logo
Белецкий

5.1.4.2. Гусеничные краны

Гусеничные стреловые самоходные краны монтируют на базе спе­циальных двухгусеничных шасси, обеспечивающих за счет большой

163

опорной поверхности гусениц высокие проходимость и устойчивость машин. Такие краны, в отличие от пневмоколесных, могут работать без выносных опор, передвигаться с грузом и применяются на объек­тах с большими объемами строительно-монтажных работ. Гусенич­ные краны имеют небольшие транспортные скорости (до 5 км/ч), поэтому их перевозят с объекта на объект на тяжеловозных прицепах-трайлерах.

Ходовое устройство гусеничных кранов состоит из двух гусенич­ных тележек многоопорного типа, соединенных между собой попе­речными балками, несущими жесткую ходовую раму. На ходовой раме смонтированы узлы привода ходового оборудования и унифи­цированное опорно-поворотное устройство. Движение ведущим звез­дочкам гусениц кранов с механическим приводом сообщается от ос­новного двигателя машины через систему зубчатых и карданных пе­редач. Поворот всего крана производится за счет торможения одной из гусениц.

Грузоподъемное оборудование гусеничных кранов по конструк­ции такое же, как у пневмоколесных машин. Основные узлы гусе­ничных и пневмоколесных кранов унифицированы.

Отечественная промышленность серийно выпускает гусеничные краны с механическим приводом грузоподъемностью 6,3; 10 и 16 т и с электрическим приводом грузоподъемностью 16, 25, 40, 50, 63, 100 и 160 т. Предусмотрено серийное производство дизель-электричес­кого гусеничного крана грузоподъемностью 250 т.

Основное рабочее оборудование гусеничных кранов: жесткие ре­шетчатые стрелы длиной до 30 м; сменное - удлиненные прямые стре­лы длиной до 50 м, удлиненные стрелы с гуськами длиной до 10 м; ба-шенно-стреловые (у кранов грузоподъемностью 50, 100 и 160 т) — со стрелами длиной до 40 м и высотой башни до 51 м. Некоторые мо­дели гусеничных кранов выпускают с основным башенно-стреловым оборудованием. На рис. 5.16 показан общий вид, графики грузоподъ­емности и высоты подъема крюка дизель-электрического крана с ба­шенно-стреловым оборудованием грузоподъемностью 25 т. Гусенич­ные краны оборудуют силовыми установками мощностью от 60 до 300 л. с. (от 44 до 220 кВт), имеют рабочую массу 16-206 т и характе­ризуются удельным давлением на грунт не более 2 кгс/см2 (0,2 МПа).

Пневмоколесные и гусеничные краны комплектуют приборами безопасности и контроля - ограничителями высоты подъема крюка и стрелы, указателями вылетов, грузоподъемности, угла наклона кра­на (креномерами), различными сигнализаторами и т.п.

Ниже рассмотрим примеры ряда применяемых гусеничных кранов.

164

Рис 5.16. Общий вид, графики грузоподъемности (сплошные —) и высоты

подъема крюка ( ) гусеничного крана с высотой башни (в м) и длиной

стрелы (в м) соответственно:

' — 25,5 и 16,4; 2 — 30,5 и 18,9; 3 — 30,5 и 24,0; 4 — 35,6 и 24,0; 5 — 25,6 и 29,0

165

Кран МКГ-25.01 (рис. 5.17) грузоподъемностью 25 т электричес­кий, создан на базе крана МКГ-25БР. Кран оснащен основной стре­лой 16,8 м против 13,5 м у крана МКГ-25БР, что позволяет увеличить высоту подъема главного и вспомогательного крюков. Применена новая, более мощная силовая установка. Конструктивная масса крана снижена более чем на 2 т. В то же время основные механизмы и сбо­рочные узлы остались те же, что и у крана МКГ-25БР, т.е. унифици­рованы с ним.

