logo search
Белецкий

23.2. Гидравлическое испытание напорных трубопроводов

Гидравлическое испытание является наиболее экономичным и про­стым; оно применимо для любых трубопроводов. Однако недостат­ком является необходимость вытеснения воды и опасность ее замер­зания зимой. Для испытания применяют насосы или наполнитель­ные агрегаты, производящие закачку воды, и гидравлические прессы или опрессовочные агрегаты, обеспечивающие подъем внутреннего давления. При небольших объемах испытаний применяют компак­тные перевозные установки и гидравлические прессы (рис. 23.1, б).

619

а

67 6

Рис. 23.1. Схема испытания трубопроводов:

f — уложенный трубопровод; 2 — вентили (задвижки); 3 манометры; 4 — гид­равлические прессы; 5 — трубки для выпуска воздуха; 6 — временные упоры; 7 — заглушки 8 — испытуемый трубопровод; 9 — испытанный участок; 10 — ком­прессоры; 11 — ртутный манометр; 12 заглушки (резиновые баллоны);

13 — стояки для заливки водой

620

Предварительное гидравлическое испытание напорных трубопро­водов на прочность, а также окончательное на герметичность произ­водят внутренним испытательным давлением, принимаемым по про­екту или СНиПу. По достижении испытательного давления опрессо-вочные агрегаты останавливают и трубопровод выдерживают на прочность, причем металлические, асбестоцементные и железобетон­ные трубопроводы должны выдерживаться под испытательным дав­лением не менее 10 мин, а пластмассовые (полиэтиленовые) — не менее 30 мин. Трубопровод считают выдержавшим предварительное испытание, если в нем под испытательным давлением не произош­ло разрыва труб и фасонных частей и нарушения заделки стыков, а под рабочим — не обнаружено утечек воды.

Окончательное гидравлическое испытание трубопроводов начина­ют, если с момента засыпки их грунтом и заполнения водой прошло для труб металлических, асбестоцементных и полиэтиленовых не менее 24 ч, а для железобетонных - не менее 72 ч. По истечении этого времени давление в трубопроводе поднимают до испытатель­ного и поддерживают его в течение всего периода испытания. При этом утечки воды (в л/мин) на 1 км трубопровода не должны превы­шать величин, указанных в СНиПе. Участок трубопровода призна­ется выдержавшим окончательное испытание, если не обнаружено нарушений целостности трубопровода и если фактические утечки воды не превышают допустимые.

Дюкеры испытывают так же, как и напорные трубопроводы, т.е. в два этапа — сначала предварительное испытание, а затем оконча­тельное. Отличием здесь является только то, что предварительному испытанию дюкеры подвергаются дважды: на стапеле после сварки труб дюкера и на дне траншеи после проверки положения трубопро­вода в траншее, но до его засыпки. Окончательное испытание дюке­ров производят после проверки правильности их укладки и засыпки уложенного трубопровода. Засыпку уложенного на дно подводной траншеи трубопровода производят намывом грунта гидромонитора­ми или с использованием грунта, привозимого на баржах. Эти рабо­ты выполняют с участием водолазов.