logo
Белецкий

5.1.4.1. Пневмоколесные краны

Такие краны на специальном шасси чаще всего используются для выполнения монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на рассре­доточенных объектах, расположенных друг от друга на небольших расстояниях, которые краны при перебазировках обычно преодоле­вают своим ходом. Промышленностью серийно выпускаются пнев­моколесные краны с механическим приводом грузоподъемностью 16 т и с дизель-электрическим приводом грузоподъемностью 16, 25, 40, 63 и 100 т. Осваивается серийное производство дизель-электрическо­го крана грузоподъемностью 160 т.

Ходовые устройства кранов имеют от двух до четырех (в зависи­мости от грузоподъемности) мостов, каждый из которых оборудо­ван двумя или четырьмя пневмоколесами. Поворот управляемых колес передних мостов осуществляется с помощью гидроцилиндров. Привод ведущих мостов пневмоколесных одномоторных кранов

155

осуществляется через механическую трансмиссию от основного двигателя машины. Рамы пневмоколесных кранов снабжаются че­тырьмя выносными опорами, которые устанавливают вручную у машин грузоподъемностью 16 т и с помощью гидропривода у кра­нов большей грузоподъемности.

Пневмоколесные краны оборудуются жесткими решетчатыми стрелами длиной до 15 м (основное оборудование), удлиненными прямыми стрелами длиной до 45 м, удлиненными стрелами с гусь­ками длиной до 12 м (краны грузоподъемностью 16, 25, 40 т), башен-но-стреловым оборудованием со стрелами 10—20 м и длиной башни 15-45 м (краны грузоподъемностью 25, 40, 63 и 100 т). Основное и сменное рабочее оборудование пневмоколесных кранов грузоподъем­ностью 25, 40 и 63 показано на рис. 5.10. Каждый вид рабочего обо­рудования обеспечивает определенную грузоподъемность, вылет и высоту подъема крюка.

На рис. 5.11 в качестве примера приведены графики грузоподъем­ности и высоты подъема крюка дизель-электрического крана грузо­подъемностью 16 т (КС-4362) с различными видами рабочего обору­дования при работе на выносных опорах и без них.

Пневмоколесные краны могут передвигаться вместе с грузом со скоростью до 5 км/ч и при этом грузоподъемность составляет не бо­лее 25-30 % от номинальной. Транспортная скорость передвижения кранов не превышает 18 км/ч. Краны оборудуются силовыми уста­новками мощностью от 60 до 180 л. с. (от 44 до 132 кВт), имеют ра­бочую массу 2-98 т.

Ниже рассмотрим примеры некоторых из применяемых пневмо­колесных кранов.

Кран КС-5363В (рис. 5.12) грузоподъемностью 36 т, электричес­кий, на постоянном токе. Кран на двухосном ходовом устройстве с двумя ведущими мостами. Он представляет собой дальнейшее усо­вершенствование крана КС-5363Б. Кран оснащен удлиненными стрелами (17,5-32,5 м) с шагом 2,5 м, на которые устанавливаются неуправляемые и управляемые гуськи длиной 10 и 15 м. К нему так­же предусмотрено башенно-стреловое оборудование башни длиной 15, 20 и 32,5 м и управляемые гуськи длиной 10, 15 и 20 м. На основ­ную стрелу может быть навешен двухканатный грейфер вместимо­стью 2 м3. Грузовой канат закреплен своими концами на барабанах двух лебедок. В кране имеется устройство повышения грузоподъем­ностью с 25 до 40 т за счет дополнительного противовеса, который удерживается на канатах, закрепленных на двуногой стойке и на вы­носной рамке.

156

Рис. 5.10. Виды рабочего оборудования пневмоколесных кранов:

а — грузоподъемностью 40 т; б— то же, 63 т; в — то же, 25 т; 1 — стреловой полиспаст; 2, 6— удлиненная и основная решетчатая стрелы; 3, 8 — гуськи; 4, * -— вспомогательная и основная крюковые подвески; 7 — маневровая стрела;

9 — выносные опоры

157

Рис. 5.11. Общий вид, графики грузоподъемности ( ___ ) и высоты подъема

крюка ( _ _ _ ) пневмоколесного дизель-электрического крана грузоподъемностью 16 т:

/ — при основной стреле на выносных опорах; 2 — то же, без выносных опор; 3 — при башенно-стреловом оборудовании с высотой башни 11,6 м; 4 — то же, с высотой башни 16,6 м; 5 — при удлиненной стреле длиной 17,5 м с гуськом; 6 — то же, при стреле длиной 22,5 м; 7 — при удлиненной стреле длиной 17,5 м на выносных опорах; 8 — то же, без выносных опор; 9 — при удлиненной стре­ле длиной 22,5 м

158

Рис. 5.12. Пневмоколесный кран КС-5363В и его грузовые характеристики:

1 — выносная опора; 2 — шасси; 3 — гусек; 4 —- стойка; 5 — монтажная стой­ка; б — дополнительный выдвижной противовес; а — стрела 15 м на опорах; б — без опор; в — 30 м на опорах; г — 30 м с управляемым гуськом на опорах

Кран МКП-25А (рис. 5.13, а) грузоподъемностью 25 т, электричес­кий на постоянном токе от собственной силовой установки или от внешней электросети. Основная стрела 14,1 м с помощью сменных секций (длиной 3 и 5 м) может быть удлинена до 19,1; 22,1; 27,1; 30,1 и 35,1 м. На каждой стреле может быть установлен неуправляемый гусек длиной 5 м. Кран, кроме того, снабжен специальной укорочен­ной стрелой 6,1 м для работы в стесненных условиях.

