logo search
Белецкий

5.1.2. Башенные краны

Краны имеют стрелу, закрепленную в верхней части вертикально расположенной башни. Их широко применяют в строительстве при выполнении различных строительно-монтажных и погрузочно-разгру-зочных работ. Башенные краны классифицируют: по способу установ­ки - на передвижные (самоходные), стационарные (свободностоящие и приставные) и самоподъемные (опирающиеся на возводимое соору­жение); по типу ходового устройства — на рельсовые, гусеничные, пневмоколесные и автомобильные; по конструкции башни - с пово­ротной (рис. 5.3, а) и неповоротной (рис. 5.3, б) башней; по типу стре­лы - с подъемной (маневровой) стрелой (рис. 5.3, а) и балочной стре­лой (рис. 5.3, б), по которой перемещается грузовая тележка.

Рабочими движениями башенных кранов являются подъем и опускание груза, изменение вылета стрелы (крюка) с грузом, пово­рот стрелы в плане на 360°, передвижение самоходного крана. От­дельные операции могут быть совмещены, например, подъем груза с поворотом стрелы.

Основные параметры строительных башенных кранов регламенти­рованы требованиями ГОСТ. К ним, в частности, относятся (рис. 5.3): вылет крюка L (расстояние от оси вращения поворотной части кра­на до центра зева крюка), грузоподъемность Q (масса наибольшего Допускаемого груза для заданного вылета), высота подъема Н и др.

141

Рис. 5.3. Типы и

параметры башенных

кранов:

а — с поворотной башней, подъемной стрелой и ниж­ним расположением проти­вовеса; б — с неповоротной башней, балочной стрелой и верхним расположением противовеса; 1 — башня; 2 — поворотная платфор­ма; 3 — опорно-поворотное устройство; 4 — ходовое устройство; 5 — противо­вес; 6 — подъемная стрела;

  1. — консоль противовеса;

  2. — поворотный оголовок;

  3. — балочная стрела; 10 —-

грузовая тележка

142

Главным параметром башенных кранов является грузовой момент М (втс-м; Н-м), представляющий собой произведение величины выле­та и соответствующей ему грузоподъемности. Сейчас освоен выпуск типового ряда башенных кранов серии КБ, содержащего восемь ба­зовых типоразмеров с грузовым моментом 25—1000 тс-м, вылетом 19-45 м, грузоподъемностью 3-50 т, высотой подъема 21-50 м. Краны серии КБ являются наиболее массовыми. Характерными конструк­тивными особенностями кранов типового ряда являются: использо­вание электрического многомоторного привода переменного тока с питанием от электросети напряжением 220/380 В; максимальное ис­пользование унифицированных узлов и механизмов; применение ус­тройств для плавной посадки грузов с малой скоростью, плавного пуска и торможения механизмов и т.п.

Все краны серии КБ (кроме приставных) выполнены передвижны­ми преимущественно на рельсовом ходу. Передвижные краны выпус­кают с поворотной и неповоротной башней, нижним и верхним распо­ложением противовеса, с подъемной и балочной стрелой. К унифици­рованным узлам и механизмам кранов относятся грузовые и стреловые лебедки, механизмы поворота и передвижения, опорно-поворотные устройства, кабины, крюковые подвески и электрооборудование.

Рассмотрим конструкцию передвижного рельсового крана серии КБ (рис. 5.4) с поворотной башней и нижним расположением про­тивовеса, оснащенного подъемной 4 или балочной 5 стрелой. Теле­скопическая решетчатая башня прямоугольного сечения опирается на поворотную платформу /, вращающуюся относительно ходового устройства 14 с помощью опорно-поворотного устройства 13. Баш­ня обеспечивает необходимую высоту подъема груза и состоит из не­подвижной секции 10 (портала), прикрепляемой к поворотной плат­форме, и выдвижных секций 9. Рабочую высоту башни увеличивают подращиванием выдвижной части снизу дополнительными секция­ми. Сбоку башни на кронштейнах устанавливается выносная пере­ставная кабина 8, из которой ведется управление краном. К верхней секции башни шарнирно крепятся либо подъемная стрела 4, несущая на переднем конце грузовой полиспаст с крюковой подвеской 6, либо балочная стрела 5 с грузовой кареткой 7. Каждая стрела представля­ет собой сварную ферму из трубчатых элементов и удерживается в ра­бочем положении стреловым полиспастом 3. Изменение вылета подъемной стрелы осуществляется изменением угла ее наклона в вер­тикальной плоскости. У крана с балочной стрелой вылет изменяет­ся путем передвижения грузовой тележки 7 с крюковой подвеской 6 по направляющим балкам стрелы.

143