3.3.2. Многоковшовые траншейные экскаваторы
Многоковшовые экскаваторы широко применяются при отрывке траншей большой протяженности в полевых условиях для прокладки магистральных водоводов. Они являются самоходными землеройными машинами непрерывного действия, которые при своем поступательном движении отрывают позади себя продольную выемку — траншею определенной глубины и ширины. Траншейные экскаваторы представляют собой навесное или полуприцепное землеройное оборудование к гусеничным и пневмоколесным тягачам. В отличие от одноковшовых траншейные постоянно передвигаются во время работы и отделяют грунт от массива с помощью группы непрерывно движущихся по замкнутому контуру ковшей или скребков и одновременно эвакуируют его в сторону от траншеи в отвал или в транспортные средства с помощью отвального устройства. Типы и параметры траншейных экскаваторов определены ГОСТом. В качестве главного параметра принимается глубина отрываемых траншей.
Различают цепные и роторные траншейные экскаваторы. Рабочим органом цепных является однорядная или двухрядная бесконечная цепь, огибающая наклонную раму и несущая на себе ковши или скребки. Рабочим органом роторных экскаваторов является жесткий ротор (колесо) с ковшами или скребками, вращающийся на роликах. Во время работы цепь или ротор с ковшами движутся в плоскости передвижения экскаватора. Отделение грунта от массива и заполнение им рабочего органа осуществляются в результате сообщения цепи или ротору двух совмещенных движений копания: основного — поступательного относительно рамы (для цепи) или вращательного вокруг своей оси (для ротора) и подачи — поступательного в направлении Движения машины. Скорость движения рабочего органа (скорость копания) и скорость подачи (передвижения машины) подбираются такими, чтобы независимо от глубины траншеи обеспечивалось 100%-ное наполнение ковшей. Скорость передвижения экскаваторов при копании траншей регулируется в широком диапазоне в зависимости от условий
91
работы, физико-механических свойств грунтов и составляет 10—400 м/ч у цепных машин и 10-800 м/ч у роторных. Для получения таких скоростей трансмиссии ходовых устройств базовых тягачей оборудуются механическими и гидромеханическими ходоуменьшителями. Скорость рабочего органа у цепных машин не превышает 1,2 м/с, у роторных — 2 м/с. Рабочие органы траншейных экскаваторов имеют несколько скоростей движения, причем пониженные скорости используются при копании траншей в тяжелых талых и мерзлых грунтах.
Классификация и индексация. Траншейные экскаваторы классифицируют по следующим основным признакам:
по типу рабочего органа — цепные (ЭТЦ) и роторные (ЭТР);
по способу соединения рабочего оборудования с базовым тягачом — с навесным и полуприцепным рабочим оборудованием;
по типу ходового устройства базового тягача — на гусеничные и пневмоколесные;
по типу привода — с механическим, гидравлическим, электрическим и комбинированным приводом.
Наибольшее распространение получили гусеничные траншейные экскаваторы с комбинированным приводом. В индексе траншейных экскаваторов (рис. 3.39) первые две буквы ЭТ означают: экскаватор траншейный, а третья — тип рабочего органа (Ц — цепной, Р — роторный). Первые две цифры индекса обозначают наибольшую глубину отрываемой траншеи (в дм), третья — порядковый номер модели. Первая из дополнительных букв после цифрового индекса (А, Б, В и т.д.) означает порядковую модернизацию машины, последующие — вид специального климатического исполнения (ХЛ — северное, Т — тропическое, ТВ — для работы во влажных тропиках). Например, индекс ЭТЦ-252А обозначает: экскаватор траншейный цепной, глубина копания 25 дм, вторая модель — 2, прошедшая первую модернизацию — А.
Цепные траншейные экскаваторы. По типу рабочего органа цепные экскаваторы делятся на многоковшовые — с двухрядной цепью, между ветвями которой укреплены ковши, и скребковые — с однорядной и двухрядной цепью, снабженной скребками и резцами.
Скребковые одноцепные экскаваторы предназначены для рытья траншей прямоугольного профиля глубиной до 1,6 м и шириной 0,2-0,4 м под кабели и водопровод в однородных без каменистых включений грунтах I—III групп. Они представляют собой унифицированное навесное оборудование на пневмоколесный серийный трактор с одним или обоими ведущими мостами и применяются для выполне-
92
Рис. 3.39. Система индексации многоковшовых траншейных экскаваторов
ния рассредоточенных земляных работ небольших объемов на предварительно спланированных площадках.
Скребковый экскаватор (рис. 3.40, а) состоит из базового пнев-моколесного трактора 3 мощностью 55-80 л. с. (40-60 кВт) и навесного оборудования — цепного рабочего органа 6 с зачистным башмаком 5, отвального шнекового конвейера, гидравлического механизма подъема — опускания рабочего органа 4 и гидромеханического ходоумень-шителя. Спереди трактора навешивается управляемый гидроцилиндром 2 бульдозерный отвал /, используемый для несложных планировочных работ и засыпки траншей после укладки в них коммуникаций. На экскаватор может быть навешено сменное рабочее (баровое) оборудование для нарезки щелей в мерзлых грунтах.
Рабочий орган экскаватора (рис. 3.40. б) представляет собой замкнутую однорядную втулочно-роликовую цепь 6, несущую на себе резцы специальной формы //для послойного срезания грунта и скребки 10 для подъема грунта из траншеи. Резцы и скребки трех видов располагаются на цепи по определенной схеме, способствующей равномерному распределению нагрузки на цепь при копании. Производя смену резцов и скребков, получают траншею шириной 0,2-0,4 м. Цепь обегает раму 8 со специальными проушинами 12 для
93
Рис. 3.40. Многоковшовый скребковый одноцепной экскаватор: а — общий вид; б — рабочий орган
94
шарнирного крепления к трактору. Между проушинами рамы на приводном валу помещена ведущая звездочка цепи. На противоположном конце рамы установлена натяжная звездочка 7, связанная с винтовым натяжным устройством для регулирования натяжения цепи. На раме рабочего органа установлены также два шнека 9 отвального шнекового конвейера с различным (правым и левым) направлением сплошных витков, предназначенные для эвакуации поднятого скребками грунта по обе стороны от траншеи. Шнеки имеют общий вал и приводятся во вращение скребковой цепью 6. Расположение шнекового конвейера на раме рабочего органа зависит от глубины копания, при изменении которой он может быть установлен в соответствующее положение. К раме рабочего органа за скребковой цепью крепится консольный зачистной башмак 5 для подбора со дна траншеи осыпающегося грунта. Ширина зачистного башмака должна соответствовать ширине отрываемой траншеи.
