и агрегатных состояний: нейтральные, кислые и щелочные жидкости, горючие и взрывоопасные газы и пары.
Температура транспортируемых продуктов может быть от низких минусовых до самых высоких плюсовых значений, а давление— от глубокого вакуума до сотен и тысяч мегапаскалей. Поэтому к трубопроводам и способам их соединения предъявляют следующие требования: 1) достаточная механическая прочность и герметичность при рабочем давлении и температуре транспор- тируемой среды; 2) устойчивость к действию агрессивной среды и сохранение физико-химических свойств в процессе длительной эксплуатации; 3) минимальное гидравлическое сопротивление; 4) незначительные температурные напряжения; 5) надежность, безопасность и удобство эксплуатации; 6) экономичность при сооружении и эксплуатации.
В зависимости от условий работы применяют трубы: чугунные (из серого и кремнистого чугуна), стальные (из углеродистых и легированных сталей), алюминиевые, свинцовые, титановые, кера-
мические, стеклянные, фарфоровые, пластиковые, стальные, покрытые внутри резиной, винипластом и полиэтиленом.
Для соединения труб и фасонных деталей друг с другом, а также присоединения их к аппаратам, машинам и арматуре используют различные способы соединений, которые подразделяются на разъемные (разборные) и неразъемные (неразборные). Для выполнения неразъемного соединения технологических трубопроводов применяют в основном сварку. Разъемные соединения выполняют с помощью фланцев, муфт и раструбов.
Наиболее распространено фланцевое соединение. Конструкция, типы и размеры фланцев стандартизованы и характеризуются условным давлением и диаметром. Фланцы могут быть: литые из серого чугуна; литые из ковкого чугуна; литые стальные; стальные плоские приварные; стальные приварные встык; стальные свободные на приварном кольце.
Конструкция уплотнений фланцевых поверхностей зависит от условного давления ру в трубопроводе (рис. 7): 1 — плоская при ру = 0,1 МПа; 2 — выступ-впадина при ру=1,0; 1,6; 2,5; 4,0; 6,4 МПа; 3 — шип-паз при ру=1,0; 4,0; 6,4 МПа; 4 — гладкая и 5 — под металлическую прокладку овального сечения при ру = 0,1 МПа. Трубы высокого давления соединяют с помощью плоских круглых фланцев, имеющих на внутренней поверхности резьбу. Такая же резьба есть и на концах соединяемых труб. Для уплотнения торцов этих труб используют стальную линзу.
Фасонные части трубопроводов используют следующим образом: колена, отводы и угольники применяют для изменения направления трубопровода; переходы — для изменения диаметров трубопроводов; тройники и крестовины — для ответвлений трубопровода.
При изменении температуры среды металлические трубы удлиняют или укорачивают, но это может вызвать нарушение герметичности или появление изгибов в местах соединений. Для устранения нежелательных явлений на трубопроводах устанавливают компенсирующие устройства: П-образные с гнутыми отводами из бесшовных труб, П-образные со сварными отводами из бесшовных труб или сварных труб, волнистые, линзовые и сальниковые.
Трубопроводы по всей длине закрепляют с помощью неподвижных («мертвых») и подвижных (катковых, скользящих, пружинных) опор.
Для сохранения определенной температуры транспортируемой среды, т. е. для уменьшения теплоотдачи от стенок трубопровода в окружающую среду, трубопроводы покрывают слоем изоляционного материала, обертывают тканью либо заключают в металлические кожухи.
В качестве изоляционных материалов применяют шлаковую или стеклянную вату, торфяную или пробковую крошку, изоляционный кирпич и др.
Для защиты поверхности трубопроводов от разрушения под действием окружающей среды и придания опрятного вида их окрашивают масляными красками, покрывают перхлорвиниловым или бакелитовым лаком, а при укладке труб в землю покрывают битумом или другими смолами.
Трубопроводы, включая трубопроводную арматуру, соединительные и фасонные части, окрашивают установленным цветом для быстрого определения транспортируемой среды и облегчения управления производственными процессами (табл. 1). Опознавательный цвет способствует также обеспечению безопасности труда.
