logo
Ведёрников 2

§ 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец

Ремонт цилиндров. При попадании в цилиндр деталей поршне­вой группы и других металлических предметов на зеркальной по­верхности его появляются риски, царапины и задиры. Небольшие риски, царапины и задиры выводят шабрением с последующим шлифованием поврежденной поверхности цилиндра.

Во время капитальных ремонтов поршневых насосов и ком­прессоров проверяют выработку цилиндров и цилиндровых втулок. Обычно измеряют диаметры в трех сечениях: в середине цилиндра и на расстоянии 20—25 мм от краев рабочей поверхности. В каж­дом сечении штихмассом с микрометрической головкой измеряют взаимно перпендикулярные диаметры. По разности измерений, вы­полненных в сечениях цилиндра, определяют бочкообразную или коническую выработку. Кроме того, в одном и том же сечении ци­линдра определяют овальность. Для каждого диаметра цилиндра установлены предельно допустимые значения этих выработок. Ес­ли полученные значения бочкообразной, конической выработки и овальности превышают предельно допустимые, то цилиндры или цилиндровые втулки протачивают или заменяют.

В процессе эксплуатации в цилиндрах и корпусах могут поя­виться трещины, коробления и повышенная коррозия или эрозия. Наличие трещин можно определить тщательным осмотром, посту­киванием деревянным молотком и очередным гидравлическим ис­пытанием всех полостей цилиндра при давлении, равном рабочему, а также ультразвуковой и электромагнитной дефектоскопией.

Втулки, на которых замечены трещины, заменяют новыми. При обнаружении трещин в теле или корпусе цилиндра решается во­прос о дальнейшей его эксплуатации или методе ремонта в зави­симости от места и размера трещины.

При повышенной коррозии или эрозии рабочих поверхностей цилиндров, корпусов или охлаждаемых поверхностей нужно выяс­нить причины их появления и в зависимости от этого принять меры по предотвращению дальнейшей коррозии или эрозии или по их уменьшению. В ряде случаев улучшают очистку газа, изменяют его состав или температуру или защищают поверхности определенны­ми антикоррозионными покрытиями.

Промывку, очистку от накипи, следов коррозии или эрозии ох­лаждаемых поверхностей проводят при капитальном ремонте ком­прессора. Техническое состояние шпилек и гаек, прикрепляющих цилиндры к раме, а также соединяющих цилиндры между собой, проверяют также при капитальном ремонте.

Ремонт поршней и поршневых колец. Во время эксплуатации наибольшему износу подвержены направляющая часть поршня, канавки для поршневых колец, отверстия под поршневой палец, места опоры поршня на шток, торцовые стороны поршня, сами поршневые кольца.

Поршень заменяют, если сильно изношена опорная поверх­ность, увеличен зазор между цилиндром и поршнем, на поверхно­сти поршня обнаружены трещины, размер и направление которых, а также место их положения вызывает опасность поломки поршня во время работы, на направляющей поршня замечены глубокие за­диры, обнаружена выработка канавок под поршневые кольца на Vs первоначального значения.

Для определения степени и характера износа поверхность поршня измеряют в трех плоскостях по высоте и по двум взаимно перпендикулярным диаметрам в каждом из трех сечений по высо­те. Допускаемые овальность и неравномерность износа по длине зависят от диаметра поршня и равны 0,20—0,85 мм. Сильно изно­шенные канавки протачивают.

Если в опорной поверхности горизонтальных поршней есть вы-крошивание баббита или уменьшение толщины слоя, то проводят перезаливку баббита. Мелкие задиры, риски на рабочей поверхно­сти поршня выводят шлифованием, а глубокие риски — проточкой поршня с последующим шлифованием. Зазор между поршнем и ци­линдром зависит от диаметра цилиндра и равен 0,15—1,5 мм. Ли­нейное значение вредного пространства устанавливают 1,5—4,0 мм, оно также зависит от диаметра цилиндра и хода поршня.

Износ колец определяют по увеличению зазоров в замке коль­ца, торцовых и радиальных зазоров. Радиальный зазор между кольцом и канавкой 0,4—0,5 мм, торцовый зазор 0,2—0,3 мм, за­зор в замке 1,8—6 мм в зависимости от диаметра поршня.

Заменяют кольца поломанные, с трещинами, при наличии на ра­бочей поверхности задиров и следов пропуска газов на 'Д окруж ности кольца, при смене поршня, после расточки поршневых кана­вок.

Для повышения износоустойчивости рабочие поверхности порш­невых колец покрывают пористым хромом, что увеличивает срок работы колец в четыре раза, а износ поверхности цилиндра значи­тельно уменьшается.

Проверенные и подогнанные по цилиндру кольца устанавлива­ют на поршень с помощью специального приспособления. После этого проверяют щупом зазоры по торцам колец. При установке нового набора колец их прирабатывают на холостом ходу при обильном смазывании.