§ 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
Компрессоры без смазывания цилиндров. В ряде случаев минеральное масло разрушает катализаторы, применяемые в производстве, активно вступает в химическое соединение с газом, растворяет сжимаемый газ и теряет смазывающие свойства. Поэтому для сжатия газа применяют поршневые компрессоры, работающие без смазывания цилиндров. Смазывают только трущиеся детали механизма движения. Такие компрессоры бывают трех видов: с уплотнением из самосмазывающих материалов, с лабиринтным уплотнением и диафрагменные.
Основная особенность компрессоров с уплотнением из самосмазывающих материалов состоит в том, что поршневые кольца и уплотняющие элементы сальников выполнены из материалов, которые являются сухой смазкой —различные композиции на основе графита или фторопласта. В этих компрессорах обычно делают удлиненные штоки и между рамой и цилиндрами располагают фонари, что предотвращает попадание минеральной смазки в цилиндры.
В компрессорах с лабиринтным уплотнением лабиринт, уменьшающий утечку газа, выполняют в виде большого числа канавок, расположенных противоположно на поршне и цилиндре или на поршневом штоке и сальнике. Газ, прошедший через сальники, возвращается во всасывающую линию компрессора. При сжатии взрывоопасных или токсичных газов к сальникам подводят под давлением воздух или азот. Компрессоры с лабиринтным уплотнением выполняют только вертикальными. Преимущество компрессора с лабиринтным уплотнением заключается в надежности их работы и долговечности.
В диафрагмовых компрессорах газ сжимается с помощью диафрагмы. Диафрагма, прогибаясь под действием гидропривода или кривошипно-шатунного механизма, сжимает газ в одной ступени или нескольких ступенях. Между ступенями газ охлаждается в промежуточных холодильниках. Особенность конструкции диафрагмовых компрессоров позволяет получать высокое давление в трех ступенях (не более). Так как эти компрессоры имеют относительно низкую частоту вращения вала привода и большие габаритные размеры, то их выгодно применять только в тех случаях, когда к чистоте сжимаемого газа предъявляют жесткие требования. Благодаря полной герметичности рабочей
камеры диафрагмовые компрессоры используют для сжатия кислорода, закиси азота, фтора, хлора и др.
Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма. Компрессоры со свободно движущимися поршнями бывают двух типов: свободнопоршневые дизель-компрессоры (СПДК) и свободно-поршневые генераторы газа (СПГГ). В этих компрессорах отсутствует кривошипно-шатунный механизм. Поршни их получают
поступательное движение непосредственно от расширяющихся газов двигателя внутреннего сгорания. Двигатель расположен между газовыми цилиндрами компрессора и представляет собой двухтактный дизель с противоположно движущимися поршнями. К цилиндру двигателя присоединены цилиндры компрессора. Поршни компрессора и двигателя изготовлены как одно целое и составляют дифференциальный поршень. Такие компрессоры проще в устройстве и эксплуатации. Они применяются для сжатия различных газов и бывают одно- и многоступенчатые.
На рис. 77 приведена схема симметричного одноступенчатого свободно поршневого дизель-ком п-?р. ессора. Поршни 1 я 12 при движении навстречу друг другу в цилиндре двигателя 6 сжимают воздух до температуры вспышки топлива. Топливо в цилиндр двигателя впрыскивается форсункой 5 в момент подхода поршней к внутренней мертвой точке. При горении топлива в цилиндре резко возрастает давление, которое действует на дифференциальные поршни / и 12, раздвигая их в противоположные стороны. В этот период в цилиндрах 2 и 10 продувочного насоса через клапаны 3 и 9 происходит всасывание свежего воздуха, а в цилиндрах компрессора 13 и 20 — сжатие и нагнетание газа. На некотором отрезке пути поршни открывают сначала выхлопные 7, а затем продувочные 4 окна. Сжатый воздух через нагнетательные клапаны 8 а 18 поступает в сборник продувочного воздуха 17 и из него через продувочные окна подается в цилиндр. Этот воздух вытесняет продукты сгорания из цилиндра двигателя через окна 7 в выхлопную камеру 15. После продувки в цилиндре двигателя остается определенное количество воздуха, необходимое для сгорания топлива в следующем рабочем цикле.
Из цилиндров компрессора не весь сжатый газ нагнетается в коллектор 16, некоторая часть его остается. Оставшийся в цилиндрах сжатый газ служит буфером, предотвращающим удары поршней о крышки цилиндров компрессора; он содержит энергию, необходимую для обратного движения поршней. Под давлением газа поршни 1 и 12 двигаются из крайнего положения навстречу друг другу. Поршни перекрывают продувочные 4 и выхлопные 7 окна, после чего происходит сжатие оставшегося воздуха в цилиндре двигателя 6. Одновременно с этим в цилиндрах 2 и 10 продувочного насоса осуществляются сжатие и нагнетание воздуха в сборник продувочного воздуха 17.
Давление оставшегося газа в цилиндрах компрессора падает, и происходит засасывание новых порций газа через клапаны 11 и 21. В конце сжатия воздуха новая порция топлива подается в цилиндр двигателя 6 через форсунку 5, и цикл повторяется. Сжатый газ нагнетается через клапаны 14 и 19.
