logo
Ведёрников 2

§ 73. Эксплуатация поршневых компрессоров

Каждая компрессорная установка имеет свои особенности, свя­занные с конструкцией компрессора, свойствами сжимаемого газа, технологической схемой, в которой работает компрессор. Поэтому для каждой конкретной компрессорной установки разрабатывают подробные инструкции по обслуживанию, которые включают под­готовку к пуску, пуск, обслуживание в процессе работы, регулиро­вание, остановку, устранение возможных неисправностей.

Но, несмотря на разнообразие поршневых компрессорных уста­новок, в их обслуживании есть много общего.

Рассмотрим общие для всех типов установок положения по об­служиванию.

Все работы по подготовке к пуску, пуск и остановку компрессо­ра выполняют по распоряжению начальника смены или старшего по смене. Время пуска и остановки компрессора согласовывают со всеми смежниками.

Подготовка к пуску. Перед подготовкой компрессора к пуску необходимо по записям в сменном журнале убедиться, что причи­на, по которой компрессор был остановлен, устранена и пуск воз­можен.

При подготовке к пуску необходимо выполнить работы: провести тщательный наружный осмотр компрессора для выяв­ления наличия посторонних предметов, повреждения ограждений, среза шплинтов шатунных болтов, следов выплавленного баббита в картере, течи масла или газа и т. п., проверить техническое со­стояние заземления;

проверить наличие и уровень смазки в маслосборниках, карте­ре, корпусе лубрикатора, редукторах, выносных подшипниках, при необходимости очистить сетки фильтров, включить электродвига­тель маслонасоса или привести его в действие вручную для прокач­ки смазки во все точки, провернуть вал компрессора на два-три оборота для подачи смазки на поверхности трения механизма дви­жения;

включить подачу воды на охлаждение цилиндров компрессора, промежуточных холодильников и маслохолодильников, проверить поступление воды во все охлаждаемые сборочные единицы;

убедиться в наличии и исправности контрольно-измерительных приборов и средств автоматики (например, манометр считается ис­правным, если корпус и стекло не разрушены, пломба исправна, стрелка манометра находится на нуле или не доходит до нуля на не более половины допускаемой погрешности, не просрочен срок очередного освидетельствования);

проверить положение запорной и пускорегулирующей армату­ры, которое должно соответствовать указанному в инструкции, краны перед манометрами необходимо открыть;

подготовить к пуску привод компрессора.

Пуск компрессора. В процессе пуска компрессора необходимо: пустить компрессор без нагрузки, для чего нужно открыть бай­пасы, включить дополнительные вредные пространства, поднять пластины всасывающих клапанов, открыть задвижку на линии вса­сывания;

включить в работу маслоагрегат, подать воду на охлаждение;

включить электродвигатель нажатием кнопки «Пуск» или при­вести в действие другой привод;

при достижении нормальной частоты вращения проверить рабо­ту компрессора без нагрузки (работу маслосистемы, температуру подшипников, степень нагревания поверхности трения деталей), прослушать работу механизма движения и цилиндров, продуть вспомогательное оборудование, проверить показания контрольно-измерительных приборов и систем автоматики;

если нарушений нет, то компрессор начинают загружать.

Загрузка компрессора:

отключить дополнительные вредные пространства, опустить пластины всасывающих клапанов;

закрыть все продувочные клапаны на вспомогательном обору­довании;

закрыв байпасы, поднять давление, начиная с первой ступени до рабочего и открыть линию нагнетания;

при достижении рабочего давления на последней ступени от­крыть задвижку на линии нагнетания для подключения компрессо­ра в систему;

после загрузки провести полный осмотр компрессора и вспомо­гательного оборудования, проверить соответствие показаний при­боров нормам технологического режима, проконтролировать по ступление смазки во все точки, систему охлаждения, температуру подшипников и поверхностей трения;

при отсутствии нарушений в работе компрессора машинист за­писывает в сменный журнал время пуска.

Если при пуске компрессора будут замечены какие-нибудь от­клонения от нормы: стуки, повышение температуры на ступенях, нагрев подшипников и др.—то машинист докладывает об этом старшему по смене и в дальнейшем выполняет его распоряжения.

Обслуживание работающего компрессора. При выполнении опе­раций нужно:

наблюдать за работой лубрикатора, который должен подавать три-четыре капли масла в минуту;

следить за уровнем смазки в лубрикаторе, своевременно ее до­бавлять;

следить за давлением смазки в циркуляционной системе, кото­рое должно быть 0,15—0,3 МПа, поддерживать температуру масла после холодильников не выше 35°С, периодически переключать и очищать масляные фильтры;

следить за температурой подшипников вала, которая должна не превышать 50—60°С;

поддерживать 'заданную температуру и давление на ступенях в соответствии с нормами технологического режима;

следить по сливным трубкам и показаниям термометров за ра­ботой системы охлаждения, поддерживать перепад температур ох­лаждающей воды 7—10°С, а температуру воды после межступен­чатых холодильников не выше 35—40°С;

периодически продувать от конденсата и скопившегося масла холодильники и влагомаслоотделители;

проверять техническое состояние фланцевых соединений, креп­лений, сальников, предохранительных клапанов;

наблюдать за уровнем нагрузки компрессора по показаниям ам­перметра;

в конце каждого часа работы записывать в сменный журнал па­раметры режима (показания приборов);

поддерживать в чистоте компрессор и помещение, в котором он находится.

Остановка компрессора. Нормальную остановку компрессора необходимо проводить с предварительной его разгрузкой:

открыть байпасы, включить дополнительные вредные простран­ства, поднять пластины всасывающих клапанов, открыть продувоч­ные клапаны на вспомогательном оборудовании;

закрыть задвижку на линии нагнетания;

выключить привод нажатием кнопки «Стоп» или другим спосо­бом в соответствии с видом привода;

закрыть задвижку на линии всасывания;

выключить маслоагрегат, если привод индивидуальный;

выключить общим клапаном подачу охлаждающей воды после доведения температуры компрессора до температуры окружающей среды;

слить, если необходимо, воду из всех полостей;

открыть люки и проверить нагревание направляющих крейц­копфа и подшипников;

очистить компрессор, фильтры, убрать помещение.

При остановке на длительный срок или ремонт компрессоров, сжимающих токсичные или взрывоопасные газы, сначала переклю­чают компрессоры на продувку инертным газом до полного удале­ния рабочего газа, затем компрессоры останавливают и освобож­дают полости от масла и воды. Время и причину остановки комп­рессора записывают в сменный журнал.

Решение об аварийной остановке машинист принимает само­стоятельно при следующих нарушениях в работе компрессора: сни­жение давления масла в циркуляционной системе ниже 0,08 МПа, прекращение подачи масла лубрикатором хотя бы в одну точку или охлаждающей воды, электроэнергии, падение давления ниже нормы во всасывающем коллекторе, сильный прорыв газа, повы­шение давления и температуры на ступенях выше нормы, а также температуры подшипников выше нормы (если невозможно ее сни­зить), повышение температуры обмоток электродвигателя, что сви­детельствует о перегрузке компрессора, возникновение сильной вибрации компрессора и аппаратов, стуков, ненормальных шумов или ударов в цилиндре или механизме движения, обрыв шатунов, шатунных болтов, штоков, взрывы в цилиндре, клапанных короб­ках или газосборниках, пожар и авария на смежных участках.

При аварийной остановке сначала немедленно выключают при­вод, а затем выполняют все необходимые при остановке работы. Об аварийной остановке машинист докладывает старшему по смене и принимает меры по устранению причины аварийной остановки. Ма­шинист несет ответственность за допущенную по его вине аварию.