logo
Белецкий

22.5. Подготовка и прокладка стальных дюкеров через водные преграды

После сварки трубопровода дюкера его проверяют на прочность и герметичность гидравлическим испытанием. В целом же дюкеры испытывают трижды: предварительно на стапеле после сварки, в под­водной траншее до ее засыпки и окончательно после засыпки подвод­ной траншеи. Для увеличения срока службы подводных трубопрово­дов их защищают, грунтуют и покрывают битумной, весьма усилен­ной трехслойной изоляцией.

Для предохранения изоляции от повреждений трубопровод перед его укладкой в подводную траншею облицовывают и футеруют дере­вянными рейками. Футеровку устраивают как сплошную, так и с про­зорами. Сплошную делают, когда трубопровод протаскивают по дну траншеи, а с прозорами — если трубопровод опускают при помощи плавучих кранов.

Процесс футерования трубопровода включает следующие опера­ции: раскладку реек вдоль трубопровода; подготовку реечного ковра;

613

обертывания ковром трубы; предварительное, а затем окончательное закрепление футеровки проволокой-катанкой.

При прокладке подводных трубопроводов, обладающих в период эксплуатации положительной плавучестью, их балластируют, или утяжеляют чугунными и железобетонными грузами.

При подготовке подводного трубопровода к укладке устраивают специальные спусковые дорожки, которые бывают грунтовые, рель­совые, водные и роликовые или рольганговые. Грунтовые дорожки должны иметь уклон в сторону водоема или быть горизонтальными. На песчаных грунтах протаскивать легче по сухому основанию, а на глинистых - по увлажненному.

Операция по укладке трубопровода под водой является довольно сложной и трудоемкой. Поэтому к ее проведению готовятся особо тщательным образом. Существует много способов и схем укладки трубопроводов в подводную траншею, однако наиболее часто приме­няют следующие три из них: протаскивание по дну, погружение с поверхности воды (или со льда) трубопровода полной длины и погру­жение с поверхности воды с последовательным наращиванием сек­ций трубопровода.

Протаскивание трубопроводов по дну (рис. 22.5, а) применяют при прокладке трубопроводов больших диаметров. Спусковую до­рожку (рис. 22.5, г) устраивают в виде рельсовой узкоколейки ши­риной 750 мм с уклоном в сторону реки. Трубопровод по рельсово­му пути спускают на тележках (рис. 22.5, д), которые в конце до­рожки скатываются в специально устроенный приямок, откуда убираются краном или отводятся по отводному пути. Спусковые дорожки в виде канала или траншеи, заполняемых водой, приме­няют при пологом рельефе берега. Трубопровод с заглушками на концах скатывают в воду и транспортируют на плаву к месту ук­ладки (рис. 22.5, ё).

Основной тяговый трос прокладывают с плавучих средств по ство­ру трубопровода и крепят его к передней заглушке плети. Свободный ' конец его крепят к барабану тяговой лебедки, расположенной на про­тивоположном берегу. Для протаскивания трубопровода в качестве тяговых средств используют также мощные тракторы, краны-трубо­укладчики, бульдозеры, артиллерийские тягачи и др.

Для подбора типа и мощности тяговых средств определяют необ­ходимое тяговое усилие Р, которое при протаскивании трубопрово­да (дюкера) по дну с троганием с места определяется по формуле

Р = kMf, 614

23 21 22 21 22 21 20 19

Рис. 22.5. Схема протаскивания трубопровода дюкера по дну и детали