§ 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
Газомоторные компрессоры. Газомоторный компрессор представляет собой агрегат, состоящий из компрессорных цилиндров и газового двигателя внутреннего сгорания, соединенных общим коленчатым валом и рамой. В газовом двигателе используют в качестве топлива природный, светильный, генераторный или доменный газ.
Большие газовые двигатели чаще всего выполняют четырехтактными. Цилиндры такого газового двигателя могут быть расположены по отношению к цилиндрам компрессора последовательно— по одной оси, параллельно — в два ряда: ряд силовых цилиндров и параллельно ему ряд компрессорных цилиндров. В последнее время наиболее распространены газомоторные компрессоры с горизонтальным расположением компрессорных цилиндров и V-образным или вертикальным расположением цилиндров четырехтактного или двухтактного двигателя. В агрегатах с двухтактными силовыми цилиндрами на каждый компрессорный цилиндр приходится один силовой, с четырехтактными силовыми цилиндрами— два.
Мощность и частоту вращения газовых двигателей регулируют по качественной схеме, при которой количество воздуха, поступающего в силовой цилиндр, остается неизменным, изменяется только количество поступающего газа. Для такого регулирования на двигателях обычно установлены центробежные регуляторы.
Производительность компрессора регулируют изменением частоты вращения вала двигателя.
Газомоторные компрессоры имеют от одного до десяти цилиндров двигателя. На рис. 105 изображен газомоторный компрессор с четырехтактными силовыми цилиндрами 9, расположенными V-об-разно, и с компрессорными цилиндрами 10 двойного действия — горизонтально. Шатуны 4 силовых цилиндров пальцами 3 непосредственно соединены с шатунами компрессорных цилиндров 10, благодаря чему достигается компактность агрегата. Клапаны 7 находятся вне цилиндров, в специальных клапанных полостях. В головке цилиндра расположены пусковой клапан 5 и запальная свеча 6. Коленчатый вал 1 агрегата уложен в станине 2. Распределительный валик 8, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала, имеет кулачки соответствующего профиля. Под действием этих кулачков в нужный момент поднимается тот или другой клапан соответствующего цилиндра, пропуская в него рабочую смесь или выпуская выхлопные газы.
Газовую смесь подготовляют в системе питания, состоящей из чувствительного регулятора давления, емкости для топливного газа, смесительного клапана и центробежного регулятора частоты вращения. Центробежный регулятор, воздействуя на смесительный клапан, автоматически регулирует качество смеси. Количество подаваемой смеси регулируют вручную.
Агрегат оснащен тремя смазочными системами. Цилиндры двигателя, подшипники распределительного вала и направляющие крейцкопфов смазывают маслом, разбрызгиваемым коленчатым валом из картера. Остальные сборочные единицы механизма движения — с помощью шестеренных насосов по циркуляционной системе. Лубрикатор подает смазку в цилиндры и сальники компрессора.
Газотурбинные установки. Для привода центробежных компрессоров часто применяют газовые турбины. Это особенно удобно, когда компрессорная установка предназначена для нагнетания природного газа, который используют в качестве дешевого топлива для газовой турбины. В установку помимо центробежных нагнетателей входят также центробежные компрессоры, обслуживающие газовую турбину, и электрогенераторы, используемые для получения электроэнергии.
Например, газотурбинная установка ГТ-700-4, предназначенная для нагнетания природного газа, состоит из газовой турбины, осевого компрессора, нагнетателя, редуктора, генератора и камеры сгорания.
Во многих производствах выбрасываемые газы, если они имеют достаточное давление, используют в турбинах, соединенных с центробежными компрессорами. В установках по производству слабой
азотной кислоты под повышенным давлением применяют комплексный машинный агрегат ГТТ-12. Агрегат состоит из двух механически несвязанных между собой газовых турбин ГТТ-12 (высокого и низкого давления), осевого воздушного компрессора, нагнетателя нитрозного газа 1150-41-1, пусковой паровой турбины П-2/45, а также смазочной системы, систем регулирования, защиты управления и контроля.
