logo
Белецкий

9.2. Организация технического обслуживания и ремонта машин

Организация технического обслуживания машин определяется характером строительных работ и видом технического обслуживания.

Все виды строительных работ можно подразделить на две группы: сосредоточенные и линейные.

Сосредоточенные работы характеризуются крупными объемами, которые выполняются на участках сравнительно небольшой протя­женности. В этих условиях значительное количество машин находит­ся на недалеком расстоянии друг от друга, что позволяет организо­вать все или большинство работ по техническому обслуживанию в одном пункте. Таким пунктом может быть эксплуатационное пред­приятие, располагающее стационарными мастерскими, куда на­правляются для выполнения технического обслуживания мобиль­ные машины.

Линейные работы, характеризующиеся малыми объемами работ, выполняемыми на значительном расстоянии друг от друга, обычно обслуживаются малым количеством машин. Эти машины подверга­ются техническому обслуживанию с использованием агрегатов тех­нического обслуживания и передвижных мастерских.

Ежесменное техническое обслуживание машин, возвращаю­щихся в эксплуатационное предприятие, выполняют в условиях этого предприятия. Машины, которые после окончания работ не возвращаются в эксплуатационное предприятие, подвергаются техническому обслуживанию на месте производства работ. Во всех случаях ежесменное техническое обслуживание выполняет машинист машины.

В основу организации работ по периодическому техническому обслуживанию машин положен принцип специализации и централи­зации работ. Централизованная форма технического обслуживания характеризуется тем, что все рабочие операции выполняются брига­дами рабочих высокой квалификации под руководством инженерно-технического персонала.

Все операции технического обслуживания следует производить с предварительным контролем технического состояния машины, основным методом которого является техническая диагностика.

257

Организация диагностирования машин имеет непосредственное отношение к организации технического обслуживания, так как явля­ется составной частью последнего.

В эксплуатационных предприятиях могут использоваться стаци­онарные посты диагностики, но непременным условием является также наличие передвижных станций, предназначенных для этой же цели.

Диагностирование может быть организовано по совмещенной или специализированной схемам. Совмещенное диагностирование чаще применяют при наличии собственных стационарных звеньев диагно­стирования и неполной загрузке их контрольно-диагностическими работами.

При совмещенном диагностировании выполняют весь объем ра­бот, предусмотренный для периодического обслуживания, а при спе­циализированном - только контрольно-диагностические операции.

Текущий ремонт строительных машин выполняют в условиях эк­сплуатационного предприятия или же в условиях строительной пло­щадки. В последнем случае широкое применение находят передвиж­ные мастерские.

Капитальный ремонт осуществляется ремонтными заводами. В на­стоящее время используют два метода капитального ремонта: ин­дивидуальный и агрегатно-узловой.

При индивидуальном методе ремонта отремонтированные сбороч­ные единицы устанавливают на ту же машину, с которой они были сняты.

При агрегатно-узловом методе ремонта сборочные единицы обез­личиваются. Снятые с машины сборочные единицы направляют в ремонт, а взамен их устанавливают на машины сборочные единицы из оборотного фонда, которые заранее отремонтированы.

Раздел второй

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