Принципиально по такой же схеме работают и свободнопоршневые генераторы газа, только в цилиндрах компрессора сжимается воздух, который поступает в двигатель для продувки и высокого наддува. Выхлопные же газы двигателя, имеющие высокие давление и температуру, направляются для вращения газовой турбины.
- Глава 1
- §1.Свойства жидкостей
- § 2. Сведения из гидростатики и гидродинамики
- § 3. Практическое использование законов гидростатики и гидродинамики
- § 4. Истечение жидкости через отверстия и насадки
- Глава II
- § 5. Параметры состояния газа
- § 6. Идеальный и реальный газы
- § 7. Теплоемкость газов *
- § 8. Первый закон термодинамики
- § 9. Термодинамические процессы
- § 10. Второй закон термодинамики
- § 11. Свойства водяного пара
- §12. Свойства влажного воздуха
- §13. Истечение и дросселирование
- § 14. Основы теплопередачи
- Глава III
- § 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
- § 17. Ремонт и испытание трубопроводов и арматуры
- § 18. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов и арматуры
- § 19. Составление и чтение схем трубопроводов
- Глава IV
- § 20. Общие сведения
- § 21. Возвратно-поступательные насосы
- § 22. Основные сборочные единицы насоса
- § 24. Процессы всасывания и нагнетания
- § 25. Газовые колпаки
- § 26. Индикаторная диаграмма поршневого насоса
- § 28. Дозировочные и синхродозировочные электронасосные агрегаты
- § 27. Паровые прямодействующие насосы
- § 30. Примеры составления и чтения схем насосных установок
- Глава V
- § 31. Общие сведения
- § 32. Схема установки центробежных насосов
- § 33. Основные параметры центробежного насоса
- § 34. Уравнение Эйлера для определения теоретического и действительного напоров центробежного насоса
- § 35. Характеристики центробежного насоса и трубопровода
- § 36. Совместная работа центробежных насосов
- § 37. Осевая сила и способы ее разгрузки
- § 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
- § 39. Горизонтальные одноколесные
- § 40. Центробежные консольные и погружные химические насосы
- § 41. Центробежные герметичные электронасосы. Насосы из неметаллических материалов
- § 42. Типовые схемы насосных установок
- Глава VI
- § 43. Общие положения по эксплуатации насосов
- § 44. Регулирование работы и смазывание насосов
- § 45. Автоматическое управление насосными установками
- § 46. Эксплуатация поршневых насосов
- § 47. Эксплуатация центробежных насосов
- Глава VII
- § 48. Общие сведения
- § 49. Теоретический и действительный циклы работы одноступенчатого компрессора поршня выполняют диафрагмы (мембраны), называются диафраг-мовыми.
- § 50. Основные параметры поршневых компрессоров
- § 51. Способы регулирования производительности поршневых компрессоров
- § 52. Назначение и устройство основных сборочных единиц поршневых компрессоров
- § 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
- § 54. Системы охлаждения поршневых компрессоров
- § 55. Газовые коммуникации
- § 56. Угловые крейцкопфные компрессоры
- § 57. Горизонтальные компрессоры
- § 58. Вертикальные компрессоры
- § 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
- § 60. Роторные и винтовые компрессоры
- Глава VIII
- § 61. Принцип действия и классификация
- § 62. Теоретические основы работы центробежных компрессоров
- § 63. Основные сборочные единицы центробежных компрессоров
- § 64. Смазочная система центробежных компрессоров
- § 65. Вентиляторы
- § 66. Центробежные воздухо- и газодувки
- § 67. Многоступенчатые центробежные компрессоры
- § 68. Центробежные
- § 69. Осевые компрессоры
- § 70. Холодильные компрессоры
- § 71. Вспомогательное оборудование компрессорных установок.
- Глава X
- § 72. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
- § 73. Эксплуатация поршневых компрессоров
- § 74. Автоматическое управление поршневыми компрессорными установками.
- § 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров
- § 76. Эксплуатация центробежных компрессоров
- § 77. Автоматическое управление центробежными компрессорными установками
- § 78. Возможные неисправности центробежных компрессоров
- § 79. Безопасные условия эксплуатации компрессорных установок
- Глава XI
- § 80. Электродвигатели
- § 81. Двигатели внутреннего сгорания
- § 82. Паровые машины
- § 83. Паровые и газовые турбины
- § 84. Гидравлический привод
- § 85. Промежуточные звенья привода
- § 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
- Глава XII
- § 87. Назначение и виды ремонтов
- § 88. Способы определения неисправностей. Подготовка оборудования к ремонту
- § 89. Ремонт сальников
- § 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец
- § 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
- § 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
- § 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
- § 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
- § 95. Пуск после ремонта и сдача насосов и компрессоров в эксплуатацию
- § 96. Виды смазки для насосов и компрессоров
- § 97. Прокладочные и набивные материалы
- Глава XIII
- § 98. Технологический регламент и должностные инструкции
- § 99. Бригадная форма организации и стимулирования труда