Окраску можно проводить по всей длине трубопровода или по отдельным участкам.
Для обозначения наиболее опасных по своим свойствам веществ на трубопроводы наносят предупреждающие цветные кольца (одно, два или три рядом) в зависимости от транспортируемой среды: красные —для легковоспламеняющихся, пожаро- и взрывоопасных веществ, желтые —для агрессивных, токсичных, радиоактивных, под высоким давлением, при глубоком вакууме и т. д.; желтые с черными каемками —для газов и кислот; зеленые — для безопасных и нейтральных сред.
Помимо опознавательного цвета трубопроводы снабжают предупреждающими об
опасности знаками и маркировочными щит-
ками, указывающими направление движения и параметры тран- спортируемого вещества.
К трубопроводной арматуре относятся различные устройства, устанавливаемые на трубопроводах, которые обеспечивают управление потоком рабочей среды путем изменения проходного сечения.
Трубопроводную арматуру можно разделить на следующие группы: а) запорная — для перекрытия потока рабочей среды; б) регулирующая — для регулирования параметров рабочей среды с помощью изменения ее расхода; в) предохранительная — для автоматической защиты оборудования от аварийных изменений параметров; г) обратная — для автоматического предотвращения обратного потока рабочей среды. Потоком среды управляют с помощью запирающего или регулирующего устройства, помещенного в корпус.
Каждый вид арматуры имеет свою область применения, которая определяется условным давлением, условным диаметром прохода, температурой и свойствами перемещаемой среды. Условным диаметром прохода называют номинальный внутренний диаметр трубопровода, к которому присоединяют арматуру, условным давлением — рабочее давление, соответствующее температуре рабочей среды 20°С.
В зависимости от значения условного диаметра арматура бывает малых проходов — до 40 мм, средних — 50—250 м, больших — более 250 мм. Арматуру изготовляют для разных давлений (МПа): малых — до 1,6; средних — от 2,5 до 10; высоких — от 16 до 80; сверхвысоких — от 100 и выше.
По температурному режиму арматуру выполняют: из углеродистых сталей — для температуры до 450°С, серого чугуна — до 225°С, ковкого чугуна — до 300°С; из легированных сталей — для высоких температур 425—600°С; из жаропрочных сталей — для температур выше 600°С.
На трубопроводах, по которым транспортируют агрессивные вещества, применяют арматуру из нержавеющих сталей, чугуна и сталей с защитным покрытием внутренних поверхностей, из пластических и полимерных материалов (полиэтилен, винипласт, графитопласт и др.), из керамики (фарфор, диабаз, стекло).
Для токсичных и взрывоопасных сред используют специальную арматуру, обеспечивающую повышенную герметичность запорных и сальниковых устройств.
По способу управления арматура бывает ручная и приводная, которая приводится в действие с помощью механического, электрического, пневматического, гидравлического привода. Ручное управление применяют в тех случаях, когда арматуру приходится редко переключать, а также тогда, когда ее используют в качестве запасной. Для установки на труднодоступных местах используют приводную арматуру с дистанционным управлением. На пожароопасных и взрывоопасных производствах для быстрого устранения аварийной ситуации устанавливают электроприводную арматуру.
Запорная и регулирующая арматура. Краны — трубопроводная арматура, в которой запорный или регулирующий орган имеет форму тела вращения (или части его), поворачивающегося вокруг собственной оси. Собственная ось вращения иногда расположена произвольно к направлению потока среды. По виду запорного органа краны могут быть цилиндрические, конусные, шаровые, по способу герметизации — сальниковые, самоуплотняющиеся и натяжные, по способу присоединения к трубопроводу — муфтовые, фланцевые и с патрубками под приварку. Краны обычно устанавливают на трубопроводах малого диаметра, рассчитанных на давление до 16 МПа и температуру до 100°С. Положение запорного органа можно определить по риске на штоке крана, которая указывает, как расположено проходное окно запорного органа. Краны имеют малые габаритные размеры, низкое гидравлическое сопротивление и простое управление — поворот запорного органа на 90°, выполняемый вручную или с помощью привода.