Привод рабочего органа — механический и осуществляется от заднего вала отбора мощности трактора через редуктор, обеспечивающий несколько скоростей резания грунта.
Экскаватор имеет скорости движения рабочие (пониженные), используемые только при копании траншей, и транспортные (повышенные), используемые при перебазировках машины.
Для получения рабочих скоростей трансмиссия хода трактора дооборудуется гидравлическим ходоуменьшителем в виде многоступенчатого цилиндрического редуктора с приводом от аксиально-поршневого гидромотора. Ходоуменьшитель обеспечивает бесступенчатое регулирование скоростей рабочего хода в широком диапазоне — от 10 до 400 м/ч, что позволяет производительно использовать экскаватор в различных грунтовых условиях. При переездах машины ходоуменьшитель отключается и экскаватор движется на транспортной скорости при включении тракторной коробки передач.
Техническая производительность одноцепных скребковых экскаваторов при разработке грунтов I группы составляет 60-80 м3/ч.
Скребковые двухцепные экскаваторы изготовляют на базе узлов и деталей серийных гусеничных тракторов. Они предназначены для рытья траншей прямоугольного и трапецеидального профиля глубиной до 4,0 м, шириной по дну 0,8 и 1,1 ми шириной по верху до 2,8 м в талых грунтах I—III групп с каменистыми включениями размером до 200 мм. Рабочим оборудованием таких машин является наклонный двухцепной скребковый рабочий орган, оснащенный режущими элементами скребкового типа и транспортирующими заслонками.
95
Конструкцию машин этого класса рассмотрим на примере широко распространенных экскаваторов ЭТЦ-354А и ЭТЦ-252. Экскаватор ЭТЦ-354А (рис. 3.41, а) состоит из дизеля 3 мощностью 54 л. с. (40 кВт), специализированного гусеничного хода 77, рамы 14 с криволинейными направляющими для навески скребкового цепного рабочего органа, отвального ленточного конвейера 15 с лентой шириной 650 мм и механической силовой передачи 2.
Рабочий орган экскаватора представляет собой замкнутую пластинчатую цепь 7 с шагом 190 мм, к двум ветвям которой на одинаковом расстоянии друг от друга крепятся режущие элементы скребкового типа 8 и транспортирующие заслонки, образующие подобие ковшей. Скребковая цепь смонтирована на наклонной раме 12 коробчатого сечения, шарнирно подвешенной к тягачу. Рама рабочего органа может удлиняться дополнительной вставкой длиной 1,4 м, что позволяет отрывать траншеи на глубину до 3,5 м. При удлинении рамы вставкой число скребков увеличивают с 17 до 21.
Схема работы экскаватора (рис. 3.41, б): при непрерывном поступательном движении вперед и одновременном движении замкнутой скребковой цепи 7 вокруг наклонной рамы скребки 8 отделяют
Рис. 3.41. Скребковый двухцепной многоковшовый экскаватор ЭТЦ-354А
на гусеничном ходу:
а — общий вид; б — схема работы
96
грунт от массива, а заслонки поднимают его из траншеи на высоту приводных звездочек 5 цепи, при огибании которых грунт выгружается на поперечный (к продольной оси движения машины) ленточный конвейер 15 и отбрасывается им в сторону от траншеи. Глубина отрываемой траншеи зависит от угла наклона рамы рабочего органа и регулируется механизмом ее подъема.
Две ведущие звездочки 5 скребковой цепи установлены на приводном (турасном) 6 валу в передней части рамы рабочего органа. На этом же валу смонтирована фрикционная муфта предельного момента, предохраняющая трансмиссию машины и рабочий орган от перегрузок при встрече скребков с крупными каменистыми включениями и другими непреодолимыми препятствиями.
На противоположном конце рамы 12 находятся натяжные звездочки //, связанные с винтовым натяжным устройством. Для уменьшения провисания холостой и удержания рабочей ветвей скребковой цепи на раме установлены поддерживающие ролики 16. При копании траншей с наклонными стенками на рабочем органе устанавливаются откосооб-разователи, представляющие собой наклонно расположенные цепи 10 с поперечными резцами, совершающие возвратно-поступательное движение. Верхние концы цепей 10 шарнирно прикреплены к качающемуся балансирному рычагу 9 с центральным шарниром, нижние — к эксцентрично установленным пальцам натяжных звездочек // рабочего органа, приводящих откосообразователи в движение. Грунт, отделяемый цепями от целика, обрушивается на дно траншеи, откуда выносится на поверхность транспортирующими заслонками рабочего органа. Скребки на рабочем органе размещены по специальной схеме, обеспечивающей наименьшую энергоемкость процесса копания. Рабочий орган находится в плавающем положении и давит на грунт за счет собственного веса. Он опирается на раму экскаватора двумя опорными катками 13, движущимися по криволинейным направляющим 14. Подъем и опускание рабочего органа при переводе его из транспортного положения в рабочее и наоборот осуществляется однобарабанной лебедкой / через восьмикратный канатный полиспаст 4.
Сменное рабочее оборудование экскаватора для разработки мерзлых грунтов монтируется на основной раме рабочего органа и представляет ковшовую цепь с 18 ковшами, с зубьями-клыками, армированными твердосплавными пластинками.