Газовая турбина высокого давления служит для привода нагнетателя нитрозного газа с частотой вращения 5000 мин-1.
Газовую турбину низкого давления с частотой вращения 5200 мин-1 используют для привода осевого воздушного компрессора производительностью 200 000 м3/ч.
Воздух из атмосферы засасывается через фильтры в осевой компрессор / (рис. 106), где сжимается до давления 0,42 МПа и по трубопроводам направляется на смешивание с газообразным аммиаком. Образовавшаяся аммиачно-воздушная смесь в контактных аппаратах на сеточных катализаторах превращается в нитроз-ные газы, которые под давлением около 0,22 МПа поступают в нагнетатель 3. Газы, сжатые в нагнетателе до 1,1 МПа, поступают в абсорбционные колонны для получения слабой азотной кислоты. Хвостовые газы, образовавшиеся в процессе производства кислоты, после колонн направляются в реактор каталитической очистки, где разлагаются на нейтральные элементы. Реакция идет с выделением теплоты.
Горючие газы с температурой около 760°С и давлением 0,95 МПа после реактора поступают в турбину высокого давления 5, а затем проходят турбину низкого давления 6 и выбрасываются в атмосферу. Для запуска агрегата предусмотрена паровая турбина 4.
Турбины высокого и низкого давлений располагают в общем корпусе 2, имеющем внутреннюю тепловую изоляцию. Ротор турбины высокого давления состоит из одновенечного диска, укрепленного на консоли вала.
Вал вращается в двух подшипниках, из которых один — опорный, второй — опорно-упорный. Подшипники смонтированы в одном общем корпусе. Ротор турбины высокого давления и нагнетатель соединяют специальной зубчатой муфтой. Два диска турбины низкого давления укреплены на консоли ротора осевого компрессора с помощью горизонтальных стяжных болтов. Ротор осевого компрессора барабанного типа вращается в двух подшипниках, расположенных в корпусе осевого компрессора. Воздушный осевой компрессор имеет 10 ступеней.
Направляющие лопатки укреплены в чугунном корпусе. Рабочие лопатки крепятся к барабану ласточкиным хвостом.
Вся турбогруппа смонтирована на общей сварной раме, которая одновременно служит и маслобаком.
Масляная система агрегата состоит из главного масляного насоса, пускового и резервного электронасосов, маслобака (рама турбогруппы), маслопроводов с арматурой.
Системы регулирования, управления и защиты агрегата обеспечивают: поддержание заданного давления в нагнетании воздушного компрессора с неравномерностью 5—10% за счет выпуска небольшого количества воздуха в атмосферу; дистанционное управление сборочными единицами агрегата с местного щита в процессе пуска и эксплуатации; защиту агрегата от недопустимых режимов работы путем его аварийной остановки.
Система контроля позволяет измерять основные эксплуатационные параметры.
Контрольные вопросы. 1. Какие приводы используют для насосных и компрессорных установок? 2. Назовите основные сборочные единицы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. 3. По какому признаку классифицируют газовые и паровые турбины? 4. В каких случаях применяют зубчатые редукторы? 5. Какие установки называют газотурбинными? 6. Для чего в газотур» бинную установку включен осевой воздушный компрессор?
