logo
Ведёрников 2

§ 47. Эксплуатация центробежных насосов

Все работы по подготовке к пуску, пуск и остановку центробеж­ного насоса выполняют по распоряжению начальника смены или старшего по смене.

Подготовка к пуску. При подготовке центробежного насоса к пуску после ознакомления с записями в сменном журнале необхо­димо проверить подключение контрольно-измерительных приборов, наличие смазки в подшипниках, техническое состояние муфты сцепления с двигателем, наличие и исправность защитного щитка на нем, заземление электродвигателя и пускателя.

Если центробежный насос подсасывает жидкость, то перед пус­ком насос и всасывающий трубопровод заполняют перекачиваемой жидкостью. Если насос находится под заливом или поступление жидкости происходит под давлением, то его заполняют жидкостью, открыв задвижку на всасывающем трубопроводе.

При установке перекачиваемой жидкости выше уровня запол­нить насос можно одним из следующих способов:

открыть клапан на перепускной линии из нагнетательного тру­бопровода, при этом нужно отключить вакуумметр во избежание поломки;

отсосать воздух и пары из насоса и всасывающего трубопрово­да, для чего насос подключить к вакуум-насосу или эжектору;

залить жидкость через воронку, перед заливанием насоса от­крыть краники для спуска воздуха или паров из корпуса.

В случае водяного охлаждения подшипников и сальников сле­дует перед пуском насоса залить воду, открыв краны на соответ­ствующих трубопроводах. Перед пуском малопроизводительных насосов проворачивают вручную вал, сняв ограждение на сцепле­нии с двигателем.

Пуск насоса. Проводят при закрытой задвижке на напорном трубопроводе. При пуске насоса открывают полностью клапан на всасывающем трубопроводе, кран манометра и пускают двигатель в работу. Когда насос разовьет полную частоту вращения и мано­метр покажет соответствующее давление, необходимо открыть кран вакуумметра и постепенно открывать клапан на напорном трубопроводе. Во избежание нагревания жидкости работа насоса при закрытой задвижке на нагнетании (холостой ход) должна длиться не более 2—3 мин.

Для нормальной работы насоса характерен почти бесшумный его ход.

Остановка насоса. Останавливать насос нужно в такой после­довательности: медленно закрыть задвижку на напорном трубо­проводе; закрыть кран вакуумметра (манометра); остановить двигатель; закрыть задвижку на всасывающем трубопроводе; за­крыть кран манометра; освободить насос от перекачиваемой жид­кости, если это предусмотрено инструкцией.

Уход за работающим насосом. Во время работы насоса необхо­димо следить за смазыванием подшипников. При кольцевом сма­зывании подшипников кольца должны свободно вращаться вместе с валом, поддерживать нормальный уровень смазки в картере. Не­обходимо также поддерживать нормальную температуру подшип­ников. Через каждые 800—1000 ч работы насоса следует спускать отработанное масло из корпусов подшипников, промывать их и заполнять свежим маслом. Машинист должен следить за техниче­ским состоянием сальников. Сальники с гидравлическим уплотне­нием необходимо затягивать так, чтобы жидкость просачивалась непрерывно отдельными каплями. В процессе работы насоса надо поддерживать заданный режим, записывать в сменный журнал по­казания контрольно-измерительных приборов. Не допускается ра­бота насоса при кавитации. При ее возникновении необходимо вы­ключить насос и проверить всасывающую линию.

Машинист обязан точно выполнять правила безопасности и ох­раны труда.

При эксплуатации герметичных электронасосов категорически на прощается: запускать электронасос в работу, если нет уверен­ности, что он полностью залит жидкостью и из него удален весь возух, газ или пар; разрывать поток перекачиваемой жидкости на пиши всасывания; производить первоначальный пуск электро-насоса носче монтажа или ремонта без предварительной проверки сопротивления изоляции обмотки статора относительно корпуса; запускать электронасос при закрытой задвижке на линии всасы-

вания; эксплуатировать электронасос без установки приборов кон­троля и блокировки, указанных в эксплуатационных документах; оставлять перекачиваемую и охлаждающую жидкости в отключен­ном электронасосе, если они могут менять свое агрегатное состоя* ние при температуре окружающей среды; эксплуатировать элек­тронасос без его охлаждения.