Привод всех механизмов экскаватора осуществляется от дизеля через главную муфту сцепления и механическую коробку передач (раздаточный редуктор). Коробка передач обеспечивает восемь
97
скоростей рабочего хода ступенчато изменяемых в диапазоне от 12,5 до 114 м/ч (при разработке мерзлых грунтов — в диапазоне 9,25—82 м/ч), восемь транспортных скоростей (0,46-4,34 км/ч). Скорость скребковой цепи составляет 1,1 м/с, ленты конвейера-— 4,5 м/с. Техническая производительность машины в грунтах I группы до 150 м3/ч.
Аналогичную конструкцию и параметры скребкового рабочего органа имеет экскаватор ЭТЦ-252 (рис. 3.42), который заменил экскаватор ЭТЦ-354А. В отличие от ЭТЦ-354А эта машина смонтирована на базе переоборудованного трелевочного трактора /, имеет более мощную силовую установку (80 кВт), бесступенчатое регулирование скоростей рабочего хода, гидравлический привод ленточного отвального конвейера 3 и механизма подъема-опускания 2 рабочего органа 4. Привод рабочего органа механический, но подъем и опускание его при переводе из рабочего положения в транспортное и наоборот производится с помощью двух гидроцилиндров. Более со-
Рис. 3.42. Многоковшовый скребковый экскаватор ЭТЦ-252:
а — общий вид; б — схема гидравлического механизма подъема-опускания рабочего органа
98
вершенный базовый тягач и гидропривод экскаватора обеспечивают высокую маневренность и проходимость машины, хорошую приспособляемость экскаватора к различным грунтовым условиям и его повышенную (в 1,5—1,8 раза) производительность (до 220 м3/ч).
Сменное оборудование к экскаватору предназначено для рытья в мерзлых грунтах траншей прямоугольного профиля глубиной до 2,5 м и шириной 0,8 м при промерзании грунта на глубину до 1,2 м и представляет собой скребковый рабочий орган, оснащенный зубьями с износостойкой наплавкой. Производительность экскаватора при разработке мерзлых грунтов снижается до 30-40 м3/ч.
Основными недостатками цепных траншейных экскаваторов являются сравнительно невысокие производительность и удельная мощность силовой установки, исключающие их использование для выполнения линейных работ больших объемов (например, при строительстве магистральных водоводов); наличие быстроизнашивающейся цепи, что ограничивает их применение грунтами III группы и ухудшает условия эксплуатации машины. В этом отношении более эффективными и надежными представляются многоковшовые экскаваторы роторного типа.
Роторные траншейные экскаваторы. Экскаваторы траншейные роторные (ЭТР) предназначены для разработки траншей прямоугольного или трапецеидального профиля в однородных талых грунтах I-IV групп, не содержащих крупных каменистых включений (до 300 мм), а также в мерзлых грунтах при глубине промерзания верхнего слоя до 1,1-1,5 м. Размеры разрабатываемых отечественными экскаваторами траншей позволяют укладывать в них трубопроводы диаметром до 1420 мм включительно на глубину до 2,5 м.
Роторный траншейный экскаватор (рис. 3.43) состоит из гусеничного тягача, обеспечивающего поступательное движение (подачу) машины, и навесного или полуприцепного рабочего органа для рытья траншей и отброса грунта, шарнирно соединенных между собой в вертикальной плоскости. Гусеничные тягачи ЭТР выполняют на базе переоборудованных серийных гусеничных тракторов, у которых уширен и удлинен гусеничный ход, в трансмиссию включен ходо-уменьшитель для получения рабочих скоростей передвижения машины, имеются дополнительная рама 2 для монтажа рабочего оборудования и механизмы 3, 4 для подъема и привода рабочего органа. Рабочий орган ЭТР представляет собой жесткий ковшовый ротор 7 (с числом ковшей 10—16), внутри которого помещен поперечный ленточный конвейер 5. При поступательном движении гусеничного тягача / укрепленные на вращающемся роторе 7 ковши 8 с зубьями
99
непрерывно разрабатывают траншею, поднимают разрыхленный грунт на поверхность и высыпают его на ленту поперечного отвального конвейера 5, отбрасывающего грунт в сторону параллельно траншее в отвал. Глубина отрываемой траншеи регулируется гидравлическим механизмом 3 подъема-опускания рабочего органа. Для рытья траншей с различными параметрами на один и тот же базовый тягач могут навешиваться сменные рабочие органы с различными шириной, диаметром и числом ковшей ротора.
Скорость движения тягача (от 10 до 800 м/ч) и частота вращения ротора (от 7 до 10 об/мин) определяют толщину срезаемой ковшами стружки и степень их наполнения. Размеры траншеи определяются шириной ковшей и степенью заглубления в грунт ротора, подвешенного на тягах подъемного механизма.
Для разработки траншей с наклонными стенками — откосами крутизной до 1: 0,25 в талых грунтах с пониженной несущей способностью на рабочем органе устанавливают пассивные ножевые откосники 6. При копании траншей с откосами в мерзлых грунтах применяют активные фрезерные уширители.
Передача энергии от дизеля тягача к основным исполнительным механизмам (роторному колесу, отвальному конвейеру, гусеничному движителю) и вспомогательному оборудованию (механизмам подъема рабочего органа и конвейера) осуществляется с помощью механической, гидравлической или электромеханической трансмиссии.
100
Рассмотрим конструкцию ЭТР с механическим приводом на примере широко распространенных экскаваторов ЭР7АМ и ЭТР204, предназначенных для рытья траншей глубиной до 2,0 при ширине их 1,2 м.
Экскаватор ЭР7АМ (рис. 3.44) до недавнего времени являлся основным на строительстве трубопроводов диаметром до 820 мм.
Тягач 1экскаватора — трактор Т-100М мощностью 108 л. с. (80 кВт) с переоборудованной ходовой частью, что обеспечивает машине хорошую устойчивость при работе на уклонах и проходимость при работе на слабых грунтах, а также исключает обрушение стенок траншеи при движении над ней.