Шасси оборудовано двумя управляемыми приводными от элек­тродвигателей постоянного тока мостами. Задний мост жестко со­единен с рамой, а передний - с помощью балансира, выключаемого

159

Рис. 5.13. Краны МКП-25А (а) и МКТ-40 (б):

1 — тягач; 2 — поворотная платформа; 3,4 — крюки вспомогательного и главного подъемов; 5 — опора; б — полуприцеп; 7 — зона работы крана

винтами при работе крана. Выносные опоры - гидравлические по­воротные.

Кран МКТ-40 (рис. 5.13, 6) грузоподъемностью 40 т, электрический на переменном токе, смонтирован на специальном одноосном полу­прицепе к тягачу МОАЗ-546П. Задний мост оборудован приводом, что повышает проходимость крана. Он оснащен основной стрелой 15 м, которая при помощи сменных секций по 5 м может удлиняться до 35 м. На все стрелы может быть установлен неуправляемый гусек.

160

Грузовая лебедка главного подъема оборудована двумя электро­двигателями большой и малой мощности. Такая лебедка позволяет получить минимальную скорость при включении малого двигателя и максимальную при включении обоих двигателей, а также три скоро­сти опускания груза.

Краны МКТТ-63 и МКТТ-100 (рис. 5.14, а и б) грузоподъемнос­тью 63 и 100 т с гидроприводом и телескопическими стрелами. В ка­честве базовых машин использованы тягач МОАЗ-546П и трактор К-701. Ходовые устройства выполнены в виде двух- и трехосных по­луприцепов.

На стрелы могут устанавливаться гуськи. Наибольшая транспорт­ная скорость обоих кранов 30 км/ч.

Краны оборудованы автоматическими ограничителями грузо­подъемности, высоты подъема, детекторами ЛЭП, анемометрами, устройствами аварийного опускания груза.

Кран МКТТ-100 (рис. 5.14, б) грузоподъемностью 100 т, электри­ческий на трехосном полуприцепе к трактору К-701. На тракторе ус­танавливается дополнительная третья ось. Привод крана — на посто­янном токе от дизель-генератора трактора. Кран оснащается стрелами 22, 29, 36, 43 и 50 м, на которые может быть установлен неуправляе­мый гусек 12 м. Предусмотрено башенно-стреловое оборудование со стрелами-башнями длиной 29, 43 и 50 м и управляемыми гуськами длиной 19, 26, 33 и 40 м. Грузоподъемность при БСО с гуськами 19 и 40 м соответственно 36 и 24,4 т.

Кран КС-8362Д (рис. 5.15) грузоподъемностью 100 т, электричес­кий на постоянном токе. Возможно питание от внешней электросе­ти через агрегат электродвигатель-генератор. Кран оснащается ос­новной стрелой длиной 15 м, которую можно удлинить до 55 м с по­мощью секций по 5 м. Стрелы длиной от 20 до 40 м оснащаются неуправляемым гуськом длиной 20 м, а стрелы 45-55 м - гуськом 30 м. Предусмотрено башенно-стреловое оборудование со стрелами-баш­нями длиной 25-40 м и управляемыми гуськами 15—30 м.

При работе со стрелами 15 и 20 м применяют противовес мас­сой 14 и 30 т, для остального сменного оборудования - только мас­сой 30 т.

Кран смонтирован на специальном пятиосном ходовом устрой­стве, имеющем буксирное приспособление и гидравлические вынос­ные опоры.

Главные передачи - от автомобиля КрАЗ-257, а колесная переда­ча - от тягача МОАЗ-546.

Скорость кранов на полуприцепах — до 30 км/ч.

161

Рис. 5.14. Краны МКТТ-63 на полуприцепе к тягачу МОАЗ-546 {а) и кран МКТТ-100 на полуприцепе к трактору К-701 (б):

1 — тягач; 2 — удлинитель; 3 — гусек; 4 — телескопическая стрела; 5 — гидро­цилиндр подъема стрелы; б — поворотная часть; 7 — полуприцеп; 8 — трактор К-701; 9 — противовес; 10— гидроцилиндр изменения вылета стрелы; 11

выносные опоры

162

Рис. 5.15. Пневмоколесный кран КС-8362Д