logo search
Ведёрников 2

§ 85. Промежуточные звенья привода

Привод насосной или компрессорной установки может быть вы­полнен в одном корпусе с установкой или отдельно от нее. Уста­новка, выполненная заодно с приводом, более компактна и эконо­мична, например свободнопоршневой дизель-компрессор или паро­вой прямодействующий насос.

При отдельно расположенном приводе движение на вал уста­новки передается через промежуточные звенья: соединительные муфты, ременные передачи, редукторы и гидропередачи.

На соосных валах наибольшее распространение получили сое­динительные муфты, особенно зубчатые и пальцевые.

Зубчатая муфта относится к типу жестких компенсирующих соединений, допускающих небольшие продольные, поперечные и уг­ловые смещения одного вала относительно другого.

Зубчатая муфта, используемая в центробежных насо­сах и компрессорных агрегатах (рис. 103), состоит из двух полу­муфт 5 и б с зубчатыми венцами внутреннего зацепления и двух зубчатых втулок 2 и 4, находящихся в зацеплении с венцами полу­муфт. Для компенсации небольших угловых смещений валов зуб­чатые венцы втулок обработаны по сфере. Втулки и полумуфты из­готовляют из кованой или литой стали. Их зубья имеют высокую твердость. Для соединения полумуфт применяют стальные болты повышенной прочности. Болты запрессовывают в отверстия полу­муфт. Иногда вместо полумуфт используют неразъемные зубчатые обоймы.

Для создания необходимого уплотнения в разъем между полу­муфтами устанавливают прокладку 3 из плотной бумаги, а торцы уплотняют кольцами 1 из войлока или резины, размещенными в специальных выточках полумуфт. Втулки полумуфт крепятся на валах привода и установки плотной посадкой на шпонках.

Собранную муфту заполняют маслом до уровня уплотнений. Во время работы зубчатые зацепления находятся в масляной ванне.

Пальцевые муфты (рис. 104) относят к типу упруго-демпфирующих соединений, допускающих небольшие продольные, поперечные и- угловые смещения од­ного вала относительно другого и обеспечивающих смягчение толчков и крутильных колебаний, а также неко­торую компенсацию монтажных не­точностей и биений соединяемых ва­лов.

Упругими элементами пальцевой муфты, через которые осуществляется связь между полумуфтами / и 5, слу­жат резиновые кольца 4. Резиновые кольца размещены на стальных паль­цах 3, укрепленных в полумуфте 1. Жесткость резиновых колец на каж­дом пальце можно регулировать из­менением толщины стальных колец 2.

Полумуфты изготовляют из чугунного или стального литья, а также из стальных поковок. Полумуфты крепятся на валах обыч­но легкой прессовкой или глухой посадкой на призматических шпонках или шлицах.

Кроме зубчатых и пальцевых соединительных муфт применяют также кулачковые и фрикционные. С помощью кулачковых муфт осуществляется постоянное соединение валов. Фрикци­онные муфты позволяют проводить плавное безударное сое­динение и разъединение валов привода и компрессора на ходу. Включение и выключение фрикционных муфт может быть ручным и автоматическим.

Ременные передачи применяют на параллельных ва­лах в тех случаях, когда надо изменить частоту вращения, крутя­щий момент и направление вращения. В приводах насосных и ком­прессорных установок используют плоскоременные и клиноремен-ные передачи.

Промышленность выпускает следующие плоские приводные ремни: прорезиненные, кожаные, текстильные.

Выбор материала ремня зависит от внешней среды (пыль, па­ры, щелочи, кислоты и т. п.), характера нагрузок (постоянные, пе­ременные, ударные), скорости движения ремня, передаваемой мощности и конструктивных особенностей ременной передачи.

Ремни надевают на шкивы, один из них укреплен на валу при­вода, второй — на валу компрессора или насоса. Материалом для шкивов служат чугун, кованая сталь и пластмассы. Шкивы быва­ют сплошные, разъемные и сварные.

В клиноременной передаче за счет клиновой формы канавки на шкиве сила сцепления ремня со шкивом больше, чем в плоскоре­менной передаче. Поэтому клиноременная передача при одинако­вых условиях более компактна, чем плоскоременная.

Клиновые ремни изготовляют двух конструкций: кордтканевые и кордшнуровые. Кордшнуровые ремни используют при малых диа­метрах шкивов и повышенных скоростях движения ремня. В ос­тальных случаях используют кордтканевые ремни. Число ремней в передаче обычно составляет 8—12, а в некоторых случаях до 16— 18. В ремнях применяют угол клина 40°. Для хорошего прилегания ремня к канавке шкива угол канавки (желоба) делают меньше, чем угол клина недеформированного ремня.

Редукторы служат для изменения частоты вращения и крутящего момента в передачах движения от двигателей к комп­рессорам и насосам, если валы расположены параллельно или под углом друг к другу, или скрещиваются в пространстве.

Различают следующие виды зубчатых редукторов:

по типу передачи — цилиндрические, конические, червячные {цилиндрические и глобоидные) и смешанные;

по расположению зубчатых колес — горизонтального и верти­кального типов;

по числу ступеней — одно-, двух-, трех- и многоступенчатые.

Цилиндрические зубчатые редукторы получили наиболее широ­кое применение благодаря простоте изготовления, надежности, дол­говечности и широкому диапазону передаваемых мощностей и пе­редаточных чисел. В редукторах используют цилиндрические зуб­чатые колеса с прямыми, косыми и шевронными зубьями. Наибо­лее часто применяют редукторы с шевронными зубьями.

Конические и червячные редукторы предназначены для переда­чи малых и средних мощностей. Глобоидные червячные редукторы имеют высокий КПД.