logo search
Белецкий

25.4. Монтаж вертикальных насосных агрегатов

Монтаж вертикальных насосов (рис. 25.3, а) производят как в со­бранном, так и в разобранном виде (что намного сложнее). При по­ставке вертикального насоса в разобранном виде перед его установ­кой вначале проверяют фундамент, затем через проем для электро­двигателя на нижний этаж к месту монтажа подают сборочные единицы. Сначала устанавливают фундаментные плиты насоса и вы­веряют их по высотной отметке металлической линейкой, а в горизон­тальной плоскости — уровнем. Отклонения при этом не должны пре­вышать по вертикальной отметке ±1 мм и по горизонтальной плоско­сти 0,3 мм на 1 м. Затем устанавливают и закрепляют болтами корпус 3 насоса, а на верхнем этаже монтируют статор электродвигателя 1 и выверяют его положение уровнем с ценой деления 0,1 мм на 1 м. От­клонения не должны превышать по вертикальной отметке ±1 мм и по горизонтальной плоскости 0,1 мм на 1 м. После этого приступа­ют к центровке насосного агрегата по вертикальной оси струной и от­весом (рис. 25.3, б). За базу принимают уплотняющее кольцо корпу­са насоса J, а струну 6 натягивают через центр насоса и статора.

Зазоры между струной и уплотняющим кольцом насоса замеряют штихмассом* электроакустическим методом. Он состоит в том, что цепь с радионаушниками и источником тока (батарейкой) одним концом присоединяют к струне, а другим - к раме (или цилиндрам). При замерах соосности один конец штихмасса устанавливают на об­работанную поверхность рамы или цилиндра и подбирают его длину, при которой второй конец легко касается струны. При касаниях цепь замыкается и в наушниках слышится треск. Расстояние до струны

* Штихмасс (нутромер) это прибор для измерения внутренних линейных раз­меров деталей; в зависимости от конструкции бывает микрометрическим и ин­дикаторным. Пределы измерений от 0,2 мм до 10 мм.

699

б 9 10

Рис. 25.3. Установка и выверка вертикального насоса:

а — общая схема установки вертикального насоса; б — выверка корпуса насо­са; в — центрирование вертикальных валов с помощью четырех струн; г — схе­мы мест проверки биения вала индикаторами и проверяемых зазоров; 1 — элек­тродвигатель; 2 — трансмиссионный вал; 3 — корпус насоса; 4 — напорный пат­рубок; 5 — входной патрубок; б — струна; 7 — плита опорная; 8 — болт фундаментный; 9 — линейка контрольная; 10 — уровень; 11 — штихмасс; 12 — опора; 13— крестовина; 14 — прокладка; 15 — хомут; 16— емкость с маслом; 17 — насос; 18 — груз; 19 — батарея; 20 — наушники

700

считается замеренным правильно, если уменьшение длины штихмас-са на 0,02 мм не дает контакта в цепи. Несоосность рамы и цилинд­ра не должна превышать 0,13—0,2 мм. После предварительной цент­ровки насоса и статора подливают бетонной смесью фундаментные болты, а когда бетон затвердеет, насосный агрегат центрируют окон­чательно. Отклонения по соосности при этом не должны превышать 0,03-0,05 мм.

Ротор насоса устанавливают на нижнюю крышку корпуса, после чего ставят верхнюю крышку с вкладышами подшипника и предва­рительно выверяют вертикальность вала насоса рамным уровнем (до­пустимое отклонение не более 0,04 м на 1 м вала). Затем монтируют трансмиссии и собирают электродвигатель, проверяя при этом зазо­ры между ротором и статором вверху в низу в четырех диаметраль­но противоположных точках. Зазоры не должны превышать ±10 % проектного размера.

Более точно центрирование вертикальных насосных агрегатов выполняют электроакустическим способом с помощью четырех вер­тикальных струн (рис. 25.3, в). От закрепленной на верхнем фланце вала 2 крестовины 13 опускают четыре струны 6 во взаимно перпен­дикулярных плоскостях. Грузы 18 на концах струн погружают в емкос­ти с маслом 76 для повышения устойчивости струн. Струны от вала изо­лируют прокладкой 14. Струну через наушники 20 и батарею 19 под­ключают к насосу 17. Вместо наушников в цепь иногда включают миллиамперметр. Штихмасс 11 с помощью опоры /2 поворачивают на валу 2. В местах измерений на центрируемых валах устанавливают хо­муты. В момент касания головки штихмасса и струны, что фиксирует­ся треском в наушниках, измеряют расстояние а, Ь, с, d по четыре стру­нам. По замерам в двух местах ротора можно определить условие вер­тикальности соединения двух валов: а1 - ол = а2 - с2; d1 - b1 = d2 - b2.

Отклонение вала от вертикальности в направлении осей X и Y оп­ределяют по выражениям

ΔX=[(a2-c2)-(a1-c1)]/2. ΔY = [(d2-h2)-(d,-b1]/2.

Абсолютное отклонение Δ = (ΔХ2 + ΔY2)^0,5 . Валы считают верти­кальными, если выполняется условие Δ/L < 0,02 мм/м, где L - дли­на соединяемых валов трансмиссии, м.

Несоосность ротора по отношению к статору устраняют передви­жением вала ротора по сегментам подпятника опорного подшипника с помощью прижимных болтов. Далее выверяют общую линию вала агрегата, измеряя биение вала двумя индикаторами, установленными

701

в горизонтальной плоскости под углом 90е (рис. 25.3, г). Биение шеек вала трансмиссий, насоса, электродвигателя не должно пре­вышать допустимых величин, указанных в инструкции завода-из­готовителя. Если биение вала превышает допустимое, его устраня­ют шабровкой сопрягаемых плоскостей монтажных полуколец или торцов полумуфт.

После выверки вертикальности вала и зазоров в подшипниках подливают бетонную смесь под плиты насоса и электродвигателя, и когда бетон затвердеет, перебирают сальники, ставят вспомогатель­ное оборудование, присоединяют трубопроводы, а затем приступают к опробованию и испытанию насосного агрегата.