logo search
Ведёрников 2

§ 64. Смазочная система центробежных компрессоров

В центробежных компрессорах применяют главным образом циркуляционную смазочную систему. Масло пода­ется на подшипники компрессора, подшипники и зубчатую переда­чу редуктора, зубчатые соединительные муфты, подшипники эле-

6—464 161

ктродвигателя, герметичные масляные уплотнения концов вала, в системы регулирования и защиты.

Маслоснабжение турбокомпрессоров производится насосом, расположенным на турбине. В компрессорах с приводом от элект­родвигателя масляные системы состоят из масляного бака с филь­тром, главного, пускового и резервного маслонасосов, маслоохла­дителей, редукционных и предохранительных клапанов и трубопро-

водов. В отдельных случаях в компрессорных агрегатах делают только два маслонасоса: главный и резервный, он же пусковой.

Компрессорные установки для сжатия взрывоопасных газов имеют две независимые маслосистемы: герметичную и открытую. Герметичная масляная система обеспечивает сма­зывание подшипников и торцовых уплотнений, работающих в сре­де сжимаемого газа, открытая — подает масло на органы регули­рования, шестерни редукторов, подшипники электродвигателя и редуктора. В принудительной смазочной системе применяют цент­робежные, шестеренные и винтовые насосы.

В открытой масляной системе компрессорного аг­регата (рис. 82) масло из отсека чистого масла бака 16 насосом 6, расположенным на редукторе 8, подается в один из маслоохлади­телей // под давлением 0,5 МПа.

Масло для систем регулирования и защиты отбирается перед маслоохладителями. Давление масла в системе регулирования под­держивается редукционным клапаном 9, расположенным за масло­охладителями. При больших расходах масла параллельно редук­ционному клапану устанавливают байпас с дроссельной шайбой /. Расположенный последовательно второй редукционный или пред­охранительный клапан 9 поддерживает давление масла 0,01 — 0,07 МПа, необходимое для смазывания подшипников агрегата 3 и двигателя 7, зубчатых муфт и шестерен редуктора 8.

В некоторых компрессорах для смазывания опорно-упорных подшипников используют масло, которое отбирается после масло­охладителей перед первым редукционным клапаном. Для регули­рования давления масла внутри опорно-упорного подшипника ус­танавливают регулировочную дроссельную шайбу 5 на отводе мас­ла из подшипника. На всех линиях слива масла из подшипников и редуктора сделаны смотровые окна 4.

Электроконтактные манометры 2 при падении давления масла посылают сигналы на включение пускового маслонасоса 14, а при дальнейшем падении давления — на включение резервного масло­насоса 13 и остановку приводного электродвигателя 7.

Компрессоры, установленные во взрывоопасных помещениях, вместо электроконтактных манометров имеют реле давления.

Маслоохладители, пусковой и резервный маслонасосы оснаще­ны запорными клапанами 10 для отключения от маслосистемы. Со стороны нагнетания резервный и пусковой маслонасосы снабжены обратными затворами 12. Для фильтрации сливаемого масла в маслобаке служит фильтр 15.

В компрессорах с масляными герметичными уплотнениями внутри корпуса протекающее масло сливается через поплавковую камеру, откуда поступает на регенерацию или в газоотделитель, а затем возвращается в масляный бак. В отдельных компрессорах масло на торцовые уплотнения и вкладыши подшипников подают под давлением 1,5 МПа, для чего маслосистемы имеют контур вы­сокого давления, в который входят винтовой насос и маслоохлади­тели высокого давления.

Некоторые типы нагнетателей снабжены встроенными масляны­ми системами. Все элементы масляной системы смонтированы на корпусах подшипников нагнетателей или фундаментной раме ре­дуктора, которые служат одновременно маслобаками.

Перед главными масляными насосами установлены счетные или пластинчатые масляные фильтры. Главные масляные насосы при­водятся в действие от вала нагнетателя или вала редуктора. Пус­ковой и резервный маслонасосы обычно вертикальные, шестерен­ные с приводом от электродвигателей. Электродвигатели резерв­ных маслонасосов получают питание от аккумулятора или пере­менный ток от независимого источника. Маслоохладители горизон­тальные трубчатые с пучком латунных труб, развальцованных в трубных досках.

6» 163

Герметичные масляные системы оснащены герметичным масло­баком. Для обеспечения нормального слива масла из подшипни­ков верхняя часть герметичного маслобака соединена трубой с внутренними полостями подшипников. Главный и резервный мас-лонасосы герметичных систем выполнены в виде отдельных устано­вок с приводами от электродвигателей. Привод резервного насоса' имеет независимый источник питания переменного тока. Герметич­ная система снабжена аккумулятором масла, расположенным вы­ше уровня подшипников и соединенным с газовой полостью герме­тичного маслобака. Остальные элементы герметичной масляной системы такие же, как и элементы открытой маслосистемы.

В компрессорных установках есть автоматическая защита от падения давления масла в системе. На щите управления установки сигнализируются звуком и световым табло нижний и верхний пре­делы давления масла в системе. Предусмотрено также автомати­ческое включение пускового и резервного маслонасосов при пони­жении давления масла.