Кран ДЭК-252 (рис. 5.18, а, б) грузоподъемностью 25 т оснащен сменными стрелами 19; 22,75; 24; 27,5; 32,75 м. На каждой из них может быть установлен неуправляемый гусек длиной 5 м. На нем ус­тановлено башенно-стреловое оборудование (БСО), башня длиной 19,24 и 27,75 м с управляемыми гуськами длиной 10, 15 и 20 м. Пи­тание - от собственной силовой установки и от внешней сети напря­жением 380 В. На кране может быть применен грейфер вместимос­тью 2,5 м3.

Кран оборудован двумя унифицированными грузовыми лебедка­ми главного и вспомогательного подъемов. Одна из них служит для подъема груза, а вторая - для подъема управляемого гуська. Меха­низм поворота оснащен двухскоростным электродвигателем и муф­той предельного момента, что обеспечивает устойчивую работу с по­ниженной скоростью.

Для питания крана от внешней сети используется гибкий кабель длиной 200 м, навиваемый на барабан.

Кран РДК-250-3 (рис. 5.18, в) грузоподъемностью 25 т. В комплект рабочего оборудования входят стрелы длиной 20,3; 27,5 и 35,3 м и башенно-стреловое оборудование в составе башни высотой 12,5 и 27,5 м и управляемых гуськов 10, 15 и 20 м. Грузовая лебедка глав­ного подъема - двухдвигательная многоскоростная с планетарным редуктором, обеспечивающая широкий диапазон скоростей, включая посадочную.

Кран СКГ-401 (рис. 5.19) и аналогичный ему по конструкции кран СКГ-631 соответственно грузоподъемностью 40 и 63 т, в специальном исполнении - 63 и 100 т. С основными стрелами краны могут рабо­тать в I—VII ветровых районах, а с башенно-стреловым оборудовани­ем - в I—III районах. Все стрелы могут быть оснащены неуправляе­мым гуськом. Изменение вылета управляемого гуська башенно-стрело-вого оборудования производится грузовой лебедкой вспомогательного подъема.

Гусеничные тележки — многоопорные, имеют независимые при­воды механизмов передвижения. Грузовая лебедка главного подъема

166

167

Рис. 5.18. Гусеничный кран ДЭК-252 (а), его характеристики (б)

грузоподъемность ( ) и высота подъема ( ) и гусеничный кран

РДК-250-3 (в):

1 — для стрелы 14 м; 2 — для стрелы 14 м с гуськом; 3 — для гуська; 4 — для

стрелы 14 м с грейфером

168

169

оборудована двумя электродвигателями, соединенными дифферен­циалом, что обеспечивает получение трех скоростей подъема грузов.

Питание кранов электроэнергией осуществляется от внешней сети или от собственной силовой установки, размещаемой вне крана, на пневмоколесном прицепе.

На базе крана СКГ-401 создан кран СКГ-505 грузоподъемностью 50 т. В специальном исполнении стрелы и с дополнительным проти­вовесом массой 8,44 т грузоподъемность составляет 63 т. В башенно-стреловом оборудовании применена стрела длиной 37 м вместо 32 м.

Кран МКГС-125 (рис. 5.20) электрический на постоянном токе гру­зоподъемностью 150 т. Основная стрела с помощью вставок 7 и 14 м, может быть удлинена до 78 м. На все стрелы, кроме стрел длиной 22 и 71-78 м может быть установлен неуправляемый гусек длиной 12 м.

Кран оснащен башенно-стреловым оборудованием. Неподвижная при работе башня длиной от 29 до 64 м (через 14 и 7 м) устанавлива­ется под углом 3°. Она может оснащаться основным управляемым гуськом длиною 26 м, который при помощи вставок удлиняется до 33 и 40 м. Кратность запасовки при наибольшей грузоподъемности -11, при наибольшей высоте подъема - 2. На высоту 101,2 м можно поднять груз 25,4 т. Кран получает электроэнергию от внешней сети на генераторную группу, состоящую из электродвигателя и двух ге­нераторов постоянного тока, или от дизель-электрического агрегата, смонтированного на раме-салазках, присоединяемых к ходовой ча­сти крана.