§ 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
Шатуны относят к числу особо ответственных деталей поршневых компрессоров и насосов, поэтому за их техническим состоянием должно быть установлено тщательное и систематическое наблюдение. В большинстве случаев ремонт шатунов сводится к ремонту или замене подшипников головок шатуна, замене шатунных болтов, правке погнутых стержней. Если внутри шатуна будут обнаружены трещины магнитной или ультразвуковой дефектоскопией или с помощью меловой пробы, то шатуны заменяют. В головках шатуна восстанавливают вкладыши и втулки, продувают каналы для подачи смазки.
Особенно тщательно проверяют техническое состояние шатунных болтов. При обнаружении на поверхности болта трещин, вмятин, сорванной хотя бы на одном рабочем витке резьбы, раковин от коррозии, повреждений галтелей, следов натиров шатунный болт заменяют. Шатунный болт заменяют и в тех случаях, если стерлась резьба шатуна под болты, если остаточное удлинение болта больше 0,003 первоначальной длины, так как в паспорт записывают длину каждого шатунного болта, измеренную микрометрической скобой.
В крейцкопфах и ползунах изнашиваются скользящие поверхности башмаков, что приводит к нарушению соосности их со штоками и увеличению зазора между башмаками и параллелями рам. В этом случае регулируют зазор увеличением толщины прокладок между сопрягаемыми поверхностями корпуса и башмаков крейцкопфа или ползунов. При равномерной выработке отверстие крейцкопфа протачивают и по нему изготовляют и подгоняют палец.
В местах сальниковых уплотнений на штоке могут появиться задиры и риски, значительная и неравномерная выработка (конусность, овальность). При этом нарушается уплотнение и увеличивается пропуск газа. Незначительные задиры и риски выводят шлифованием. Более значительные изменения поверхности штока устраняют проточкой с последующим шлифованием.
Могут происходить обрывы конца штока по резьбе в местах его соединения с крейцкопфом или ползуном. Основные причины об-228 рыва: недоброкачественно выполненная резьба, многократная чрезмерная затяжка или неправильная сборка деталей. Шток с оборванные концом заменяют.
Кривощипно-шатунный механизм собирают с наибольшей точностью сочленения деталей и сборочных единиц. Ось шатуна устанавливают строго перпендикулярно оси вала и оси крейцкопфного пальца. Ось штока должна совпадать с осью цилиндра и поршня. При сборке деталей следует добиваться правильности прилегания друг к другу опорных поверхностей соединяемых деталей.
При капитальных ремонтах необходимо осматривать резьбу конца штока и сечений других деталей, а также проверять прилегание опорных поверхностей сборочных единиц. Результаты проверки технического состояния кривошипно-шатунного механизма заносят в ремонтную книгу с указанием ответственного лица за проверку.
Одна из наиболее сложных деталей — в а л, поломка которого выводит компрессор или насос из строя на продолжительное время. Причинами поломки вала могут быть неправильная установка в подшипниках, пороки в металле, дефекты при изготовлении, общие аварии (обрывы штоков, шатунных болтов и т. п.). Во время ремонта выясняют причины поломки вала, чтобы избежать их при изготовлении, монтаже и эксплуатации нового вала.
При проверке технического состояния вала могут быть обнаружены риски и задиры на поверхности шеек, овальность и конусность коренных и шатунных шеек, а также превышающие допуски биения отдельных шеек, прогиб вала. В этом случае проводят проточку, а затем опиловку и шлифовку шеек вала.
В большинстве случаев причиной возникновения остаточного прогиба вала центробежных компрессоров и насосов в процессе эксплуатации является местный односторонний нагрев.
Прогиб коленчатого вала происходит главным образом из-за чрезмерных поршневых усилий, возникающих при гидравлических, механических ударах и резком повышении давления в цилиндре. Изогнутые валы подвергают правке.
Если во время осмотра вала обнаружены трещины, излом или скручивание, то такой вал заменяют. Для предупреждения поломок систематически проводят ревизии вала.
Во время ремонта осматривают шейки и щеки вала •с помощью лупы в местах наибольших напряжений, особенно по галтелям. Изменяют диаметры всех шеек, чтобы установить степень их износа, овальности или конусности. При наличии задиров и забоин шеек дефекты устраняют зачисткой и шлифованием. Шейки проверяют на биение индикатором, очищают, продувают и промывают смазочные каналы. Биение коренных шеек допускается 0,03— 0,05 мм. Допускаемые в эксплуатации овальность и конусность шеек в зависимости от диаметра шейки равны 0,15—0,5 мм.
Ремонт подшипников скольжения заключается в перезаливке или восстановлении баббита вкладышей. Перезалива ют вкладыши подшипников при уменьшении толщины баббитового слоя более чем на половину первоначальной толщины, выкрошива-нии, растрескивании и отставании баббита более чем на 30% поверхности вкладыша, при выплавлении баббитового ,слоя. Новые вкладыши растачивают на токарном станке и подгоняют по шейке вала и наружной (опорной) поверхности. Незначительно изношенные и частично поврежденные вкладыши ремонтируют. При увеличенных зазорах между шейками вала и вкладышами наплавляют продольные баббитовые полоски определенных размеров. Затем вкладыш подгоняют к шейке шабрением.
Раковины, небольшое подплавление баббита, откалывание углов и неглубокие трещины на рабочей поверхности вкладыша устраняют пайкой или наплавкой дефектного места баббитом одинаковой марки.
В процессе сборки подшипника должны быть соблюдены установленные зазоры и натяг между крышкой и вкладышем. Зазор в коренных подшипниках зависит от диаметра шейки.
