logo search
Белецкий

Крупных резервуаров:

1 — стеновые панели; 2 — колонны в котловане; 3 — циркуляционные перего­родки; 4, 5 — выезд из котлована и въезд в него; 6 — рабочий ход крана (->);

7 — обратный ход ( >); 8 — направление движения транспортных средств

>)

643

Последовательность монтажа сборных конструкций должна обеспечивать устойчивость и прочность их в пределах монтажного участка. Учитывая значительные размеры в плане крупных резер­вуаров, их монтаж производят в основном с передвижением крана внутри резервуара по его днищу. Устанавливать сборные элементы резервуаров можно комплексным, раздельным или комбинирован­ным методами.

При комплексном методе после установки части стеновых пане­лей одновременно монтируют колонны, циркуляционные перегород­ки и плиты покрытия. Однако этот метод наряду с преимуществами не свободен от недостатков, поскольку грузоподъемность крана при этом подбирают по массе наиболее тяжелых элементов (колонны, балки, ригели, плиты). Кроме того, работа крана в стесненных усло­виях котлована, при необходимости завоза туда и складирования всех элементов, значительно затрудняет организацию работ и замедляет темпы возведения резервуаров. Поэтому иногда более эффективен раздельный или комбинированный метод их монтажа, при котором основные сборные элементы устанавливают в три этапа: на первом -гусеничным краном, передвигающимся по готовому днищу или бе­тонной подготовке, монтируют раздельно панели стен, за исключе­нием монтажного проема, оставляемого для въезда крана и панеле­возов; на втором - пневмоколесным краном, передвигающимся по днищу, устанавливают комплексно колонны, циркуляционные пере­городки и плиты покрытия; на третьем - гусеничным краном уста­навливают сборные элементы в месте монтажного проема. После­дний этап работ выполняют после завершения всех работ внутри ре­зервуаров, в том числе отделочных, гидроизоляционных, монтажа трубопроводов и оборудования.

Наряду с указанным раздельно-комбинированным методом эф­фективным является так называемый кольцевой метод монтажа резер­вуара с использованием двух параллельно работающих кранов (IV схе­ма монтажа). При этом одним краном (большей грузоподъемности), передвигающимся вокруг резервуара по берме котлована, устанавли­вают стеновые панели, а также колонны, балки и плиты примыкаю­щего к стенам одного пролета покрытия, а вторым (более легким) краном, передвигающимся по днищу параллельно первому, монти­руют колонны, балки и плиты покрытия второго пролета. Завершив монтаж панелей, колонн, балок и плит покрытия по двум рядам про­лета наружного периметра резервуара, переходят к монтажу конст­рукций центральной части резервуара (2-я очередь строительства). Монтаж четырех пролетов центральной части производят комплекс-

644

ным методом. Последний этап монтажа — заполнение монтажного проема стеновыми панелями после выхода крана из резервуара.

Монтаж аэротенков (наиболее характерная схема приведена на рис. 24.11). Монтаж конструкций и технологических трубопроводом четырехкоридорных аэротенков ведут раздельным методом четырь­мя специализированными потоками, что соответствует количеств секций аэротенков. В первый поток включают монтаж панелей про­дольных стен аэротенков по осям А, Б, В, Г и Д (рис. 24.11, 1-1) с одновременным их закреплением и замоноличиванием стыков. Do второй включают монтаж балок, плит и ходовых мостиков по осям Ь и Г, балок и лотков для подачи активного ила, затем плит, перекры­вающих эти лотки, по оси В. В третий поток входят работы по мон­тажу воздуходовов, каналов и других элементов конструкций, мон­таж которых должен быть закончен до установки панелей торцевых поперечных стен. В четвертый, который разбивают на два параллель­ных потока, включают монтаж поперечных ходовых мостиков, тор­цовых стен и лотков, начиная с поперечной оси 3 (один поток на­правляют к оси 1, а второй к оси 5). Такое распределение работ по специализированным потокам позволяет подобрать для монтажа конструкций и трубопроводов наиболее экономичные краны, пере­двигающиеся по днищу и работающие на минимальных вылетах крю ка. Сварку и замоноличивание стыков конструкций, а также другие сопутствующие работы выполняют отдельные звенья. Приведенная на рис. 24.11 схема монтажа четырехкоридорных аэротенков показы­вает, что каждая секция может быть разбита на четыре типовых мон­тажных участка с постоянной технологией, повторяющейся во всех последующих секциях. Движение крана в коридорах шириной 9 м выдерживается прямолинейным, а в более широких коридорах може! быть и зигзагообразным. При прямолинейной схеме кран, двигаясь по оси коридора, монтирует одновременно панели двух противопо­ложных стен на вылете стрелы 4-5 м, а при зигзагообразной схеме процесс выполняется аналогично, что позволяет работать крану при минимальном вылете стрелы.