На тягаче смонтирована дополнительная рама (рис. 3.54) с размещенными на ней узлами подъема Л и привода 7 рабочего органа. Рама состоит из подкосов 2, верхнего пояса 4 и двух вертикальных направляющих стоек 5, по которым с помощью гидравлического подъемного механизма перемещается передний конец рабочего органа при переводе его из транспортного положения в рабочее и наоборот.
Рабочий орган экскаватора состоит из рамы 12, внутри которой смонтированы роторное колесо 17 с ковшами 11и ленточный отвальный конвейер 9. Ротор поддерживается четырьмя парами опорных 10 и направляющих /6 роликов. Передний конец рамы опирается на подвижные ползуны — пятовые шарниры, подвешенные на цепях 6 подъемного механизма. Задний конец рамы подвешен на цепях 8
101
подъемного механизма и опирается на грунт с помощью поворотного сдвоенного пневмоколеса (или колеса с арочной шиной) 14. Между ротором и опорным колесом установлен подборный щиток 13 для зачистки дна траншеи от осыпающегося грунта. На раме закрепляются ножи-откосники 15, срезающие верхние бровки траншеи при работе экскаватора в несвязных грунтах.
Ротор состоит из двух стальных кольцевых дисков-обечаек, связанных между собой четырнадцатью ковшами вместимостью 90 л и поперечинами-стяжками коробчатого сечения. Каждый ковш открыт с двух сторон и состоит из боковин, донной обечайки и цепного днища. В карманах крепятся сменные зубья-клыки. Расстановка зубьев несимметричная, ступенчато-шахматная, обеспечивающая разработку тяжелых и мерзлых грунтов крупным сколом и хорошую наполняемость ковшей при работе в легких грунтах. Такая расстановка зубьев применяется на всех современных ЭТР. Вылет конвейера относительно рамы рабочего органа и (соответственно дальность отброса грунта) регулируется в зависимости от свойств грунта и глубины копания. Механизм подъема рабочего органа состоит из двух подобных по конструкции узлов. Независимый принудительный подъем и опускание обоих концов рамы рабочего органа обеспечивает заглубление ротора и вывод его из траншеи при неподвижно стоящем экскаваторе (т.е. заглубление на месте), что позволяет вести работы в сложных условиях, характеризующихся наличием густой сети дорог, подземных коммуникаций и т.д.
Управление экскаватором смешанное — механическое и гидравлическое. Двигатель, бортовые фрикционы и коробки перемены передач имеют механическое управление, а механизм подъема рабочего органа — гидравлическое. Шестеренчатый насос гидропривода приводится в движение от дополнительной коробки передач тягача.
На базе экскаватора ЭР7АМ создана серия траншейных машин, отличающихся друг от друга в основном размерами разрабатываемых траншей: ЭР7Е — для рытья траншей с параметрами 1,8 х 1,4 м под трубопроводы диаметром 1020 мм; ЭР7П — с параметрами траншей 2,2х 0,85 (1,1) м для промышленного строительства; ЭР7Т — для траншей 2,2х 1,7 м под трубопроводы диаметром 1220 мм. Семейство экскаваторов ЭР7 изготовляется на базе трактора Т-100М. В связи с переходом на новую более совершенную и мощную тракторную базу (трактор Т-130 с дизелем мощностью 160 л. с.) СКВ «Газстроймашина» были разработаны экскаваторы ЭТР204, ЭТР223 и ЭТР224, которые являются дальнейшим развитием конструкции экскаваторов типа
102
ЭР7 и предназначены заменить соответственно машины ЭР7АМ, ЭР7Е и ЭР7П.
Экскаваторы новых моделей в отличие от машин семейства ЭР7 имеют навесной рабочий орган, увеличенную мощность первичного двигателя, повышенную вместимость ковшей (в 1,25—1,5 раза), объемный гидропривод рабочего хода, улучшенную общую компоновку машины и т.п. Применение навесного рабочего оборудования позволяет совершенствовать технологию производства траншейных работ, повысить мобильность и транспортабельность экскаваторов, расширить область их применения в стесненных условиях.
Экскаватор ЭТР204 (рис. 3.45, а) состоит из тягача и навесного рабочего органа (ротора).
Гусеничный ход базового трактора Т-130 удлинен и расширен по колее, а двигатель вынесен вперед относительно ходовых тележек. На тягаче / установлена низкая компактная рама 2 с направляющими стойками, на которой смонтирован редуктор 4 привода ротора, гидравлические механизмы 3 подъема и опускания передней и задней частей рабочего органа и узел опоры рабочего органа. К тягачу шарнирно прикреплена рама 7 рабочего органа, несущая роторное колесо 6 диаметром 3550 мм (по режущим кромкам зубьев) с четырнадцатью ковшами вместимостью 140 л, двухсекционный отвальный конвейер 5, ножевые откосники 9 и зачистное устройство 8 для зачистки дна траншеи. Роторное колесо, щит-ограничитель, поддерживающие и направляющие ролики ротора ЭТР204 по конструкции одинаковы с такими же узлами экскаватора ЭР7АМ. Передние кронштейны рамы 7 (рис. 3.45, б) рабочего органа шарнирно соединены с ползунами 11 механизма подъема передней части рабочего органа, которые могут передвигаться по цаклонным направляющим стойкам 12 рамы тягача (так же, как у экскаватора ЭР7АМ) с помощью пары гидроцилиндров 14 и втулочно-роликовых цепей 13. Подъем и опускание задней части рабочего органа производятся парой гидроцилиндров /5, штоки которых шарнирно прикреплены к верхней части стоек 10, связанных с задним концом рамы 7 канатами 19.
Задняя часть рабочего органа при копании траншей находится в подвешенном состоянии, поэтому рабочий орган не имеет задней опоры.
