logo
Белецкий

Монтаже емкостных сооружений:

а схемы движения крана при движении крана и транспортных средств по бер­ме котлована; б то же по дну котлована и доставке конструкций панелевоза­ми; в то же по днищу сооружения и доставке конструкций бортовыми маши­нами; г положение стрелы, определяемое условием ОБ' > ОА = 1,5 м и

приОА'>ОБ = 1,5 м

Учитывая необходимость поворотов крана для снятия конструк­ций с транспортных средств, а затем для установки их в проектное положение, необходимо производить проверку на безопасность этих операций по условию

L'>L

К К.МИН

Вылет крюка должен быть достаточным для снятия элементов с транспортных средств. При доставке их панелевозами (рис. 15.2, а, б)

465

L;=52+0,5Bn + i+RM,

здесь 82— расстояние между осями панелевоза и доставленной, но еще не снятой с него панели; Бп — ширина базы панелевоза; I — сво­бодный просвет между движущимися машинами (по условию безо­пасности), м.

Из вычисленных значений Ц и ^принимают большее. Если панели доставляются в лежачем положении на автомобилях (рис. 15.2, в),

LK=0,55a + l+RM>

где Ба - ширина автотранспортных средств.

Полученные значения LK проверяют на возможность использова­ния кранов для монтажа плит покрытия (в горизонтальных отстой­никах, резервуарах) и других конструкций - балок, лотков и т.п., с обязательным соблюдением условия

ОА = ОБ>1,5м,

где ОА и ОБ - свободные расстояния между образующей стрелы и габаритом монтируемых конструкций (по горизонтали и вертикали). В этом случае

L; = E+l + 5+0,5b,

где Е - расстояние между осью вращения платформы и шарнирного крепления стрелы крана; V - расстояние еду шарниром крепления стрелы крана и стеной монтируемого сооружения; 8 — толщина сте­новой панели; b - ширина секции (коридора, пролета) сооружения.

В стесненных условиях для лучшего использования грузоподъем­ности кран передвигают на предельно близком расстоянии к фрон­ту монтажных работ, сохраняя ОА = 1,5 м и увеличивая ОБ до пре­дельно возможного значения, ограниченного длиной стрелы (точка Б'). Монтаж легких конструкций можно производить на большом вы­лете крюка (L"^). При этом сохраняют ОБ = 1,5 м, увеличивая до воз­можных пределов ОА (точка А'). В обоих случаях вылет крюка опре­деляют по схемам, вычерченным в масштабе (рис. 15.2, г).

При монтаже особо крупных сооружений применяют комбиниро­ванную IV схему, при которой наиболее тяжелые элементы (стено­вые панели) крайних стен, а также конструкции ближайшего пролета монтируют с передвижением крана и транспортных средств по бер­ме котлована, а конструкции, расположенные внутри сооружения, -

466

с использованием другого крана, передвигающегося по днищу соору­жения. Соответственно вылет крюка крана № 1 определяют, как для схемы I, а для крана JSfe 2 — схемы III. При монтаже по схеме IV от­падает необходимость в завозе тяжелых стеновых панелей на днище и, кроме того, появляется возможность монтировать конструкции одновременно двумя кранами, в результате чего значительно сокра­щаются сроки строительства.

Для подъема и установки элементов при монтаже сооружений, а также для погрузочно-разгрузочных работ применяют съемные зах­ватные приспособления (стропы, траверсы и др.).

Высоту подъема крюка (Н') определяют по масштабной схеме (рис. 15.2, г):

H' = H+a + h + l+s\

где Н — расчетная высота проектной опоры; а - свободный просвет между опорой и поднятым элементом (для емкостных сооружений принимается не менее 0,5 м); h - высота монтажного элемента; I-высота захваченных приспособлений; s' - длина сжатого полиспас­та (для предварительных расчетов принимаемая равной 1,5 м).

Грузоподъемность крана подбирают в зависимости от массы мон­тируемых элементов с учетом массы грузозахватных приспособлений и вылета крюка.

Имея все эти данные, пользуясь справочниками по строительным кранам, в которых приведены графики их грузовых характеристик в зависимости от вылета крюка, подбирают марки или комплекты кра­нов, равнозначно удовлетворяющих расчетным требованиям. Окон­чательный выбор наиболее экономичного крана производят на II эта­пе, сравнивая технико-экономические показатели, рассчитанные для каждого из рассмотренных вариантов.

Требуемое количество кранов определяется по формуле

Nк,р = ∑Р/(АП,).

где ^Р - объем монтажных работ, подлежащих выполнению краном данного типа, м3, т; А - принятая сменность работы крана; Пэ — экс­плуатационная производительность крана.

Определив на I этапе необходимые грузоподъемные характеристи­ки монтажных кранов и выбрав по справочникам технически пригод­ные их типы и марки, далее на II этапе путем сравнения основных тех­нико-экономических показателей выбирают наиболее экономичный

467

вариант крана, который окончательно используют для монтажа стро­ительных конструкций.

Выбор наиболее экономичного крана производится путем сравнения приведенных затрат для каждого варианта с учетом эксплуатацион­ных расходов и себестоимости монтажных работ.

Себестоимость монтажных работ определяют по формуле

С = ЭрЛ/,

где Эр - эксплуатационные расходы на монтаж здания, сооружения или прокладку трубопровода, руб.; V - объем монтажных работ, м3 конструкций.

Эксплуатационные расходы равны

Эр=пС_+Зр+Нр,

где п - число смен работы крана на объекте (здании, сооружении или трубопроводе); Си<и - стоимость машино-смены крана, руб. /смену; Зр - заработная плата рабочих, включая машинистов, руб.; Н - на­кладные расходы (принимаются в размере 10-15 % от общей суммы всех других затрат).

Определив Эр и зная объем монтажных работ, уточняют их себе­стоимость С, руб. для каждого варианта и по минимальному значе­нию определяют наиболее экономичный вариант крана.