§ 46. Эксплуатация поршневых насосов
Подготовка к пуску. Все работы по подготовке к пуску, пуск и
остановку насоса выполняют по распоряжению начальника смены или старшего по смене.
Получив распоряжение о подготовке насоса к пуску, машинист должен по записи в сменном журнале убедиться, что причина, по которой насос был остановлен, устранена. Затем необходимо проверить: соединение двигателя с редуктором и редуктора с насосом; техническое состояние сальников; присоединение к насосу всасывающего и нагнетательного трубопроводов; наличие масла в маслобаке, масленках, подшипниках и редукторе; поступление воды на охлаждение сальников; наличие, исправность и подключение контрольно-измерительных приборов и средств автоматики; наличие и исправность ограждения; отсутствие посторонних предметов вблизи движущихся частей насоса.
Перед пуском насоса буферный сосуд или всасывающий колпак заполняют до необходимого уровня перекачиваемой жидкостью и открывают задвижку на всасывающем трубопроводе.
Одновременно с подготовкой насоса к пуску подготавливают электродвигатель или паровую машину. В подготовку электродвигателя к пуску, которую выполняет дежурный электрик, входит проверка (прозвонка) кабеля и обмоток, заземления двигателя и пускателя, смазки в подшипниках электродвигателя.
Если на приводе насоса стоит паровая машина, то ее необходимо осмотреть, проверить привод золотников, выполнить все работы, предусмотренные инструкцией.
О готовности насосной установки к пуску докладывают начальнику смены или старшему по смене.
Пуск насоса. Пуск насоса с байпасной линией проводят при закрытой задвижке на напорном трубопроводе и открытой задвижке на байпасной линии. Нажатием кнопки «Пуск» включают электродвигатель, и насос начинает работать.
При пуске насоса без байпасной линии открывают задвижку на напорной линии. Пуск поршневого насоса при закрытой нагнетательной линии совершенно недопустим, так как может произойти поломка насоса или привода.
При пуске парового насоса сначала открывают задвижку на напорном и всасывающем трубопроводах, затем открывают у паровых цилиндров краны для продувки и только после этого открывают паровпускной клапан. Краны для продувки необходимо держать открытыми до тех пор, пока не прогреются паровые цилиндры (200—250°С), т. е. не прекратится выброс из них воды, образовавшейся вследствие конденсации пара. После прогрева цилиндров, когда из кранов для продувки начнет поступать пар, их необходимо закрыть и одновременно открыть краны у манометра и вакуумметра, установленных на насосе. Одновременно большим или меньшим открытием паровпускного клапана регулируют подачу пара в машину и этим доводят число ходов поршня до рабочих.
После пуска проверяют техническое состояние ходовой части насоса, двигателя, цилиндров, поступление смазки во все точки, прослушивают работу насоса. Если все параметры в норме, то насос пускают в работу под нагрузкой.
Время пуска насосной установки записывают в сменный журнал.
Остановка насоса. Останавливать насос следует по указанию начальника смены или старшего по смене. Только в аварийных случаях машинист останавливает насос сам и затем уже сообщает руководителю смены о причине остановки.
При наличии байпасной линии насос нужно останавливать в следующем порядке: открыть задвижку (клапан) на байпасной линии; закрыть задвижку (клапан) на линии нагнетания; выключить электродвигатель или прекратить подачу пара в паровую машину; закрыть задвижки (клапаны) на линиях всасывания и нагнетания.
При отсутствии байпасной линии насос останавливают таким образом: закрывают задвижку (клапан) на всасывающей линии; останавливают двигатель; закрывают задвижку (клапан) на нагнетательной линии. В обоих случаях для продолжения циркуляции смазки используют ручные насосы до полной остановки агрегата. Затем прекращают подачу воды на охлаждение сальников. Если насос останавливают на длительное время и температура в рабочем помещении ниже температуры замерзания перекачиваемой жидкости, то ее сливают из всех полостей насоса. При остановке на ремонт все коммуникации насоса освобождают от перекачиваемой жидкости, воды и смазки. Время и причину остановки насоса записывают в сменный журнал.
Уход за работающим насосом. Во время работы насоса машинист должен следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, за исправностью и работой смазочной системы, контролировать наличие масла и по мере расходования добавлять его. Нормальная работа смазочной системы предотвращает нагревание подшипников, крейцкопфа. Масло в системе не должно нагре-ваться выше 70° С. При обнаружении посторонних шумов и стуков В процессе работы насоса следует установить их причины и устранить.
Необходимо следить за количеством газа в колпаках. При недостатке газа в нагнетательном колпаке или избытке газа во всасывающем колпаке нужно принять меры к восстановлению требуемого уровня жидкости в них. Во всех случаях следует руководствоваться показаниями уровнемеров.
Машинист обязан следить за работой сальниковых уплотнений, своевременно подтягивая их или заменяя набивку после остановки насоса.
При работе насоса машинист регулирует подачу и напор в соответствии с установленными нормами технологического режима. Машинист ведет сменный журнал (рапорт), в который через определенные промежутки времени, обычно в конце каждого часа работы, записывает показания приборов: температуру, давление, напор и т. д.