Ленточный отвальный конвейер экскаватора ЭТР204 с шириной ленты 800 мм выполнен складывающимся и состоит из горизонтальной и наклонной (откидной) секций. Откидная секция устанавливается в наклонное рабочее положение и опускается с помощью
103
Рис. 3.45. Экскаватор траншейный роторный ЭТР-204:
а — общий вид; б — схема механизма подъема рабочего органа и откидной части конвейера
гидроцилиндра 16 через полиспаст 17 с траверсой. Экскаваторы серий ЭТР204, а также ЭТР223 и ЭТР224 имеют единые кинематические схемы трансмиссии тягача и привода рабочего органа. Роторное колесо может вращаться с двумя скоростями (7,8 и 9,6 об/мин) вперед и с одной скоростью назад. Пониженная частота вращения ротора необходима при разработке грунтов со значительными каменистыми включениями.
Отвальный двухсекционный конвейер приводится в действие от одного из полувалов привода ротора. Скорость движения ленты конвейера составляет 3,4, 4,3 и 5,4 м/с.
Производительность экскаваторов ЭТР204, ЭТР223 и ЭТР224 составляет 600-650 м3/ч. Кроме рассмотренных машин отечественная
104
промышленность серийно выпускает экскаваторы: ЭТР231 (ширина траншеи 1,8 м, глубина 2,3 м) с дизель-электрическим приводом производительностью 800 м3/ч; ЭТР253А (ширина траншеи 2,1 м, глубина 2,5 м) производительностью 1200 м3/ч с дизель-электрическим приводом (на базе трактора ДЭТ-250М) и бесступенчатыми скоростями рабочего хода 20—350 м/ч; ЭТР254 (ширина траншеи 2,1 м, глубина 2,5 м) производительностью 1200 м3/ч с механическим приводом ходового оборудования для получения 32 скоростей рабочего хода в диапазоне от 20 до 500 м/ч, предназначенный для работы в мерзлых грунтах с промерзанием на всю глубину траншеи.
Ниже в качестве примеров приведены схемы некоторых из применяемых в строительном производстве многоковшовых скребковых (цепных) и роторных экскаваторов.
Экскаватор ЭТЦ-208В (ЭТЦ-208Д) (рис. 3.46) оснащен цепным рабочим органом и поперечно расположенным цепным скребковым конвейером. Наибольшая глубина его копания — 2,0 м. На каретках цепи в определенной последовательности расположены резцы и скалывающие клинья. При движении цепи и поступательном передвижении
Рис. 3.46. Цепной скребковый экскаватор ЭТЦ-208В (ЭТЦ-208Д):
1 — базовая машина; 2 — цепной скребковый конвейер (ЭТЦ-208В); 3 — гидроцилиндр подъема и опускания рабочего органа; 4 — рабочий орган (зачистное
устройство ЭТЦ-208Д не показано)
105
машины резцы прорезают на поверхности разрабатываемого грунта канавки, а остающиеся между ними целики грунта скалываются боковым распором клиньев. Грунт выносится из траншей рабочей цепью и далее подается скребками конвейера в отвал на правую сторону по ходу машины.
Рабочий орган экскаватора ЭТЦ-208В представляет собой баровый механизм с режущей цепью, состоящей из кулачков, соединенных пальцами. Для зачистки и сглаживания дна отрываемой траншеи рабочий орган снабжен зачистным башмаком, который можно поднимать и опускать при помощи гидроцилиндра. Конвейера для отвала грунта нет.
Подъем, опускание и принудительное заглубление рабочего органа в грунт осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, штоки которых связаны с рамой рабочего органа.
Экскаватор ЭТР-253А (рис. 3.47, я), благодаря более высокой энергонасыщенности, проходимости и надежности ходовой системы базового тягача ДЭТ-250, используют в грунтах III и IV групп, а также в мерзлых грунтах. Рабочее оборудование состоит из ротора, конвейера 6 и зачистного устройства. Задняя часть рамы опирается на грунт через пневмоколесную опору 9, а передняя соединена с базовым тягачом через узел сопряжения, снабженный осями для поворота рабочего оборудования относительно тягача в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Ротор и конвейеры приводятся от индивидуальных электродвигателей, получающих питание от дизель-генераторной установки базового тягача. Наибольшая глубина копания — 2,5 м.
В трансмиссию экскаватора входят редукторы привода генератора, отбора мощности, привода ротора, привода конвейера, а также ведущий мост трактора ДЭТ-250 с главной передачей, бортовыми фрикционами и бортовыми передачами.
Экскаватор ЭТР-254 (рис. 3.47, б) отрывает самые крупные для землеройных машин непрерывного действия траншеи в районах с тяжелыми климатическими и грунтовыми условиями.
В трансмиссию входят коробка передач трактора К-701, редуктора (реверса ротора, дифференциального привода конвейеров, барабанов конвейеров); ходоуменьшитель и ведущий мост, состоящий из главной передачи и планетарных редукторов трактора К-701, а также бортовых фрикционов и тормозов трактора Т-130М.
Наибольшая глубина копания экскаватора ЭТР-254 — 2,4 м.
Эксплуатационная производительность цепных траншейных экскаваторов со скребковым рабочим органом (в м3/ч):
106
Рис. 3.47. Роторные многоковшовые экскаваторы ЭТР-253А (а) и
ЭТР-254 (б):
1 — трактор ДЭТ-250М; 2 — электрооборудование; 3 — привод генератора; 4 — гидроцилиндр подъема рабочего органа; 5 — электродвигатель привода конвейера; 6— конвейер; 7— гидроцилиндр подъема конвейера; 8— поддерживающие ролики; 9 — задняя опора рабочего органа с шинами; 10 — направляющие ролики; 11 — установка привода ротора; 12 — муфта предельного момента; 13 — редуктор привода ротора; 14 — ротор; 15, 17— рамы рабочего оборудования иподъемная; 16 — зачистное устройство
где bс — ширина скребка, м; hc — высота скребка, м; vц — скорость движения скребковой цепи, м/с; Кн — коэффициент наполнения экскавационных емкостей (Кц = 0,35-0,75 и зависит от вида грунта, толщины срезаемой стружки, длины и формы забоя, угла наклона рабочей
107
цепи к горизонту); Кр — коэффициент разрыхления грунта в процессе разработки (Кр = 1,1-1,5); Кв— коэффициент использования машины по времени (Кв = 0,5-0,65).