В процессе работы центробежных насосов могут возникнуть не­исправности, которые машинист должен устранить. Насос "может отказать в работе после пуска из-за: неплотности всасывающей ли­нии— осмотреть трубопровод и устранить неплотности; наличия в корпусе насоса воздуха или паров жидкости — повторно залить на­сос; засорения труб и сосудов — осмотреть, прочистить трубы и со­суды.

Подача в процессе работы может снизиться по следующим при­чинам:

уменьшилась частота вращения — проверить напряжение сети и двигатель, устранить обнаруженные дефекты;

во всасывающую линию или в корпус насоса через сальники просачивается воздух — проверить трубопровод, подтянуть или сменить набивку сальника;

в нагнетательном и всасывающем трубопроводах увеличились сопротивления — проверить все задвижки и места возможных засо­рений трубопроводов, прочистить их;

засорилось рабочее колесо — осмотреть и прочистить его.

Напор в процессе работы может снизиться из-за:

уменьшения частоты вращения — проверить двигатель и при об­наружении неисправностей устранить их;

попадания воздуха в перекачиваемую жидкость — проверить всасывающую трубу;

утечки жидкости — подтянуть или заменить набивку сальника;

повреждения напорного трубопровода — закрыть задвижку на напорном трубопроводе, осмотреть его и устранить повреждения;

износа уплотняющих колец или повреждения рабочего колеса — заменить поврежденные детали.

Перегрузка двигателя возникает: при слишком большом раз­беге вала, когда колесо трется о неподвижные части насоса — уменьшить разбег вала; при большом осевом давлении —прове­рить исправность разгрузочных устройств и устранить обнаружен­ные дефекты; при засорении внутренних частей —остановить на­сос, прочистить и промыть корпус и рабочие колеса; при увеличе­нии подачи насоса выше допустимой нормы и напоре меньше рас­четного—прикрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе.

Вибрацию и шум насоса вызывают: ослабление фундаменталь­ных болтов — подтянуть болты; установка вала насоса и электро­мотора не на одной прямой — произвести правильную центровку; частичное засорение рабочих колес — осмотреть и прочистить на­сос; прогиб вала, заедание вращающихся частей, износ подшипни­ков— заменить поврежденные детали; кавитация — остановить на­сос и принять меры к уменьшению высоты всасывания.

Безопасность труда при работе на насосных установках. На ра­бочем месте машиниста должны быть созданы безопасные усло­вия труда: расстояния между насосными агрегатами должны обес­печивать свободный доступ и возможность наблюдения за работой насоса; лестницы и трапы должны быть удобными, освещение хо­рошим, вентиляция и отопление достаточными.

Машинист обязан соблюдать следующие правила: находиться на рабочем месте в специальной одежде; иметь на рабочем месте и при необходимости пользоваться резиновыми перчатками, очка­ми, противогазом определенного типа и марки; следить, чтобы дви­жущиеся и вращающиеся части машины были ограждены; при ра­боте насоса не подтягивать болты и шпильки на движущихся час­тях и не заменять сальники и клапаны; не допускать течи легко­воспламеняющихся и ядовитых жидкостей; не разбрасывать про­масленные обтирочные материалы, а хранить их в металлических закрытых ящиках; около пусковой электроаппаратуры иметь всег­да резиновый коврик; в качестве переносного освещения пользо­ваться переносной лампой напряжением 12 В, а в некоторых це­хах—только взрывобезопасной; знать места хранения средств ту­шения пожара и уметь ими пользоваться; уметь вызвать пожар­ную команду и газоспасателей; знать и точно исполнять должност­ную инструкцию машиниста.