logo search
Белецкий

Устройства спусковых дорожек:

а — схема протаскивания трубопровода; б — роликовая дорожка для спуска тру­бопровода; в — роликовая опора; г — рельсовая дорожка; д — тележка; е — организация спусковой дорожки в виде канала с водой; 1 — поплавки; 2 — тру­боукладчик; 3 — трубопровод; 4 — канат; 5 — стационарные роликовые опоры; 6— трактор (тягач); 7— приямок; 8— узкоколейные тележки; 9 — основание; 10, 11 — опорный и направляющий ролики; 12— рельсовый путь; 13 отвод­ной путь; 14 — якорь; 15 — сварочные посты; 16 — лебедка; 17 —- трубы; 18 — стапели (через 5 м); 19 — сплавной канал; 20 — бульдозер; 21 — утяжеляющие грузы; 22— плавучие опоры (понтоны); 23 — экскаватор; 24 — водолазная стан­ция; 25 — перемычка; 26 — катер; 27 — насосный опрессовочный агрегат

615

где к - коэффициент трогания с места, равный 1,5—2; М - масса тру­бопровода (дюкера), т; f - коэффициент трения скольжения.

В процессе протаскивания трубопровода возможны вынужденные остановки, и тогда тяговое усилие рассчитывают с учетом повторного трогания:

Р = kMf + pF,

где р — сила удельного присоса трубопровода к грунту, т/м2; F — пло­щадь опирания трубопровода на грунт, м2.

Для снижения величины тягового усилия применяют систему по­лиспастов. Если условия рельефа берега препятствуют прямолиней­ному движению тягачей, то на берегу по оси трубопровода устраива­ют неподвижную опору с системой блоков, позволяющую изменить направление их движения. К хвостовому концу трубопровода крепят трос от тормозной лебедки, чтобы он произвольно не перемещался по инерции при остановках работ.

Укладка трубопроводов способом свободного погружения произво­дится в такой последовательности: спуск трубопровода на воду; бук­сировка к месту укладки; установка в створе перехода; опускание его на дно траншеи. Трубопровод, покрытый изоляцией и с приваренны­ми по концам заглушками, спускают с берега или со стапельных пло­щадок на воду. Далее плети трубопровода буксируют методом спла­ва с помощью катеров. После установки и закрепления трубопрово­да точно в створе перехода в него закачивают воду и погружают на дно траншеи. При прокладывании этим способом трубопроводов большой протяженности их монтируют из отдельных плетей, кото­рые на плаву соединяют в одну нитку, используя плавучую монтаж­ную камеру и портальные плавучие опоры.

Укладка трубопроводов с плавучих опор используется при значи­тельной протяженности подводных трубопроводов, укладываемых на большой глубине, когда способы протаскивания и свободного погру­жения неприменимы. При этом в качестве плавучих опор использу­ют плавучие краны, баржи, понтоны, оборудованные якорными ле­бедками и лебедками для опускания трубопровода на дно водоема. Укладку осуществляют следующим образом. Смонтированный тру­бопровод после изоляции его и установки заглушек перемещают с берегового стапеля и устанавливают на плаву параллельно берегу выше створа дюкера. Затем к трубопроводу подводят плавучие опо­ры, рассредоточивая их на расчетных расстояниях друг от друга, и крепят трубопровод с помощью стропов-полотенец и канатов к подъемным устройствам этих плавучих опор. К трубопроводу подво-

616

дят также и крепят плавучие площадки, служащие для удержания трубопровода в створе. После этого трубопровод с плавучими пло­щадками и опорами с помощью буксирных катеров на плаву заводят в створ дюкера, забрасывая при этом якоря, используемые для удер­жания его в створе. В процессе укладки трубопровод заполняют во­дой и удерживают на подъемных устройствах плавучих опор, а затем равномерно опускают (стравливают) канаты опор, обеспечивая по­степенное погружение трубопровода на дно траншеи. Трубопровод обычно начинают укладывать с опор, расположенных на участках с наибольшей глубиной. По мере опускания трубопровода на этих уча­стках включаются в работу соседние опоры с таким расчетом, чтобы радиус кривой его изгиба не превышал допустимого.

Укладка способом последовательного наращивания применяется при прокладке подводных трубопроводов через широкие водные прегра­ды. Наращивание плети производят двумя способами: в надводном положении и подводном. В первом случае плети наращивают на пон­тонах или специально оборудованных судах, служащих монтажной площадкой. На них собирают и сваривают плети из заранее заготов­ленных, заизолированных и забалластированных на берегу трубных секций. Для уменьшения возникающих в трубопроводе напряжений их укладывают с помощью плавучих и роликовых опор или отстроп-ливаемых и перемещающихся вместе с баржей понтонов. В подвод­ном положении наращивание осуществляют путем соединения сек­ций, уложенных на дно, водолазами, чаще всего на фланцах. Для предупреждения всплытия дюкеров их пригружают грузами, чаще всего железобетонными в виде полумуфт или седлообразных грузов.

Укладка подводного трубопровода со льда осуществляется различ­ными способами. Зимой со льда трубопроводы укладывают с помо­щью опор и свободным погружением. Для прокладки трубопроводов по створу дюкера во льду дисковыми пилами прорезают сквозную прорубь (майну). Подготовленный трубопровод укладывают над май-ной на подкладки (лежни), проложенные поперек проруби. Затем устанавливают опоры (козлы) с талями, с помощью которых его опускают на дно. При способе свободного погружения трубопрово­да с заполнением водой его опускают без применения опор и талей. Преимуществом прокладки дюкеров со льда является удобство работ, так как не требуются плавучие средства, что в целом удешевляет и ускоряет работы.

617