logo
Белецкий

25.3. Монтаж горизонтальных насосных агрегатов

Монтаж горизонтальных насосов, как центробежных, так и поршне­вых, начинают с установки плит или рам на фундамент и выверки его в плане по высоте и горизонтали. Допускаются отклонения плиты (рамы) в плане и по высоте до 10 мм, а по горизонтали - 0,1 мм на 1 м длины пли­ты.

Сборочные единицы (узлы) насосов устанавливают на общей раме или на отдельных рамах. Фундамент под насосный агрегат имеет в плане прямоугольную форму с восемью анкерными гнездами, если насос и двигатель поставляются на отдельных рамах, или четырьмя -при поставке их на общей раме. Между рамой агрегата и верхом фун­дамента оставляют зазор 30—50 мм для монтажной подбетонки (под­ливки). Насос и электродвигатель крепят к опорным планкам рамы с помощью шпилек. Анкерные болты для крепления рамы к фундаменту изготовляют из круглой стали длиной, кратной 20-25 их диаметрам.

Насосы и насосные агрегаты монтируют монтажными кранами, но чаще для этой цели используют мостовые и подвесные краны, тали, которыми оборудуются здания насосных станций. Применя­ют также переносные треноги с ручной талью, лебедки и другие механизмы.

Монтаж горизонтального насосного агрегата с раздельными опор­ными плитами под насос и электродвигатель обычно начинают с ус­тановки на фундамент насоса вместе с опорной плитой или рамой, выверяют ее и крепят к фундаменту. После этого насос является ба­зой, к которой центрируют электродвигатель (в агрегатах без редук­тора). В агрегатах с редуктором насос и электродвигатель центриру­ют к выверенному и закрепленному редуктору, а в агрегатах с гидро­муфтой редуктор, насос и электродвигатель - к выверенной и закрепленной гидромуфте. Насосные агрегаты на общей раме уста­навливают на фундамент за один прием. Эти насосные агрегаты или же отдельные узлы на раздельных плитах перед подливкой бетонной смесью выверяют по высотным отметкам относительно репера или

696

десечки. Проверяют также положение насосного агрегата по осям в тане и в горизонтальной плоскости. При этом используют метод на­тянутых струн и отвесов (рис. 25.2, а). С этой целью натягивают гори­зонтально продольные 3 и поперечные 6 струны, на которые вешают угвесы 2 и 5 так, чтобы они совпадали с соответствующими насечка­ми на фундаменте 8. На натянутых и закрепленных продольных стру­нах каждого насоса 4 с обеих сторон вешают отвесы 2так, чтобы один ггвес совпал с центром всасывающего патрубка насоса и насечкой / ia фундаменте, а второй — с осью электродвигателя 9. Если монти­руют несколько насосных агрегатов, то натягивают и крепят попереч­ную струну 6. При этом отвесы 5, опущенные с натянутой струны, должны совпадать с центрами нагнетательных патрубков. При мон­таже насосов и электродвигателей, расположенных на отдельных эпорных рамах или плитах, особое внимание обращают на соответ-:твие фактического зазора между торцами полумуфт, указанного в паспорте насоса.

Наиболее ответственной операцией при монтаже горизонталь­ных и вертикальных насосных агрегатов является центровка валов по полумуфтам. При проверке по полумуфтам валы насоса и элек­тродвигателя устанавливают так, чтобы торцовые плоскости полумуфт были параллельны и расположены концентрично. Необходимо со­впадение образующих цилиндрических поверхностей обеих полу­муфт и равенство зазоров между их торцами в любом положении. Зазоры по окружности полумуфт называют радиальными, а между торцовыми плоскостями их - осевыми.

Для проверки соосности полумуфт в зависимости от их конструк­ции применяют различные приспособления. Так, концентричность проверяют щупом по зазору между скобой, установленной на одной половине пальцевой муфты, и образующей поверхностью другой по­ловины (рис. 25.2, б). Зазоры между торцовыми плоскостями полумуфт замеряют щупом в четырех противоположных точках по окружности. Зубчатые муфты, у которых торцы удалены один от другого, проверя­ют с помощь щупов или индикаторов, укрепленных на одной из по­лумуфт (рис. 25.2, в, г). Подъемом или сдвигом подшипников или кор­пусов насосов достигают параллельности и концентричности располо­жения муфт. Запись проверки соосности полумуфт ведут по круговой диаграмме (рис. 25.2, д), причем замеры по окружности п проставляют во внешних прямоугольниках, а замеры по торцу m - во внутренних. Для проверки вала устанавливают в начальное (нулевое) положение, а затем оба вала поворачивают на 90, 180, 270° по направлению враще­ния и замеряют при этом зазоры пит, снимая в каждом положении

697