Поскольку при монтаже аэротенков применяются элементы раз­личной массы, в процессе работ приходится использовать рази не способы доставки в котлован, а также установки их в проектное по ложение. Например, конструкции, доставляемые в котлован по од-ной-две на одном транспортном приборе, монтируют обычно с транспортных средств, т. е. «с колес», а более мелкие - с пред вар] i-тельной доставкой и раскладыванием на днище. Но часто в силу стес ненности условий «с колес» монтируют и конструкции массой 2-2, 5 i,

645

4-й поток I 3-й поток I 2-й поток I 1-й поток

Рис. 24.11. Схема монтажа четырехкоридорных аэротенков из типовых плоских панелей раздельным методом:

1 — стеновые панели наружные; 2 — то же, внутренние; 3 — воздуховоды с от­водами к фильтросным каналам; 4 — плиты ходовых мостиков; 5 — балки; 6 — фильтросные каналы; 7 — инвентарные переездные мостики; 8 — бортовой ав­томобиль; 9 — автокран; 10 — стремянки; 11 лотки; 12 — автомобиль по до­ставке лотков; 13— панелевоз; 14 — пневмоколесный кран, устанавливающий стеновые панели; 15 — температурно-усадочный шов; 16 — растворонасос для замоноличивания стыков; 17 — электросварочные агрегаты; 18 — панелевоз по доставке панелей для торцевых стен; 19 балка, подготовленная к установке; 20 — клинья для временного крепления балок; 21 — сварной шов; 22 — предох­ранительная распорка в лотке

646

пользуясь транспортными средствами меньшей грузоподъемности (не более S т). При монтаже элементов с предварительной расклад­кой их размещают в непосредственной близости к фронту работ или у противоположных стен, что, однако, удлиняет монтажный цикл крана. Закончив в аэротенках монтажные работы, переходят к торк­ретированию и железнению бетонных поверхностей монолитных участков, а также гидравлическому испытанию емкостей и гидроизо­ляции наружных поверхностей стен.

Монтаж двух- и трехкоридорных аэротенков (небольшой произ­водительности) с шириной коридоров не менее 4—5 м выполняют по той же схеме, что и четырехкоридорных. Аэротенки с узкими кори­дорами (шириной менее 4—5 м) монтируют обычно комплексным методом — по коридорам. При этом после монтажа панелей продоль­ных стен сразу устанавливают в коридоре все конструкции, а также воздуховоды, переходные мостики и т.п. К монтажу следующего ко­ридора переходят после полного завершения работ в предыдущем. Чтобы исключить простой крана в ожидании фронта работ, монтаж­ные работы целесообразно организовать параллельно в двух секци­ях аэротенков. Установив конструкции в пределах первого коридо­ра первой секции, кран переводят во вторую для выполнения анало­гичных работ, а в смонтированном коридоре первой секции в это время сваривают закладные детали, замоноличивают стыки и пр. За­вершив работы в первом коридоре второй секции, кран возвращает­ся в первую, где продолжает монтировать следующий коридор. В это время во второй секции готовят фронт для продолжения работ в сле­дующем коридоре и т.п.

Монтаж типовых вентиляционных градирен ведут башенным кра­ном, расположенным с одной стороны каркаса при обеспечении вы­лета крюка крана для монтажа элементов самого крайнего ряда кон­струкций. При этом возможны два способа монтажа каркасов гради­рен — снизу вверх и сверху вниз. При монтаже способом снизу вверх (рис. 24.12, а) работы ведут следующим образом. На монолитные ко­лонны водосборного бассейна устанавливают поперечные и продоль­ные ригели I яруса каркаса (отметка 3,15 м), после их выверяют и закрепляют в проектном положении. Далее в стаканы, образованные ригелями, опускают колонны каркаса с приваренными опорными деталями под ригели II яруса на отметке 5,3 м, после чего их времен­но закрепляют. Затем на них монтируют ригели II яруса, к ним при­варивают опорные детали III яруса, после чего монтируют колонны этого яруса и т.д., пока не будут смонтированы все ставшиеся ярусы каркаса. При монтаже каркаса способом сверху вниз (рис. 24.12, б)

647

4000 © 4000 ® 4000 ©

00

1Ъв I 5.300

Рис. 24.12. Монтаж типовой сборной железобетонной вентиляционной градирни:

а способом снизу вверх; б то же, сверху вниз; 1 рельсовый подкрановый путь; 2 башенный кран (типа КБ-100) грузоподъемностью 5 т; 3 водосборный бассейн; 4 монолитные колонны; 5 сборные колонны; 6 ригели; 7 опор­ные детали; 8 временные хомуты

работы выполняют так. На монолитные колонны бассейна устанав­ливают поперечные и продольные ригели I яруса, и после выверки крепят их между собой и к колоннам на сварке закладных деталей. Затем на ригели 1 яруса последовательно укладывают поперечные и продольные ригели II, III и IV ярусов. В образованные ригелями ста­каны на колонны бассейна устанавливают колонны каркаса с прива­ренными опорными деталями под ригели верхнего V яруса. Выстав­ленные на всю высоту каркаса колоны расчаливают и временно рас­крепляют, после чего к ригелям V яруса на временных хомутах подвешивают ригели IV яруса, а к колоннам приваривают опорные детали этого яруса. Далее на них опускают подвешенные ригели, вы­веряют и временно закрепляют. Установку ригелей III и II ярусов производят в такой же последовательности.