- Глава 1
- §1.Свойства жидкостей
- § 2. Сведения из гидростатики и гидродинамики
- § 3. Практическое использование законов гидростатики и гидродинамики
- § 4. Истечение жидкости через отверстия и насадки
- Глава II
- § 5. Параметры состояния газа
- § 6. Идеальный и реальный газы
- § 7. Теплоемкость газов *
- § 8. Первый закон термодинамики
- § 9. Термодинамические процессы
- § 10. Второй закон термодинамики
- § 11. Свойства водяного пара
- §12. Свойства влажного воздуха
- §13. Истечение и дросселирование
- § 14. Основы теплопередачи
- Глава III
- § 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
- § 17. Ремонт и испытание трубопроводов и арматуры
- § 18. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов и арматуры
- § 19. Составление и чтение схем трубопроводов
- Глава IV
- § 20. Общие сведения
- § 21. Возвратно-поступательные насосы
- § 22. Основные сборочные единицы насоса
- § 24. Процессы всасывания и нагнетания
- § 25. Газовые колпаки
- § 26. Индикаторная диаграмма поршневого насоса
- § 28. Дозировочные и синхродозировочные электронасосные агрегаты
- § 27. Паровые прямодействующие насосы
- § 30. Примеры составления и чтения схем насосных установок
- Глава V
- § 31. Общие сведения
- § 32. Схема установки центробежных насосов
- § 33. Основные параметры центробежного насоса
- § 34. Уравнение Эйлера для определения теоретического и действительного напоров центробежного насоса
- § 35. Характеристики центробежного насоса и трубопровода
- § 36. Совместная работа центробежных насосов
- § 37. Осевая сила и способы ее разгрузки
- § 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
- § 39. Горизонтальные одноколесные
- § 40. Центробежные консольные и погружные химические насосы
- § 41. Центробежные герметичные электронасосы. Насосы из неметаллических материалов
- § 42. Типовые схемы насосных установок
- Глава VI
- § 43. Общие положения по эксплуатации насосов
- § 44. Регулирование работы и смазывание насосов
- § 45. Автоматическое управление насосными установками
- § 46. Эксплуатация поршневых насосов
- § 47. Эксплуатация центробежных насосов
- Глава VII
- § 48. Общие сведения
- § 49. Теоретический и действительный циклы работы одноступенчатого компрессора поршня выполняют диафрагмы (мембраны), называются диафраг-мовыми.
- § 50. Основные параметры поршневых компрессоров
- § 51. Способы регулирования производительности поршневых компрессоров
- § 52. Назначение и устройство основных сборочных единиц поршневых компрессоров
- § 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
- § 54. Системы охлаждения поршневых компрессоров
- § 55. Газовые коммуникации
- § 56. Угловые крейцкопфные компрессоры
- § 57. Горизонтальные компрессоры
- § 58. Вертикальные компрессоры
- § 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
- § 60. Роторные и винтовые компрессоры
- Глава VIII
- § 61. Принцип действия и классификация
- § 62. Теоретические основы работы центробежных компрессоров
- § 63. Основные сборочные единицы центробежных компрессоров
- § 64. Смазочная система центробежных компрессоров
- § 65. Вентиляторы
- § 66. Центробежные воздухо- и газодувки
- § 67. Многоступенчатые центробежные компрессоры
- § 68. Центробежные
- § 69. Осевые компрессоры
- § 70. Холодильные компрессоры
- § 71. Вспомогательное оборудование компрессорных установок.
- Глава X
- § 72. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
- § 73. Эксплуатация поршневых компрессоров
- § 74. Автоматическое управление поршневыми компрессорными установками.
- § 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров
- § 76. Эксплуатация центробежных компрессоров
- § 77. Автоматическое управление центробежными компрессорными установками
- § 78. Возможные неисправности центробежных компрессоров
- § 79. Безопасные условия эксплуатации компрессорных установок
- Глава XI
- § 80. Электродвигатели
- § 81. Двигатели внутреннего сгорания
- § 82. Паровые машины
- § 83. Паровые и газовые турбины
- § 84. Гидравлический привод
- § 85. Промежуточные звенья привода
- § 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
- Глава XII
- § 87. Назначение и виды ремонтов
- § 88. Способы определения неисправностей. Подготовка оборудования к ремонту
- § 89. Ремонт сальников
- § 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец
- § 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
- § 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
- § 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
- § 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
- § 95. Пуск после ремонта и сдача насосов и компрессоров в эксплуатацию
- § 96. Виды смазки для насосов и компрессоров
- § 97. Прокладочные и набивные материалы
- Глава XIII
- § 98. Технологический регламент и должностные инструкции
- § 99. Бригадная форма организации и стимулирования труда