logo search
Ведёрников 2

§ 46. Эксплуатация поршневых насосов

Подготовка к пуску. Все работы по подготовке к пуску, пуск и

остановку насоса выполняют по распоряжению начальника смены или старшего по смене.

Получив распоряжение о подготовке насоса к пуску, машинист должен по записи в сменном журнале убедиться, что причина, по которой насос был остановлен, устранена. Затем необходимо про­верить: соединение двигателя с редуктором и редуктора с насосом; техническое состояние сальников; присоединение к насосу всасыва­ющего и нагнетательного трубопроводов; наличие масла в масло­баке, масленках, подшипниках и редукторе; поступление воды на охлаждение сальников; наличие, исправность и подключение кон­трольно-измерительных приборов и средств автоматики; наличие и исправность ограждения; отсутствие посторонних предметов вблизи движущихся частей насоса.

Перед пуском насоса буферный сосуд или всасывающий колпак заполняют до необходимого уровня перекачиваемой жидкостью и открывают задвижку на всасывающем трубопроводе.

Одновременно с подготовкой насоса к пуску подготавливают электродвигатель или паровую машину. В подготовку электродви­гателя к пуску, которую выполняет дежурный электрик, входит проверка (прозвонка) кабеля и обмоток, заземления двигателя и пускателя, смазки в подшипниках электродвигателя.

Если на приводе насоса стоит паровая машина, то ее необхо­димо осмотреть, проверить привод золотников, выполнить все ра­боты, предусмотренные инструкцией.

О готовности насосной установки к пуску докладывают началь­нику смены или старшему по смене.

Пуск насоса. Пуск насоса с байпасной линией проводят при закрытой задвижке на напорном трубопроводе и открытой задвиж­ке на байпасной линии. Нажатием кнопки «Пуск» включают элек­тродвигатель, и насос начинает работать.

При пуске насоса без байпасной линии открывают задвижку на напорной линии. Пуск поршневого насоса при закрытой нагнета­тельной линии совершенно недопустим, так как может произойти поломка насоса или привода.

При пуске парового насоса сначала открывают задвижку на на­порном и всасывающем трубопроводах, затем открывают у паровых цилиндров краны для продувки и только после этого открывают паровпускной клапан. Краны для продувки необходимо держать открытыми до тех пор, пока не прогреются паровые цилиндры (200—250°С), т. е. не прекратится выброс из них воды, образо­вавшейся вследствие конденсации пара. После прогрева цилиндров, когда из кранов для продувки начнет поступать пар, их необходи­мо закрыть и одновременно открыть краны у манометра и вакуум­метра, установленных на насосе. Одновременно большим или мень­шим открытием паровпускного клапана регулируют подачу пара в машину и этим доводят число ходов поршня до рабочих.

После пуска проверяют техническое состояние ходовой части насоса, двигателя, цилиндров, поступление смазки во все точки, прослушивают работу насоса. Если все параметры в норме, то на­сос пускают в работу под нагрузкой.

Время пуска насосной установки записывают в сменный жур­нал.

Остановка насоса. Останавливать насос следует по указанию начальника смены или старшего по смене. Только в аварийных слу­чаях машинист останавливает насос сам и затем уже сообщает ру­ководителю смены о причине остановки.

При наличии байпасной линии насос нужно останавливать в следующем порядке: открыть задвижку (клапан) на байпасной ли­нии; закрыть задвижку (клапан) на линии нагнетания; выключить электродвигатель или прекратить подачу пара в паровую машину; закрыть задвижки (клапаны) на линиях всасывания и нагнетания.

При отсутствии байпасной линии насос останавливают таким образом: закрывают задвижку (клапан) на всасывающей линии; останавливают двигатель; закрывают задвижку (клапан) на на­гнетательной линии. В обоих случаях для продолжения циркуля­ции смазки используют ручные насосы до полной остановки агре­гата. Затем прекращают подачу воды на охлаждение сальников. Если насос останавливают на длительное время и температура в рабочем помещении ниже температуры замерзания перекачива­емой жидкости, то ее сливают из всех полостей насоса. При оста­новке на ремонт все коммуникации насоса освобождают от пере­качиваемой жидкости, воды и смазки. Время и причину остановки насоса записывают в сменный журнал.

Уход за работающим насосом. Во время работы насоса маши­нист должен следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, за исправностью и работой смазочной системы, контро­лировать наличие масла и по мере расходования добавлять его. Нормальная работа смазочной системы предотвращает нагрева­ние подшипников, крейцкопфа. Масло в системе не должно нагре-ваться выше 70° С. При обнаружении посторонних шумов и стуков В процессе работы насоса следует установить их причины и устра­нить.

Необходимо следить за количеством газа в колпаках. При не­достатке газа в нагнетательном колпаке или избытке газа во вса­сывающем колпаке нужно принять меры к восстановлению требу­емого уровня жидкости в них. Во всех случаях следует руководст­воваться показаниями уровнемеров.

Машинист обязан следить за работой сальниковых уплотнений, своевременно подтягивая их или заменяя набивку после остановки насоса.

При работе насоса машинист регулирует подачу и напор в соот­ветствии с установленными нормами технологического режима. Машинист ведет сменный журнал (рапорт), в который через опре­деленные промежутки времени, обычно в конце каждого часа ра­боты, записывает показания приборов: температуру, давление, на­пор и т. д.

В процессе работы поршневых насосов возможны различные неисправности. Неправильную работу клапанов, рабочей камеры или цилиндра и колпаков определяют путем анализа снятых ин­дикаторных диаграмм. Нагрев подшипников выше допустимой тем­пературы происходит из-за недостаточного количества смазки, чрезмерной затяжки подшипников, наличия воды и механических примесей в масле. Чрезмерный нагрев сальника бывает при силь­ной затяжке набивки или перекосе нажимной втулки.

В каждом отдельном случае машинист выясняет причины воз­никновения неполадок и принимает меры для их устранения.