logo search
Ведёрников 2

§ 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма

Шатуны относят к числу особо ответственных деталей поршневых компрессоров и насосов, поэтому за их техническим со­стоянием должно быть установлено тщательное и систематическое наблюдение. В большинстве случаев ремонт шатунов сводится к ремонту или замене подшипников головок шатуна, замене шатун­ных болтов, правке погнутых стержней. Если внутри шатуна бу­дут обнаружены трещины магнитной или ультразвуковой дефекто­скопией или с помощью меловой пробы, то шатуны заменяют. В го­ловках шатуна восстанавливают вкладыши и втулки, продувают каналы для подачи смазки.

Особенно тщательно проверяют техническое состояние шатун­ных болтов. При обнаружении на поверхности болта трещин, вмятин, сорванной хотя бы на одном рабочем витке резьбы, рако­вин от коррозии, повреждений галтелей, следов натиров шатунный болт заменяют. Шатунный болт заменяют и в тех случаях, если стерлась резьба шатуна под болты, если остаточное удлинение болта больше 0,003 первоначальной длины, так как в паспорт за­писывают длину каждого шатунного болта, измеренную микромет­рической скобой.

В крейцкопфах и ползунах изнашиваются скользя­щие поверхности башмаков, что приводит к нарушению соосности их со штоками и увеличению зазора между башмаками и парал­лелями рам. В этом случае регулируют зазор увеличением толщи­ны прокладок между сопрягаемыми поверхностями корпуса и баш­маков крейцкопфа или ползунов. При равномерной выработке от­верстие крейцкопфа протачивают и по нему изготовляют и подго­няют палец.

В местах сальниковых уплотнений на штоке могут появиться задиры и риски, значительная и неравномерная выра­ботка (конусность, овальность). При этом нарушается уплотнение и увеличивается пропуск газа. Незначительные задиры и риски выводят шлифованием. Более значительные изменения поверхности штока устраняют проточкой с последующим шлифованием.

Могут происходить обрывы конца штока по резьбе в местах его соединения с крейцкопфом или ползуном. Основные причины об-228 рыва: недоброкачественно выполненная резьба, многократная чрезмерная затяжка или неправильная сборка деталей. Шток с оборванные концом заменяют.

Кривощипно-шатунный механизм собирают с наи­большей точностью сочленения деталей и сборочных единиц. Ось шатуна устанавливают строго перпендикулярно оси вала и оси крейцкопфного пальца. Ось штока должна совпадать с осью ци­линдра и поршня. При сборке деталей следует добиваться пра­вильности прилегания друг к другу опорных поверхностей соеди­няемых деталей.

При капитальных ремонтах необходимо осматривать резьбу конца штока и сечений других деталей, а также проверять приле­гание опорных поверхностей сборочных единиц. Результаты про­верки технического состояния кривошипно-шатунного механизма заносят в ремонтную книгу с указанием ответственного лица за проверку.

Одна из наиболее сложных деталей — в а л, поломка которого выводит компрессор или насос из строя на продолжительное вре­мя. Причинами поломки вала могут быть неправильная установка в подшипниках, пороки в металле, дефекты при изготовлении, об­щие аварии (обрывы штоков, шатунных болтов и т. п.). Во время ремонта выясняют причины поломки вала, чтобы избежать их при изготовлении, монтаже и эксплуатации нового вала.

При проверке технического состояния вала могут быть обнару­жены риски и задиры на поверхности шеек, овальность и конус­ность коренных и шатунных шеек, а также превышающие допуски биения отдельных шеек, прогиб вала. В этом случае проводят про­точку, а затем опиловку и шлифовку шеек вала.

В большинстве случаев причиной возникновения остаточного прогиба вала центробежных компрессоров и насосов в процессе эксплуатации является местный односторонний нагрев.

Прогиб коленчатого вала происходит главным образом из-за чрезмерных поршневых усилий, возникающих при гидравлических, механических ударах и резком повышении давления в цилиндре. Изогнутые валы подвергают правке.

Если во время осмотра вала обнаружены трещины, излом или скручивание, то такой вал заменяют. Для предупреждения поло­мок систематически проводят ревизии вала.

Во время ремонта осматривают шейки и щеки вала •с помощью лупы в местах наибольших напряжений, особенно по галтелям. Изменяют диаметры всех шеек, чтобы установить сте­пень их износа, овальности или конусности. При наличии задиров и забоин шеек дефекты устраняют зачисткой и шлифованием. Шейки проверяют на биение индикатором, очищают, продувают и промы­вают смазочные каналы. Биение коренных шеек допускается 0,03— 0,05 мм. Допускаемые в эксплуатации овальность и конусность ше­ек в зависимости от диаметра шейки равны 0,15—0,5 мм.

Ремонт подшипников скольжения заключается в перезаливке или восстановлении баббита вкладышей. Перезалива ют вкладыши подшипников при уменьшении толщины баббитового слоя более чем на половину первоначальной толщины, выкрошива-нии, растрескивании и отставании баббита более чем на 30% по­верхности вкладыша, при выплавлении баббитового ,слоя. Новые вкладыши растачивают на токарном станке и подгоняют по шейке вала и наружной (опорной) поверхности. Незначительно изношен­ные и частично поврежденные вкладыши ремонтируют. При уве­личенных зазорах между шейками вала и вкладышами наплавля­ют продольные баббитовые полоски определенных размеров. За­тем вкладыш подгоняют к шейке шабрением.

Раковины, небольшое подплавление баббита, откалывание уг­лов и неглубокие трещины на рабочей поверхности вкладыша уст­раняют пайкой или наплавкой дефектного места баббитом одина­ковой марки.

В процессе сборки подшипника должны быть соблюдены уста­новленные зазоры и натяг между крышкой и вкладышем. Зазор в коренных подшипниках зависит от диаметра шейки.

При контроле подшипников скольжения проверяют боковые за­зоры, осматривают техническое состояние баббитовой заливки» проверяют прилегание поверхности вкладышей к шейкам вала и тыльной стороны вкладышей к постелям (гнездам), а также зазор под верхними вкладышами. Если необходимо, вкладыши ремонти­руют или перезаливают, а зазоры регулируют.

Подшипники качения не ремонтируют, их заменяют. Поэтому ремонт шейки вала и подшипника качения заключается в разборке подшипника, ремонте шейки и сборке подшипника. Под­шипник считается изношенным, если при осмотре обнаружены сле­дующие дефекты: выработка и задиры на беговых дорожках и по­верхностях качения; выработка и повреждения мест посадки под­шипника в корпусе или на валу, увеличенные зазоры между по­верхностями качения и обоймами, увеличение в радиальных под­шипниках радиального зазора, в радиально-упорных — осевого.

При разборке подшипников качения необходимо не повредить вал и внутреннюю поверхность гнезда в корпусе.

Длительная безаварийная работа подшипников в основном за­висит от качества сборки.