logo
Ведёрников 2

§ 96. Виды смазки для насосов и компрессоров

В зависимости от назначения компрессоров и насосов, типа подшипников, смазочной системы, частоты вращения применяют различные масла и другие жидкости для смазывания.

Для смазывания цилиндров компрессоров следует использо­вать минеральные масла с температурой вспышки 220—240° С и температуру воспламенения 400° С. В компрессорах с высокой степенью сжатия для смазывания применяют растворы глицери­нового мыла. При сжатии коксового, нефтяного и других газов, растворяющих смазочные масла, используют смеси цилиндрового масла, вапора и гудрона. Для смазывания цилиндров компрессо­ров предназначены компрессорные масла марок К-12 и К-19, КС-19 и К-28.

Для смазывания цилиндров азотных и азотоводородных комп­рессоров применяют цилиндровые масла марок 11 и 12. Для ци­линдров кислородных компрессоров смазкой служит смесь ди­стиллированной воды с 6—8% технического глицерина, а в не­которых компрессорах установлены самосмазывающиеся втулки и поршневые кольца из спрессованного при высокой температуре графита. Применяют также сухую взрывобезопасную графитовую смазку и фторорганические синтетические масла, не окисляющие­ся кислородом и окислами азота.

Для смазывания подшипников насоса и компрессоров исполь­зуют жидкие минеральные масла индустриальные, турбинные, турбинные с присадками, авиационные и др., а также густые смазки типа солидол и консталин.

Масла индустриальные выпускают двух типов: веретенные И-5А, И-8А, И-12, И-20А и машинные И-ЗОА, И-40А(С), И-50А(СУ).

Для быстроходных центробежных компрессоров, газо- и воз­духодувок применяют жидкие легкие масла: турбинные Т-22, Т-30, Т-46, Т-57, турбинные с присадками Тп-22, Тп-30, Тп-48, авиационные МС-14, МС-20, МК-22, МС-24 и веретенные И-12, И-20А.

В минеральных маслах должны отсутствовать вода, которая, образуя эмульсию, значительно снижает смазывающие свойства масла, и механические примеси. Минеральные масла должны быть устойчивы при высокой температуре, не образовывать на­гара в цилиндрах и трубопроводах компрессора.

Для смазывания цилиндров поршневых компрессоров приме­няют синтетические фторосиликоновые смазочные масла, которые устойчивы и мало растворяются в газах, не уносятся газом и почти не испаряются под воздействием теплоты. Силиконовые масла стойки к воздействию высоких температур, поэтому обра­зование нагара на клапанах, поршнях и цилиндрах значительно меньше, чем при других смазках. Это снижает эксплуатационные расходы, а в воздушных компрессорах увеличивается и безопас­ность работы: снижается количество углеводородов в сжимаемом воздухе и уменьшается опасность взрыва в трубопроводах.