Кран с подъемным запорным органом (рис. 8) обладает лучшими эксплуатационными качествами, так как его запорный орган при повороте не соприкасается с корпусом и не истирается. Перед поворотом запорный орган поднимают вращением маховика, затем поворачивают в необходимое положение и снова опускают вниз до посадки в корпус.
На трубопроводах, которые транспортируют вязкие вещества, применяют краны с паровым обогревом.
Клапаны — трубопроводная арматура, в которой запорный или регулирующий орган перемещается возвратно-поступательно, параллельно оси потока рабочей среды. Клапаны общетехнического назначения изготовляют из чугуна и стали с ручным и электрическим приводами. Эти клапаны имеют сальниковое уплот-
На трубопроводах, предназначенных для токсичной, пожаро и взрывоопасной или радиоактивной сред, пропуск которых через сальник недопустим, применяют бессальниковую арматуру. Наиболее надежным в этом случае будут сильфонные клапаны из специальных сталей (рис.9). Сильфонные сборки 3 из коррозионно-стойкой стали укреплены между корпусом 1 и крышкой 2. Управление клапаном ручное: при вращении штурвала 4 перемещается шпиндель 5, поднимая или опуская запорный орган 6.
Мембранный клапан—сравнительно новая разновидность арматуры. Его можно применять только при низких давлениях (до 1,0 МПа), что связано с малой прочностью запорного элемента — диафрагмы, изготовленной из упругого материала (например, резина). Допускаемая температура должна не превышать 150° С. Диафрагмовые клапаны приспособлены для работы на агрессивных средах, потому что не имеют сальника, а подвижные металлические элементы отделены от рабочей среды мембраной.
Задвижки — трубопроводная арматура, в которой запорный или регулирующий орган перемещается возвратно-поступательно, перпендикулярно оси потока рабочей среды. Задвижки отличаются простой конструкцией, имеют незначительное гидравлическое сопротивление и допускают движение среды в обоих направлениях (рис. 10).
Управляют задвижками вручную с помощью штурвала или маховика, а также с помощью электропривода и пневмопривода.
Дисковые затворы — трубопроводная арматура, в которой запорный или регулирующий орган выполнен в виде диска. Дисковые затворы применяют в трубопроводах для транспортирования воды, нефти, масла и нефтепродуктов с температурой до 80°С. Для обслуживания используют червячные передачи с ручным управлением, электрическим и гидравлическим приводами.
На рис. 11 показано устройство дискового затвора. В корпусе 1, соединяемым с трубопроводом фланцами 5, установлена дисковая заслонка 4, которая поворачивается на осях 3 электродвигателем 2.
Дисковые затворы для агрессивных сред изготовляют из коррозионно-стойкой стали или титана.
Регулирующие клапаны предназначены для регулирования параметров рабочей среды путем изменения ее расхода, управляются от внешнего источника энергии. При пневматической системе связи регулирующими клапанами управляют с помощью мембранного привода, при электрической — с помощью электрического привода. Регулирующие клапаны могут быть нормально открытыми (НО) и нормально закрытыми (НЗ), одно- и двухсе-дельные. Наиболее распространены двухседельные регулирующие клапаны.
Регулирующие угловые клапаны с ручным управлением изготовляют из коррозионно-стойкой стали на рабочее давление 10 МПа для насосных установок крепкой азотной кислоты, нитрозных газов и кислорода.
Предохранительная й обратная арматура. К предохранительной арматуре относятся предохранительные и перепускные клапаны, мем-бранно-разрывные устройства.
Предохранительные клапаны служат для автоматического выпуска части газа, пара или жидкости из трубопроводов, аппаратов или машин [при повышении давления сверх нормы. Предохранительные клапаны могут быть рычажными (грузовыми) и пружин- * ными. Пружинные клапаны настраивают на определенное давление изменением натяжения пружины, рычажные — перемещением груза по рычагу.
Предохранительные клапаны в зависимости от подъема тарелки клапана над седлом разделяют на мало-, средне- и полноподъемные. Полноподъемные клапаны выпускают только пружинными. На компрессорных установках, сжимающих токсичные, пожаро- и взрывоопасные газы, применяют пружинные предохранительные клапаны закрытого типа, исключающие утечку газа в атмосферу.
