logo
Белецкий

3.2.4. Грейдеры и автогрейдеры

Грейдер — это планировочно-профилировочная землеройно-транспортная машина, основным рабочим органом которой служит полноповоротный отвал с ножами, размещенный между передним и задним мостами ходового оборудования. Различают грейдеры при­цепные, полуприцепные и автогрейдеры.

Прицепной грейдер к гусеничному трактору с механическим руч­ным приводом рабочего оборудования является довольно сложной машиной и труден в управлении. Существенным недостатком при­цепных грейдеров являются также необходимость в дополнительном машинисте непосредственно на грейдере, помимо машиниста на тракторе. В связи с этими недостатками прицепные грейдеры были сняты с производства. Взамен их стали применять полуприцепные гидрофицированные грейдеры СД-105А. Такие грейдеры имеют гид­равлический привод рабочего оборудования из кабины трактора. Гидроцилиндрами осуществляется подъем-опускание отвала, боко­вой вынос отвала и тяговой рамы. Поворачивается отвал в плане с помощью поворотного круга от редуктора, управляемого вручную. В обычной поставке на грейдере установлена задняя ось из двух колес.

Такая конструкция повышает планирующие возможности грейде­ра. Кроме того, предусмотрено еще дополнительное оборудование грейдера — кирковщик, удлинитель отвала.

Грейдер ДЗ-168 конструктивно аналогичен грейдеру СД-105А, но в отличие от него управление поворотом отвала осуществляется также от пульта управления в кабине.

Автогрейдеры представляют собой современную конструкцию дан­ной машины, смонтированной на пневмоколесном ходовом обору­довании (рис. 3.15).

Автогрейдеры применяют для послойной разработки и переме­щения на расстояние до 100 м грунтов I—III групп при планиро­вочных и профилировочных работах на строительных площадках и трассах строительства трубопроводов.

Автогрейдеры разделяют по конструктивной массе на легкие (до 9 т), средние (до 13 т) и тяжелые (до 19 т). Колесная схема А х Б х В, где А — число осей с управляемыми колесами; Б — число осей с ве­дущими колесами и В — общее число осей — автогрейдеров легкого и среднего типов 1 х 2 х 3, тяжелого типа IX Зх 3.

Современные автогрейдеры выполнены по единой схеме и пред­ставляют собой самоходную трехосную машину с полноповоротным отвалом и гидравлической системой управления рабочими органами

57

Рис. 3.15. Автогрейдер:

а — общий вид; б — схема поворота отвала в плане; в — боковое резание и пе­ремещение грунта; г — боковой вынос отвала и планирование откоса

(рис. 3.15). Все узлы и агрегаты автогрейдера, в том числе двигатель / с трансмиссией 12, гидрооборудование, кабина водителя 2, основное и сменное рабочее оборудование, смонтированы на хребтовой (ос­новной) раме 6 коробчатого сечения. Рама одним концом опирается на передний ведущий или ведомый мост 9 с поворотными в плане управляемыми пневмоколесами, а другим — на задний четырехколес­ный мост 14 с продольно-балансирной подвеской 13 парных колес. Передние колеса автогрейдера можно устанавливать с боковым на­клоном в обе стороны для повышения устойчивости движения ма­шины при работе и уменьшения радиуса поворота. Основное рабо­чее оборудование автогрейдера состоит из тяговой рамы 5, поворот­ного круга 4 и отвала 10 со сменными ножами. Полноповоротный отвал обеспечивает работу автогрейдера при прямом и обратном ходах машины.

Передняя часть тяговой рамы шарнирно соединена с рамой маши­ны, а задняя часть подвешена на гидроцилиндрах J, с помощью ко­торых отвал устанавливают в различные положения: транспортное (поднятое) и рабочее (опущенное).

58

Кроме основного рабочего автогрейдер снабжается дополнитель­ным сменным оборудованием: удлинителем и уширителем отвала для перемещения и планирования грунтов, откосниками (укрепляемы­ми на отвале) для планирования откосов насыпей (выемок) и очис­тки канав, кирковщиком 11 с шириной захвата 930-1400 мм для взло­ма дорожных покрытий и рыхления плотных грунтов на глубину до 250 мм, бульдозером 8 и двухотвальным снегоочистителем, которые устанавливаются спереди машины и управляются гидроцилиндром 7. Гидравлическая система управления рабочим оборудованием обеспе­чивает подъем и опускание тяговой рамы вместе с поворотным кру­гом и отвалом, поворот отвала вместе с поворотным кругом в плане на 360°, вынос отвала (до 300-800 м) в обе стороны от продольной оси машины (рис. 3.15, б), установку отвала под различными углами (до 18°) в вертикальной плоскости (рис. 3.15, в), боковой вынос отвала для планировки откосов (рис. 3.15, г), а также совмещение различ­ных установок отвала.