Эксплуатационная производительность роторных траншейных экскаваторов по выносной способности (в м3/ч)
где n — частота вращения ротора, об/мин; m — число ковшей; q — вместимость ковша, л; Кн — коэффициент наполнения ковша (Кн = = 0,9-1,1); Кр — коэффициент разрыхления грунта (Кр = 1,1-1,4); Кв — коэффициент использования машины по времени (Кв = 0,7-0,85).
Мощность двигателя траншейного экскаватора расходуется одновременно на копание и подъем грунта рабочим органом, привод отвального конвейера и передвижение машины.
Мощность, расходуемая на копание грунта (в кВт):
где Пт — техническая производительность экскаватора, м3/ч; k1 — удельное сопротивление копанию (в кПа), зависящее от категории разрабатываемого грунта (для грунтов I—IV категории к1 равно приближенно 100, 200, 300, 400 кПа).
Мощность, расходуемая на подъем грунта до уровня разгрузки (в кВт):
для ковшового рабочего органа
д ля скребкового рабочего органа с учетом дополнительной затраты мощности на трение грунта о грудь забоя
где у — объемный вес грунта в плотном теле, кН/м3 (для грунтов I—IV категории у равно соответственно 17, 18, 19, 20 кН/м3; Нт— глубина траншеи, м; Н0 — высота подъема грунта от поверхности земли до
108
уровня разгрузки, м; f — коэффициент трения грунта о грунт; р — угол наклона груди забоя к горизонту.
Мощность, необходимая для привода рабочего органа (в кВт):
г де Ƞт— КПД трансмиссии привода рабочего органа; Ƞр — КПД рабочего органа.
- Строительног производства Издание третье
- Рецензенты:
- Предисловие
- Глава 1. Общие сведения о строительных машинах
- 1.2. Основные узлы и элементы строительных машин
- 1.3. Основные технико-эксплуатационные показатели строительных машин
- Глава 2. Транспортные и п0гру30чн0-разгрузочные машины
- 2.1. Грузовые автомобили, тракторы и пневмоколесные тягачи
- 2.2. Специализированные транспортные средства
- 2.3. П0гру30чн0-разгру30чные машины
- Глава 3. Машины для земляных работ
- 3.1. Машины для подготовительных работ
- 3.2. Землеройно-транспортные машины
- 3.2.1. Бульдозеры
- 3.2.2. Бульдозеры-рыхлители
- 3.2.3. Скреперы
- 3.2.4. Грейдеры и автогрейдеры
- 3.3. Экскаваторы
- 3.3.1. Одноковшовые строительные экскаваторы
- 3.3.2. Многоковшовые траншейные экскаваторы
- Глава 4. Машины и оборудование для свайных работ
- 4.1. Свайные молоты
- 4.2. Вибропогружатели, вибромолоты и шпунтовыдергиватели
- 4.3. Самоходные
- Глава 5 грузоподъемные машины
- 5.1. Строительные краны
- 5 1.1 Стреловые переносные краны
- 5.1.2. Башенные краны
- Расположением противовеса
- 5.1.3. Башенные приставные краны
- 5.1.4. Стреловые мобильные краны
- 5.1.4.1. Пневмоколесные краны
- 5.1.4.2. Гусеничные краны
- 5.1.4.3. Автомобильные краны
- 5.1.4.4. Краны на шасси автомобильного типа и короткобазовые
- 5.1.4.5. Краны-трубоукладчики
- Глава 6. Машины и оборудование для бетонных работ
- 6.1. Машины для приготовления бетонных и растворных смесей
- 6.1.1. Бетоносмесители
- 6.1.2. Растворосмесители
- 6.2. Машины для транспортирования бетонных и растворных смесей
- 6.2.1. Бетоновозы
- 6.2.2. Авт0раств0р0в03ы
- 6.2.3. Автобетоносмесители
- 6.2.4. Бетононасосы
- 6.2.5. Растворонасосы
- 6.2.6. Передвижные бетононасосы
- 6.2.7. Самоходные бетоноукладчики
- 6.3. Вибраторы для уплотнения бетонной смеси
- Глава 7. Машины и оборудование для отделочных работ
- 7.1. Установки для торкретирования
- 7.2. Агрегаты для нанесения малярных составов
- Глава 8. Оборудование для очистки и изоляции стальных трубопроводов
- 8.1. Очистные машины
- 8.2. Изоляционные машины
- Глава 9. Основы технической эксплуатации и ремонта строительных машин
- 9.1. Основные положения системы технического обслуживания и ремонта машин
- 9.2. Организация технического обслуживания и ремонта машин
- Процессов
- Глава 10. Основные понятия
- 10.1. Структура строительного производства
- 10.2. Особенности строительства сооружений водоснабжения и водоотведения
- 10.3. Строительные процессы и работы
- 10.4. Строительные рабочие, их профессии и квалификация. Организация труда строительных рабочих
- 10.5. Производительность труда рабочих и пути ее повышения
- 10.6. Техническое и тарифное нормирование
- 10.7. Формы оплаты труда строительных рабочих
- 10.8. Строительные нормы и правила - сНиП
- 10.9. Требования к качеству строительно-монтажных работ
- 10.10. Основные положения по охране труда и противопожарной защите в строительстве
- Глава 11. Процессы земляных работ
- 11.1. Виды и назначение земляных сооружений. Основные свойства грунтов
- 11.2. Обеспечение устойчивости земляных сооружений. Способы крепления их откосов
- 11.3. Определение размеров котлованов и траншей
- 11.4. Подсчет объемов земляных работ
- Плоскость
- 11.5. Подготовительные и вспомогательные работы
- 11.6. Разбивка сооружений, котлованов и траншей на местности
- 11.7. Организация водоотвода, водоотлива и искусственного понижения уровня грунтовых вод
- 11.8. Способы искусственного закрепления и замораживания грунтов
- 11.9. Основные способы разработки грунта землеройными и землеройно-транспортными машинами
- 11.10. Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами. Расчет проходок экскаваторов с различным рабочим оборудованием