Для пружинных предохранительных клапанов принято условное обозначение ППК, рядом с которым через черточки записывают условный диаметр и условное давление. К каждому клапану поставляют набор пружин, рассчитанных на определенное давление, которое должно быть не выше условного.
Предохранительный клапан (рис. 12) состоит из корпуса 6 с седлом ,5, к которому пружиной 3 прижимается золотник 4 через шпиндель 2. С помощью рычажного приспособления 1 можно продуть клапан, открывая его вручную. Запорный орган герметизируют уплотнительными кольцами на седле и золотнике, изготовленными из нержавеющей стали.
Предохранительные мембраны в зависимости от характера разрушения могут быть разрывные, ломающиеся, отрывные, срезные и др. Предохранительные мембраны представляют собой тонкий диск, зажатый между фланцами. При повышении давления сверх расчетного мембрана разрывается, выпуская избыток среды. Разрывные мембраны иногда устанавливают параллельно предохранительному клапану с таким расчетом, чтобы
мембрана срабатывала после клапана, если давление продолжает расти, или последовательно для защиты клапана от неблагоприятного воздействия среды. Недостатком мембран является то, что их после разрыва необходимо менять.
Обратный затвор предотвращает обратный поток рабочей среды в трубопроводе. По конструкции обратные затворы делятся на подъемные и поворотные (за-хлопки). Обратный затвор срабатывает автоматически под действием среды
На рис. 13 приведена конструкция поворотного обратного затвора. Потоком жидкости или газа клапан 2, подвешенный на оси рычага 3 и закрепленный в корпусе 1, отжимается от уплотнения и пропускает рабочую среду в направлении, указанном стрелкой. При изменении направления потока клапан прижимается к уплотнению и закрывает проход.
Обратную арматуру, соединенную с быстродействующим приводом, называют отсечной.
Приводы арматуры. Предназначены для управления работой арматуры путем перемещения запирающих органов. По виду используемой энергии приводы арматуры (исполнительные механизмы) подразделяют на ручные (с маховиком, конической зубчатой, цилиндрической зубчатой и червячной передачами), электрические (электромоторные и электромагнитные), пневматические и гидравлические (поршневые, мембранные и сильфонные), электрогидравлические. По месту расположения привода относительно арматуры приводы бывают местные встроенные, местные агрегатные и дистанционные.
Местный встроенный привод имеет общие с арматурой детали (крышка, шток, сальник). Местный агрегатный привод — отдельный агрегат, монтируемый на крышке или кронштейне крышки и присоединенный к шпинделю или штоку арматуры с помощью присоединительной муфты, втулки или гильзы. Дистанционный привод располагают отдельно, часто на значительном расстоянии от арматуры. Передача движения от привода к арматуре осуществляется специальной трансмиссией.
Наиболее часто применяют мембранные и пневматические приводы, используемые в регулирующей арматуре, и электроприводы, расположенные в запорной арматуре.
Конструктивно запирающие органы могут быть выполнены так, что при подаче сжатого воздуха на пневмопривод клапан будет закрываться или, наоборот, открываться. В первом случае исполнение клапана ВЗ (воздух закрывает), во втором — ВО (воздух открывает). Выбор исполнения регулирующего клапана (ВЗ или ВО) зависит от условий эксплуатации, в которых находится клапан.
Электроприводы широко используют для запорной и регулирующей арматуры. Арматуру с электроприводом снабжают дополнительно ручным управлением.