Промышленностью выпускаются легкие автогрейдеры с силовой установкой мощностью 60—90 л. с. (45-65 кВт) и отвалом длиной 3040 мм, средние автогрейдеры мощностью 108-110 л. с. (80-82 кВт), с отвалом длиной 3700 мм, тяжелые автогрейдеры мощностью 165 л. с. (121 кВт) с отвалом длиной 3700 мм. Легкие автогрейдеры обеспечи­вают глубину резания до 200 мм, средние — до 250 мм, тяжелые — до 500 мм.

Скорость перемещения автогрейдеров при резании грунта состав­ляет 3,5-10 км/ч, при транспортных перемещениях — до 30 км/ч.

В последние годы промышленность начала выпускать более совер­шенные автогрейдеры с шарнирно-сочлененной рамой (рис. 3.16). Такая конструкция автогрейдера позволяет значительно сократить радиус их поворота при сохранении управления передними колеса­ми, а также повысить их устойчивость при копании за счет движе­ния «крабом».

Автогрейдер ДЗ-143 (рис. 3.17) является одним из современных се­рийно выпускаемых автогрейдеров, оборудованных шарнирно-сочле­ненной рамой. На нем установлен двигатель А-100М мощностью 100 кВт с пускачом. На этом автогрейдере имеется более мощный рыхлитель-кирковщик, расположенный сзади машины. Он может быть также оснащен дополнительным оборудованием — плужным снегоочисти­телем, удлинителем отвала, толкающей плитой, щетками и др.

Автоматическое управление отвалом автогрейдера. В зависимости °т модификации автогрейдеры всех классов оборудуются одной из систем такого управления: Профиль-10, Профиль-20, Профиль-30.

59

Рис. 3.16. Схема автогрейдера с шарнирно-сочлененной рамой: а — положение для крутого поворота; б — положение при движении «крабом»

WWtiT 2150

Рис. 3.17. Автогрейдер ДЗ-143:

I — рыхлитель-кирковщик; 2 — рама подмоторная; 3 — гидробак; 4 — ящик ак­ кумуляторный; 5 — задний мост; б — бак топливный; 7 — кабина; 8 — гидроци­ линдр выноса отвала; 9— гидроцилиндр подъема отвала; 10 — тяговая рама;

II — основная рама; 12 — бульдозер; 13 —- передняя ось; 14 — поворотный круг;

15 отвал; 16 — коробка передач

60

Система Профиль-10 предназначена для автоматического обеспе­чения заданного углового положения отвала автогрейдера в попереч­ной плоскости независимо от поперечного профиля полотна и при-меняетсй при окончательной отделке или планировке поверхности. Система позволяет работать как в режиме ручного управления отва­лом, так и в режиме автоматического выдерживания заданного по­перечного профиля полотна.

В состав этой системы входят датчик угла, блок управления ею, гидрораспределитель с электрогидравлическим управлением, подсо­единяемым к гидроцилиндру. При отклонении автогрейдера от нуж­ного положения отвала скользящий контакт токосъема подает сигнал на блок управления, а тот подает команду на электромагнит гидро­распределителя, который через золотник выводит его в требуемое положение. Толщину срезаемой стружки регулируют вручную. Основ­ным отличием системы Профиль-20 является наличие в ней датчика продольного профиля с подъемным устройством. Система Профиль-30 (рис. 3.18) для автоматического управления положениями отвала со­стоит из автономной и копирно-лазерной систем.

Фотоприемное устройство (ФПУ) устанавливают на штанге на тя­говой раме автогрейдера. Оно предназначено для приема сигналов от лазерного излучателя и состоит из четырех вертикально расположен­ных световодов, позволяющих принимать сигнал в диапазоне 360°.

Фотоприемное устройство при заданном высотном положении отвала относительно разрабатываемой поверхности Н выставляется с помощью подъемного устройства по лучу лазерного излучателя. При движении автогрейдера по неровностям отвал вместе с фотоприем­ным устройством отклоняется от положения, заданного лазерным излучателем.

В результате смещения луча по световодам ФПУ возникает сиг­нал, который преобразуется в электрический. Информация о поло­жении световодов ФПУ поступает на блок коммутации и усилитель сигналов, а затем в виде электрических сигналов подается на элект­ромагнит гидрораспределителя управления гидроцилиндром. Если, например, ФПУ опустилось относительно луча излучателя, т. е. от­вал заглубился, сигнал поступает на электромагнит гидрораспреде­лителя, подающий рабочую жидкость в штоковую полость гидроци­линдра, и отвал выглубляется.

61

Рис. 3.18. Функциональная схема системы Профиль-30 автоматического

управления автогрейдером:

/ — лазерный излучатель; 2 — лазерный луч; 3— фотоприемное устройство; 4 — блок коммутации; 5, 18 — усилители сигналов; 6, 7 7 — электрические сиг­налы; 7, 15 — электромагниты; 8, 1 6 — гидрораспределители; 9, 13 — напорные гидролинии; 10, 14 — сливные гидролинии; 11, 12— гидроцилиндры; ^ — срав­нивающее устройство; 20— задатчик; 21 — преобразователь; 22— тяговая рама; 23 — отвал; 24 — подъемное устройство; у, Ду— отклонения