logo
Белецкий

2.2. Специализированные транспортные средства

При прокладке стальных водоводов одной из основных техноло­гических операций является доставка на трассу труб, плетей и битум­ной мастики, для чего используются специализированные транспорт­ные средства.

Трубо- и плетевозы. Трубы и сварные секции из труб (плети) пе­ревозятся специальными автомобильными и тракторными поездами, состоящими из тягача и прицепной тележки — роспуска.

Перевозка труб диаметром до 1020 мм и длиной до 12 м произво­дится автопоездами-трубовозами грузоподъемностью 9 и 10 т.

Перевозка труб диаметром до 1420 мм и длиной до 12 м и труб­ных секций длиной до 36 м по трассе производится автомобильны­ми и тракторными плетевозами-трубовозами (плететрубовозами) гру­зоподъемностью 9, 15, 18, 30 т.

Для перевозки плетей диаметром до 1420 мм и длиной до 48 м применяются плетевозы грузоподъемностью 30 и 55 т на базе мощ­ных пневмоколесных тягачей высокой проходимости, у которых все восемь колес — ведущие.

Тягачи и роспуски трубовозов, плететрубовозов и плетевозов ос­нащены специальным навесным оборудованием для укладки и крепления перевозимых труб и плетей. Тяговое усилие на груженый

19

Рис. 2.3. Различные виды сменного оборудования одноосных и двухосных

тягачей:

1 — скрепер; 2— землевозная тележка; 3 — кран; 4 — цистерна для цемента

или жидкостей; 5 — трайлер; 6 — кран-трубоукладчик; 7 —- траншеекопатель;

8 — корчеватель; 9 — бульдозер; 10 — рыхлитель; 11 — погрузчик

20

прицеп-роспуск передается: у трубовозов — через тяговосцепной при­бор и жесткое дышло; у плетевозов и плететрубовозов — непосред­ственно трубами (плетями), закрепленными на тягаче и роспуске.

Автомобильный плететрубовоз (рис. 2.4) состоит из трехосного ав­тотягача / повышенной проходимости и двухосного прицепа-роспус­ка 7. Тяговый автомобиль (рис. 2.4, а) оборудуется надрамником 4 с предохранительным щитом 2 для защиты кабины водителя от по­вреждений при погрузочно-разгрузочных работах и перевозке труб. На несущей площадке надрамника с помощью вертикального шквор­ня установлен поворотный коник 5 для укладки труб с двумя пере­ставными стойками-упорами.

Прицеп-роспуск (рис. 2.4, б) состоит из рамы 72, которая через жесткую или рессорную балансирную подвеску опирается на две оси с одинарными колесами 9, аналогичными колесам тягового автомо­биля. Спереди к раме роспуска приварено трубчатое дышло 11 со сцепным устройством для соединения с автомобилем при холостом пробеге и для крепления страхового каната 3, 6 при транспортиров­ке труб и плетей. Для обеспечения устойчивости роспуска при сцеп­ке, расцепке и загрузке дышло его оборудовано винтовой откидной опо­рой 10. Сверху на раме роспуска на небольшом расстоянии друг от друга установлены два неповоротных коника, подобных по конструк­ции коник 5 тягача. Стойки-упоры 8 всех трех коников (тягача и рос­пуска) переставляют в зависимости от количества и диаметра транс­портируемых труб и фиксируют в нужном положении шкворнями.

Серийно выпускаемые автомобильные плететрубовозы аналогич­ны по конструкции и различаются только базовыми тягачами. В на­стоящее время осваивается выпуск плететрубовозов грузоподъемно­стью до 19 т, предназначенных для перевозки труб и плетей диамет­ром до 1420 мм и длиной до 36 м.

Для перевозки труб и плетей в условиях полного бездорожья при­меняют тракторные плететрубовозы.

Битумовозы предназначены для транспортирования битума или изоляционной битумной мастики (битум с резиновой крошкой) в горячем состоянии от стационарных битумоплавильных котлов к месту изоляции трубопровода.

Битумовоз представляет собой автомобильное, тракторное или специальное шасси, на котором установлена цистерна с системой подогрева, битумной мастики. Битумовозы смонтированы на шас­си грузовых автомобилей (автобитумовозы) или на полуприцепах и прицепах к автомобильным тягачам. В условиях бездорожья и сла­бых грунтов под битумовозы оборудуются специальные гусеничные

21

а

Рис. 2.4. Автомобильный трубоплетевоз: а — общий вид с трубами; б — прицеп-роспуск

тягачи и тракторные прицепы. Конструкция автобитумовоза показа­на на рис. 2.5.

Рабочее оборудование битумовозов различных типов по конструк­ции аналогично. В настоящее время промышленностью выпускаются битумовозы с цистернами вместимостью 4000, 7000 и 9000 л.

Система выдачи мастики расположена в нижней части цистерны и состоит из шестеренного битумного насоса 9 и битумной магистрали с патрубком 8, соединенным с гибким герметичным стальным шлан­гом 7, через который подается мастика в емкость или в приемное уст­ройство трубоизоляционной машины. На задней стенке цистерны вни­зу имеется патрубок 6 с краном для аварийного слива мастики.

В процессе эксплуатации автобитумовоза насос и магистраль ре­гулярно промываются растворителем (дизельным топливом). Управ­ление системой выдачи осуществляется из кабины водителя.

Система подогрева для поддержания определенной температуры мастики (рис. 2.5, б) состоит из двух П-образных жаровых труб 12, размещенных внутри цистерны 11, по которым проходят горячие газы от двух стационарных керосиновых горелок 13.

Сантехкабиновозы предназначены для перевозки объемных сани-тарно-технических кабин на строительные объекты.

Сантехкабиновозы состоит из автомобильного тягача седельного типа и одноосного полуприцепа-корзинки, на низкорасположенную грузовую площадку которого устанавливаются одновременно несколь­ко (три или четыре) кабин. Серийно выпускаемые полуприцепы-сан-техкабиновозы имеют грузоподъемность от 6,5 до 12 т и кроме сан­технических кабин способны перевозить также различные строитель­ные детали, оборудование.

На рис. 2.6 показан общий вид универсального полуприцепа-сан-техкабиновоза грузоподъемностью 6,5 т, работающего с автотягача­ми мощностью 75-130 л. с. (55-96 кВт).

Кроме описанных средств специализированного автотранспорта при выполнении общестроительных работ применяются также це­ментовозы, бетоно- и растворовозы, фермо-, плито- и балковозы, контейнеровозы и др.

Т ехническая производительность средств безрельсового транспор­та (т/ч)

23

Рис. 2.5. Автобитумовоз:

а — общий вид; б — система подогрева битума; 1 — автомобиль; 2 — стальная цистерна; 3 — люк; 4 — Ъггурвал; 5 — запорный клапан; 6 — патрубок с краном; 7, 22 — гибкие шланги; 8 — патрубок; 9 — битумный насос; 10 — коробка отбо­ра мощности; 11 — емкость цистерны; 12 — жаровые трубы; 13 — горелки; 14, 16, 19, 21 — вентили; 15 — фитиль; 17 — манометр; 18 — бак воздушный; 20 —переносная горелка; 23 — ресивер

Рис. 2.6. Сантехкабиновоз

где Q — грузоподъемность, т; Кг — коэффициент использования по грузоподъемности; Кпр — коэффициент использования по пробегу; Ку — коэффициент, учитывающий затраты времени на разгон и тор­можение; l — дальность транспортирования; v — скорость движения, км/ч; tз, tp, tм — соответственно время загрузки, разгрузки и маневри­рования, с.