В процессе работы поршневых насосов возможны различные неисправности. Неправильную работу клапанов, рабочей камеры или цилиндра и колпаков определяют путем анализа снятых индикаторных диаграмм. Нагрев подшипников выше допустимой температуры происходит из-за недостаточного количества смазки, чрезмерной затяжки подшипников, наличия воды и механических примесей в масле. Чрезмерный нагрев сальника бывает при сильной затяжке набивки или перекосе нажимной втулки.
В каждом отдельном случае машинист выясняет причины возникновения неполадок и принимает меры для их устранения.
- Глава 1
- §1.Свойства жидкостей
- § 2. Сведения из гидростатики и гидродинамики
- § 3. Практическое использование законов гидростатики и гидродинамики
- § 4. Истечение жидкости через отверстия и насадки
- Глава II
- § 5. Параметры состояния газа
- § 6. Идеальный и реальный газы
- § 7. Теплоемкость газов *
- § 8. Первый закон термодинамики
- § 9. Термодинамические процессы
- § 10. Второй закон термодинамики
- § 11. Свойства водяного пара
- §12. Свойства влажного воздуха
- §13. Истечение и дросселирование
- § 14. Основы теплопередачи
- Глава III
- § 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
- § 17. Ремонт и испытание трубопроводов и арматуры
- § 18. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов и арматуры
- § 19. Составление и чтение схем трубопроводов
- Глава IV
- § 20. Общие сведения
- § 21. Возвратно-поступательные насосы
- § 22. Основные сборочные единицы насоса
- § 24. Процессы всасывания и нагнетания
- § 25. Газовые колпаки
- § 26. Индикаторная диаграмма поршневого насоса
- § 28. Дозировочные и синхродозировочные электронасосные агрегаты
- § 27. Паровые прямодействующие насосы
- § 30. Примеры составления и чтения схем насосных установок
- Глава V
- § 31. Общие сведения
- § 32. Схема установки центробежных насосов
- § 33. Основные параметры центробежного насоса
- § 34. Уравнение Эйлера для определения теоретического и действительного напоров центробежного насоса
- § 35. Характеристики центробежного насоса и трубопровода
- § 36. Совместная работа центробежных насосов
- § 37. Осевая сила и способы ее разгрузки
- § 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
- § 39. Горизонтальные одноколесные
- § 40. Центробежные консольные и погружные химические насосы
- § 41. Центробежные герметичные электронасосы. Насосы из неметаллических материалов
- § 42. Типовые схемы насосных установок
- Глава VI
- § 43. Общие положения по эксплуатации насосов
- § 44. Регулирование работы и смазывание насосов
- § 45. Автоматическое управление насосными установками
- § 46. Эксплуатация поршневых насосов
- § 47. Эксплуатация центробежных насосов
- Глава VII
- § 48. Общие сведения
- § 49. Теоретический и действительный циклы работы одноступенчатого компрессора поршня выполняют диафрагмы (мембраны), называются диафраг-мовыми.
- § 50. Основные параметры поршневых компрессоров
- § 51. Способы регулирования производительности поршневых компрессоров
- § 52. Назначение и устройство основных сборочных единиц поршневых компрессоров
- § 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
- § 54. Системы охлаждения поршневых компрессоров
- § 55. Газовые коммуникации
- § 56. Угловые крейцкопфные компрессоры
- § 57. Горизонтальные компрессоры
- § 58. Вертикальные компрессоры
- § 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
- § 60. Роторные и винтовые компрессоры
- Глава VIII
- § 61. Принцип действия и классификация
- § 62. Теоретические основы работы центробежных компрессоров
- § 63. Основные сборочные единицы центробежных компрессоров
- § 64. Смазочная система центробежных компрессоров
- § 65. Вентиляторы
- § 66. Центробежные воздухо- и газодувки
- § 67. Многоступенчатые центробежные компрессоры
- § 68. Центробежные
- § 69. Осевые компрессоры
- § 70. Холодильные компрессоры
- § 71. Вспомогательное оборудование компрессорных установок.
- Глава X
- § 72. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
- § 73. Эксплуатация поршневых компрессоров
- § 74. Автоматическое управление поршневыми компрессорными установками.
- § 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров
- § 76. Эксплуатация центробежных компрессоров
- § 77. Автоматическое управление центробежными компрессорными установками
- § 78. Возможные неисправности центробежных компрессоров
- § 79. Безопасные условия эксплуатации компрессорных установок
- Глава XI
- § 80. Электродвигатели
- § 81. Двигатели внутреннего сгорания
- § 82. Паровые машины
- § 83. Паровые и газовые турбины
- § 84. Гидравлический привод
- § 85. Промежуточные звенья привода
- § 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
- Глава XII
- § 87. Назначение и виды ремонтов
- § 88. Способы определения неисправностей. Подготовка оборудования к ремонту
- § 89. Ремонт сальников
- § 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец
- § 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
- § 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
- § 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
- § 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
- § 95. Пуск после ремонта и сдача насосов и компрессоров в эксплуатацию
- § 96. Виды смазки для насосов и компрессоров
- § 97. Прокладочные и набивные материалы
- Глава XIII
- § 98. Технологический регламент и должностные инструкции
- § 99. Бригадная форма организации и стимулирования труда