- 11.11. Выбор одноковшового экскаватора для устройства выемок
- 11.12. Расчет транспортных средств для отвозки грунта
- 11.13. Отрывка траншей одноковшовыми и многоковшовыми экскаваторами
- 11.14. Производство земляных и планировочных работ скреперами и бульдозерами
- 11.15. Гидромеханические способы разработки и намыва грунта
- 11.16. Разработка грунта взрывным способом
- 11.17. Ручная и механизированная разработка малых объемов грунта
- 11.18. Засыпка траншей и котлованов. Обсыпка резервуаров, отстойников и других водохозяйственных сооружений
- 11.19. Способы отсыпки и уплотнения грунта в планировочных насыпях
- 11.20. Особенности производства земляных работ в зимнее время
- 11.21. Основные требования охраны труда при земляных работах
- Глава 12. Процессы устройства оснований, фундаментов и буровых работ
- 12.1. Работы по устройству оснований
- И фундаментов
- 12.2. Назначение и состав свайных работ. Классификация свай
- 12.3. Способы погружения свай
- 12.4. Устройство буронабивных свай
- Электропривод; 6 — каретка; 7 — буровая колонна со шнеком; 8 — очиститель;
- 12.5. Бурение скважин и шпуров
- Шкивы; 6, 11 — желоночный и инструментальный барабаны; 7— кривошипно- шатунное устройство; 9 — оттяжная рама; 12 — трактор бурильной установки
- 12.6. Особенности устройства водозаборных скважин
- Глава 13. Процессы бетонных и железобетонных работ
- 13.1. Состав бетонных и железобетонных работ
- 13.2. Опалубочные и арматурные работы
- 13.3. Виды бетонных смесей и способы их приготовления
- Стены цилиндрических сооружений:
- И марками
- 13.4. Способы транспортирования, укладки и уплотнения бетонной смеси. Выдерживание и уход за бетоном
- Виброгрохот; 18 — экскаватор-бульдозер
- 13.5. Специальные методы бетонирования
- 13.6. Подводное бетонирование
- 13.7. Особенности производства бетонных работ на морозе и в условиях жаркого климата
- 13.8. Требования к качеству бетонных работ
- 13.9. Основные требования охраны труда при производстве бетонных и железобетонных работ
- Глава 14. Процессы каменных работ
- 14.1. Виды каменной кладки
- 14.2. Основные правила разрезки и перевязки каменной кладки. Применяемые растворы
- 14.3/Кладка из кирпича и мелкоштучных камней
- 14.4. Кладка колодцев и камер на сетях
- 14.5. Бутовая и бетонная кладка
- 14.6. Особенности производства каменных работ в зимнее время
- 14.7. Требования к качеству каменных работ и охране труда при их выполнении
- Глава 15. Процессы монтажа строительных конструкций
- 15.1. Основные методы монтажа строительных конструкций
- 15.2. Монтаж сборных элементов из транспортных средств и с предварительным складированием
- 15.3. Выбор монтажных кранов для монтажа строительных конструкций
- Монтаже емкостных сооружений:
- 15.4. Грузозахватные приспособления
- 15.5. Состав и структура процесса монтажа
- Глава 16. Процессы отделочных работ
- 16.1. Штукатурные работы
- 16.2. Малярные работы
- 16.3. Облицовочные работы
- Рычаг; 3 — полумуфта; 4 — поролон
- 16.4. Особенности производства отделочных работ в зимнее время
- 16.5. Требования к качеству отделочных работ и охране труда при их производстве
- Глава 17. Процессы защитных изоляционных и кровельных работ
- 17.1. Назначение и виды защитных (изоляционных) и кровельных работ
- 17.2. Защита арматуры и бетона от коррозии
- 17.3. Устройство различных видов гидроизоляции
- 17.4. Гидроизоляция сооружений водопровода и канализации
- 17.5. Тепловая изоляция трубопроводов и сооружений
- 17.6. Кровельные работы
- 17.7. Особенности производства изоляционных и кровельных работ в зимнее время
- 17.8. Охрана труда при производстве изоляционных и кровельных работ
- И сооружений
- Глава 18. Строительство наружных сетей трубопроводов. Основные
- 18.1. Виды прокладки трубопроводов
- 18.2. Подготовка траншей. Устройство естественных и искусственных оснований под трубопроводы
- 18.3. Выбор кранов для прокладки трубопроводов
- Средств
- 18.4. Подбор грузозахватных приспособлении
- Трубопроводов:
- 18.6. Способы прокладки трубопроводов по заданному направлению и уклону
- Технические характеристики троллейных подвесок для непрерывной укладки изолированного трубопровода в траншею (катки полиуритановые или на авиашинах)
- 18.6. Совмещенная прокладка трубопроводов
- Назначения
- 18.7. Прокладка трубопроводов в зимних условиях
- 18.8. Требования к качеству прокладки трубопроводов и основные правила охраны труда
- Глава 19. Технология прокладки трубопроводов из неметаллических труб
- 19.1. Виды неметаллических труб и преимущества
- Их применения
- 19.2. Монтаж керамических трубопроводов
- 19,3. Монтаж асбестоцементных трубопроводов
- Зажимы; 21 — лапки
- 19.4. Монтаж бетонных и железобетонных трубопроводов
- Железобетонных раструбных труб:
- Бульдозера:
- Однобуртовых (б) муфт:
- 19.5. Монтаж трубопроводов из полимерных (пластмассовых) труб
- Глава 20. Прокладка трубопроводов из металлических труб
- 20.1. Монтаж чугунных трубопроводов
- 20.2. Укрупнительная сборка, сварка и изоляция стальных труб на трубозаготовительных базах
- 20.3. Сборка, сварка и изоляция труб и трубных секций
- 20.4. Способы укладки изолированных труб и секций в траншею
- В траншею:
- 20.5. Комплексно-механизированная прокладка стальных трубопроводов