- Глава 1
- §1.Свойства жидкостей
- § 2. Сведения из гидростатики и гидродинамики
- § 3. Практическое использование законов гидростатики и гидродинамики
- § 4. Истечение жидкости через отверстия и насадки
- Глава II
- § 5. Параметры состояния газа
- § 6. Идеальный и реальный газы
- § 7. Теплоемкость газов *
- § 8. Первый закон термодинамики
- § 9. Термодинамические процессы
- § 10. Второй закон термодинамики
- § 11. Свойства водяного пара
- §12. Свойства влажного воздуха
- §13. Истечение и дросселирование
- § 14. Основы теплопередачи
- Глава III
- § 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
- § 17. Ремонт и испытание трубопроводов и арматуры
- § 18. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов и арматуры
- § 19. Составление и чтение схем трубопроводов
- Глава IV
- § 20. Общие сведения
- § 21. Возвратно-поступательные насосы
- § 22. Основные сборочные единицы насоса
- § 24. Процессы всасывания и нагнетания
- § 25. Газовые колпаки
- § 26. Индикаторная диаграмма поршневого насоса
- § 28. Дозировочные и синхродозировочные электронасосные агрегаты
- § 27. Паровые прямодействующие насосы
- § 30. Примеры составления и чтения схем насосных установок
- Глава V
- § 31. Общие сведения
- § 32. Схема установки центробежных насосов
- § 33. Основные параметры центробежного насоса
- § 34. Уравнение Эйлера для определения теоретического и действительного напоров центробежного насоса
- § 35. Характеристики центробежного насоса и трубопровода
- § 36. Совместная работа центробежных насосов
- § 37. Осевая сила и способы ее разгрузки
- § 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
- § 39. Горизонтальные одноколесные
- § 40. Центробежные консольные и погружные химические насосы
- § 41. Центробежные герметичные электронасосы. Насосы из неметаллических материалов
- § 42. Типовые схемы насосных установок
- Глава VI
- § 43. Общие положения по эксплуатации насосов
- § 44. Регулирование работы и смазывание насосов
- § 45. Автоматическое управление насосными установками
- § 46. Эксплуатация поршневых насосов
- § 47. Эксплуатация центробежных насосов
- Глава VII
- § 48. Общие сведения
- § 49. Теоретический и действительный циклы работы одноступенчатого компрессора поршня выполняют диафрагмы (мембраны), называются диафраг-мовыми.
- § 50. Основные параметры поршневых компрессоров
- § 51. Способы регулирования производительности поршневых компрессоров
- § 52. Назначение и устройство основных сборочных единиц поршневых компрессоров
- § 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
- § 54. Системы охлаждения поршневых компрессоров
- § 55. Газовые коммуникации
- § 56. Угловые крейцкопфные компрессоры
- § 57. Горизонтальные компрессоры
- § 58. Вертикальные компрессоры
- § 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
- § 60. Роторные и винтовые компрессоры
- Глава VIII
- § 61. Принцип действия и классификация
- § 62. Теоретические основы работы центробежных компрессоров
- § 63. Основные сборочные единицы центробежных компрессоров
- § 64. Смазочная система центробежных компрессоров
- § 65. Вентиляторы
- § 66. Центробежные воздухо- и газодувки
- § 67. Многоступенчатые центробежные компрессоры
- § 68. Центробежные
- § 69. Осевые компрессоры
- § 70. Холодильные компрессоры
- § 71. Вспомогательное оборудование компрессорных установок.
- Глава X
- § 72. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
- § 73. Эксплуатация поршневых компрессоров
- § 74. Автоматическое управление поршневыми компрессорными установками.
- § 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров
- § 76. Эксплуатация центробежных компрессоров
- § 77. Автоматическое управление центробежными компрессорными установками
- § 78. Возможные неисправности центробежных компрессоров
- § 79. Безопасные условия эксплуатации компрессорных установок
- Глава XI
- § 80. Электродвигатели
- § 81. Двигатели внутреннего сгорания
- § 82. Паровые машины
- § 83. Паровые и газовые турбины
- § 84. Гидравлический привод
- § 85. Промежуточные звенья привода
- § 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
- Глава XII
- § 87. Назначение и виды ремонтов
- § 88. Способы определения неисправностей. Подготовка оборудования к ремонту
- § 89. Ремонт сальников
- § 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец
- § 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
- § 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
- § 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
- § 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
- § 95. Пуск после ремонта и сдача насосов и компрессоров в эксплуатацию
- § 96. Виды смазки для насосов и компрессоров
- § 97. Прокладочные и набивные материалы
- Глава XIII
- § 98. Технологический регламент и должностные инструкции
- § 99. Бригадная форма организации и стимулирования труда