При контроле подшипников скольжения проверяют боковые зазоры, осматривают техническое состояние баббитовой заливки» проверяют прилегание поверхности вкладышей к шейкам вала и тыльной стороны вкладышей к постелям (гнездам), а также зазор под верхними вкладышами. Если необходимо, вкладыши ремонтируют или перезаливают, а зазоры регулируют.
Подшипники качения не ремонтируют, их заменяют. Поэтому ремонт шейки вала и подшипника качения заключается в разборке подшипника, ремонте шейки и сборке подшипника. Подшипник считается изношенным, если при осмотре обнаружены следующие дефекты: выработка и задиры на беговых дорожках и поверхностях качения; выработка и повреждения мест посадки подшипника в корпусе или на валу, увеличенные зазоры между поверхностями качения и обоймами, увеличение в радиальных подшипниках радиального зазора, в радиально-упорных — осевого.
При разборке подшипников качения необходимо не повредить вал и внутреннюю поверхность гнезда в корпусе.
Длительная безаварийная работа подшипников в основном зависит от качества сборки.
- Глава 1
- §1.Свойства жидкостей
- § 2. Сведения из гидростатики и гидродинамики
- § 3. Практическое использование законов гидростатики и гидродинамики
- § 4. Истечение жидкости через отверстия и насадки
- Глава II
- § 5. Параметры состояния газа
- § 6. Идеальный и реальный газы
- § 7. Теплоемкость газов *
- § 8. Первый закон термодинамики
- § 9. Термодинамические процессы
- § 10. Второй закон термодинамики
- § 11. Свойства водяного пара
- §12. Свойства влажного воздуха
- §13. Истечение и дросселирование
- § 14. Основы теплопередачи
- Глава III
- § 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
- § 17. Ремонт и испытание трубопроводов и арматуры
- § 18. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов и арматуры
- § 19. Составление и чтение схем трубопроводов
- Глава IV
- § 20. Общие сведения
- § 21. Возвратно-поступательные насосы
- § 22. Основные сборочные единицы насоса
- § 24. Процессы всасывания и нагнетания
- § 25. Газовые колпаки
- § 26. Индикаторная диаграмма поршневого насоса
- § 28. Дозировочные и синхродозировочные электронасосные агрегаты
- § 27. Паровые прямодействующие насосы
- § 30. Примеры составления и чтения схем насосных установок
- Глава V
- § 31. Общие сведения
- § 32. Схема установки центробежных насосов
- § 33. Основные параметры центробежного насоса
- § 34. Уравнение Эйлера для определения теоретического и действительного напоров центробежного насоса
- § 35. Характеристики центробежного насоса и трубопровода
- § 36. Совместная работа центробежных насосов
- § 37. Осевая сила и способы ее разгрузки
- § 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
- § 39. Горизонтальные одноколесные
- § 40. Центробежные консольные и погружные химические насосы
- § 41. Центробежные герметичные электронасосы. Насосы из неметаллических материалов
- § 42. Типовые схемы насосных установок
- Глава VI
- § 43. Общие положения по эксплуатации насосов
- § 44. Регулирование работы и смазывание насосов
- § 45. Автоматическое управление насосными установками
- § 46. Эксплуатация поршневых насосов
- § 47. Эксплуатация центробежных насосов
- Глава VII
- § 48. Общие сведения
- § 49. Теоретический и действительный циклы работы одноступенчатого компрессора поршня выполняют диафрагмы (мембраны), называются диафраг-мовыми.
- § 50. Основные параметры поршневых компрессоров
- § 51. Способы регулирования производительности поршневых компрессоров
- § 52. Назначение и устройство основных сборочных единиц поршневых компрессоров
- § 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
- § 54. Системы охлаждения поршневых компрессоров
- § 55. Газовые коммуникации
- § 56. Угловые крейцкопфные компрессоры
- § 57. Горизонтальные компрессоры
- § 58. Вертикальные компрессоры
- § 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
- § 60. Роторные и винтовые компрессоры
- Глава VIII
- § 61. Принцип действия и классификация
- § 62. Теоретические основы работы центробежных компрессоров
- § 63. Основные сборочные единицы центробежных компрессоров
- § 64. Смазочная система центробежных компрессоров
- § 65. Вентиляторы
- § 66. Центробежные воздухо- и газодувки
- § 67. Многоступенчатые центробежные компрессоры
- § 68. Центробежные
- § 69. Осевые компрессоры
- § 70. Холодильные компрессоры
- § 71. Вспомогательное оборудование компрессорных установок.
- Глава X
- § 72. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
- § 73. Эксплуатация поршневых компрессоров
- § 74. Автоматическое управление поршневыми компрессорными установками.
- § 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров
- § 76. Эксплуатация центробежных компрессоров
- § 77. Автоматическое управление центробежными компрессорными установками
- § 78. Возможные неисправности центробежных компрессоров
- § 79. Безопасные условия эксплуатации компрессорных установок
- Глава XI
- § 80. Электродвигатели
- § 81. Двигатели внутреннего сгорания
- § 82. Паровые машины
- § 83. Паровые и газовые турбины
- § 84. Гидравлический привод
- § 85. Промежуточные звенья привода
- § 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
- Глава XII
- § 87. Назначение и виды ремонтов
- § 88. Способы определения неисправностей. Подготовка оборудования к ремонту
- § 89. Ремонт сальников
- § 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец
- § 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
- § 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
- § 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
- § 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
- § 95. Пуск после ремонта и сдача насосов и компрессоров в эксплуатацию
- § 96. Виды смазки для насосов и компрессоров
- § 97. Прокладочные и набивные материалы
- Глава XIII
- § 98. Технологический регламент и должностные инструкции
- § 99. Бригадная форма организации и стимулирования труда