- Трубопроводов различных диаметров:
- Трубоукладчиков при совмещенном методе работ
- Раздельном методе работ:
- Глава 21. Бестраншейная прокладка труб под дорогами и другими
- 21.2. Прокладка труб способом прокола
- Прокола:
- И глинистых ( ) грунтах
- 21.3. Прокладка труб способом продавливания
- Виброударная установка увг-51:
- 21.4. Прокладка труб способом горизонтального бурения
- Тывающей установкой:
- 21.5. Прокладка рабочего трубопровода в футляре
- Бойника:
- 21.6. Щитовая проходка тоннелей и коллекторов
- 21.7. Основные требования охраны труда при бестраншейной прокладке трубопроводов
- Глава 22. Монтаж надземных трубопроводов и прокладка дюкеров
- 22.1. Назначение и область применения надземных переходов трубопроводов и дюкеров
- 22.2. Особенности технологии устройства висячих, подвесных, балочных и арочных (самонесущих) переходов трубопроводов
- 22.3. Технология строительства дюкеров через «сухие» овраги, балки и водные преграды
- 22.4. Способы разработки подводных траншей
- 22.5. Подготовка и прокладка стальных дюкеров через водные преграды
- Устройства спусковых дорожек:
- 22.6. Основные требования охраны труда при монтаже надземных трубопроводов и прокладке дюкеров
- Глава 23. Испытание и приемка напорных и самотечных трубопроводов
- 23.1. Виды и порядок испытаний
- 23.2. Гидравлическое испытание напорных трубопроводов
- 23.3. Пневматическое испытание напорных трубопроводов
- 23.4. Приемка, промывка и хлорирование трубопроводов
- 23.5. Испытание и приемка безнапорных (самотечных) трубопроводов
- Глава 24. Технология строительства основных сооружений систем водоснабжения и водоотведения
- 24.1. Внедрение индустриальных методов в строительство сооружений
- 24.3. Унификация и типизация конструкций сборных сооружений. Номенклатура сборных элементов и конструктивные схемы сооружений
- 24.3. Монтаж прямоугольных емкостных сооружений
- (Объектный поток I):
- Крупных резервуаров:
- 24.4. Монтаж круглых (цилиндрических) сооружений
- Резервуара:
- 24.5. Особенности возведения сооружений из монолитного бетона
- Емкостных сооружений:
- 24.6. Бетонирование стволов водонапорных башен и оболочек градирен
- 24.7. Сварка и замоноличивание стыков между сборными элементами сооружений, их гидравлическое испытание
- Методом торкретирования:
- 24.8. Устройство заглубленных водозаборных сооружений и насосных станций опускным способом
- Сборного (б) железобетона:
- 24.9. Технология устройства заглубленных сооружений способом «стена в грунте»
- 24.10. Монтаж коллекторов прямоугольного и круглого сечений
- Направление монтажа Рйс. 24.33. Монтаж коллекторов из объемных блоков:
- Труб диаметром 2000 мм:
- 24.11. Охрана труда при монтаже сооружений и коллекторов
- Глава 25. Монтаж технологического оборудования сооружений
- 25.1. Подготовка зданий, фундаментов и оснований под монтаж оборудования
- 25.2. Подготовка насосного оборудования к монтажу. Необходимые монтажные приспособления и инвентарь
- 25.3. Монтаж горизонтальных насосных агрегатов
- 11 4SiK I* Рис. 25.2. Выверка насосов с помощью струн и центровка муфт с помощью щупа и индикатора:
- Скоба; 12 — винт; n, m — замеры щупом
- 25.4. Монтаж вертикальных насосных агрегатов
- 25.5. Присоединение к насосам трубопроводов и арматуры
- 25.6. Опробование, наладка и сдача оборудования в эксплуатацию
- 25.7. Охрана труда при монтаже технологического оборудования
- Глава 26. Монтаж внутренних санитарно-технических систем
- 26.1. Организация заготовительного производства
- Раструбов:
- 26.3. Монтаж внутренних канализационных и водосточных сетей
- 26.4. Установка санитарно-технических приборов и оборудования. Способы их крепления
- 26.5. Монтаж санитарно-технических кабин
- 26.6. Испытание и приемка внутренних санитарно-технических систем
- 26.7. Основные правила охраны труда при производстве санитарно-технических работ
- Глава 27. Организация строительно-монтажных работ. Основные понятия и положения
- 27.1. Подготовка строительного производства
- 27.2. Основы поточной организации выполнения работ
- 27.3. Краткие сведения о календарном планировании. Составление графиков производства работ
- 27.4. Составление калькуляции трудовых затрат
- 27.5. Составление технологических карт и карт трудовых процессов
- Литература
- Оглавление
- Глава 11. Процессы земляных работ 278
- Глава 12. Процессы устройства оснований, фундаментов
- Глава 13. Процессы бетонных и железобетонных работ 405
- Глава 14. Процессы каменных работ 440
- Глава 15. Процессы монтажа строительных конструкций 456
- Глава 16. Процессы отделочных работ 471
- Глава 17. Процессы защитных изоляционных
- Глава 18. Строительство наружных сетей трубопроводов.
- Глава 19. Технология прокладки трубопроводов
- Глава 20. Прокладка трубопроводов из металлических труб ... 545
- Глава 21. Бестраншейная прокладка труб под дорогами
- Глава 22. Монтаж надземных трубопроводов и прокладка
- Глава 23. Испытание и приемка напорных и самотечных
- Глава 24. Технология строительства основных сооружений
- Глава 25. Монтаж технологического оборудования
- Глава 26. Монтаж внутренних санитарно-технических систем ..'. 705
- Глава 27. Организация строительно-монтажных работ.