logo search
Белецкий

Емкостных сооружений:

1 — опалубка; 2 — щебень или бетонная смесь; 3 — автосамосвал; 4 — вибро­желоб; 5 — опоры; 6 — кран; 7 — бадьи; 8 — скиповый подъемник; 9 — бетоно­укладчик; 10 — конвейер; 11 — хобот; 12 — вибратор

658

стороны, разравнивают и уплотняют ее. Бетонные подготовки соору­жений больших площадей (под горизонтальные отстойники, аэротен-ки и др.) устраивают помощью автобетоноукладчиков или автобетоно­насосов (см. рис. 24.18, в), работающих с бермы котлована и уклады­вающих бетонную смесь в подготовку полосами шириной по 5-6 м. При устройстве бетонных подготовок (как затем и бетонного днища) применяют бетононасосные установки производительностью

Рис. 24.18. Схема укладки бетонной смеси бетононасосами и устройства опалубки днища:

1 — автосамосвал; 2 — вибробункер; 3 — бетононасос; 4 — бетоновод; 5 — места укладки бетоноводов в процессе бетонирования; 6 — рабочие швы в бе­тоне; 7— автобетононасос; 8 — автобетоносмеситель; 9 — забетонированные

полосы; 10 — ригель; 11 — свая

659

5-40 м3/ч с радиусом действия до 300 м. Смесь такой установкой ук­ладывают отдельными полосами шириной 6 м, параллельной одной из сторон сооружения или «в елочку» (рис. 24.18, а). Однако более эффективным для устройства подготовки (как и днища) является применение автобетононасосов с трубчатой сочлененной стрелой (рис. 24.18, б); с одной стоянки можно укладывать смесь на площа­ди радиусом до 23 м. В цилиндрических сооружениях полосы бето­нирования разграничивают по хорам основания последовательно или через одну (рис. 24.18, в).

Бетонирование днища. Перед бетонированием днища устраивают выравнивающую цементную стяжку и гидроизоляцию, после чего укладывают защитную стяжку, устанавливают опалубку, раскладыва­ют арматуру и укладывают бетон в днище. Защитную стяжку поверх гидроизоляционного покрытия устраивают из цементно-песчаного раствора толщиной 2,5-3 см или асфальта толщиной до 5 см. Уплот­няют цементную стяжку виброрейками по маячным рейкам, уклады­ваемым на расстоянии 2-3 м одна от другой, а асфальтовую - повер­хностными вибраторами или легкими катками.

Опалубка днища обычно включает в себя опалубку по наружному периметру днища, при сборных стенах сооружений опалубку пазов -гнезд (рис. 24.18, г) и опалубку приямков. Опалубку устраивают из заранее изготовленных щитов или отдельных опалубочных блоков, что особенно целесообразно при сложной форме днища сооружений.

Арматуру днища монтируют из арматурных сеток, каркасов или отдельных стержней. В цилиндрических сооружениях днища делят концентрическими окружностями, которые затем дополнительно делят на секторы трапецеидальной формы (рис. 24.19, а). По разме­рам этих секторов изготавливают арматурные каркасы, размеры ко­торых соответствуют габаритам транспортных средств. Для армиро­вания днища используют также арматурные сетки из стержней диамет­ром 5-8 мм (в зависимости от размера днища сооружения), которые свертывают в рулоны. На объекте рулоны разворачивают, вытягивают и укладывают в проектное положение. Для прямоугольных сооружений применяют арматурные сетки и каркасы размерами, кратными разме­рам секций или захваток (рис. 24.19, б). В прямоугольных сооружени­ях небольших размеров раздельная установка опалубки, арматуры и ук­ладка бетонной смеси последовательными потоками часто бывает зат-руднительна. Поэтому в таких случаях эти процессы выполняют одним потоком с применением одного или двух кранов, передви­гающихся по уложенным деревянным щитам или железобетонным плитам (рис. 24.19, в). Работы при этом ведут последовательными

660

Рис. 24.19. Схемы организации работ при устройстве днища емкостных сооружений

: 1 — контуры каркасов; 2 — нахлестка арматурных каркасов; 3 — сетки в виде рулонов; 4— опалубка; 5 — бадьи; б — кран; 7— автомобили, доставляющие арматурные каркасы и бадьи с бетоном; 8 — временный настил для поезда кра­нов и транспорта; 9 — укладка бетона; 10— забетонированное днище; 11 — рабочие швы, места установки опалубочных досок (цифры в кружках указыва­ют последовательность бетонирования)

полосами или чаще через полосу (рис. 24.19, г). За первый проход краном укладывают арматурные сетки или каркасы для полосы ши­риной 2-4 м, а за второй — бетонную смесь. При движении крана в

661

обратном направлении перекладывают дорожные плиты в новое по­ложение (для бетонирования следующей полосы) и одновременно переставляют опалубку с первой полосы на вторую или устанавлива­ют ее заново.

Укладка бетона в днище возможна различными способами и, в частности, теми же, что и бетонирование подготовки, рассмотренны­ми выше (см. рис. 24.17). Однако производство бетонных работ при этом несколько усложняется наличием арматуры, когда укладывать смесь в днище непосредственно из транспортных средств невозможно, и поэтому применяют дистанционные способы с использованием виб­рожелобов, бадей, а также бетононасосных установок. Пример устрой­ства днища с подачей бетона бадьями приведен на рис. 24.19. Как и при устройстве подготовки, при бетонировании днища бетононасосны-ми установками требуются частые перекладки бетоноводов, что в целом снижает эффективность этого способа. Поэтому более эффек­тивным для бетонирования днищ является применение конвейерных бетоноукладчиков (см. рис. 24.17, г, д, е). Двигаясь по берме котло­вана, они укладывают смесь в днище полосой до 20 м с каждой сто­роны. При бетонировании днищ особо больших размеров (горизон­тальных отстойников, аэротенков и др.) применяют схемы работ с передвижением бетоноукладчика по дну котлована и с укладкой сме­си полосами шириной 5—6 м при общей ширине захватки до 20 м (см. рис. 24.17, е). Для бетонирования днища целесообразно также применять автобетоноукладчики (см. рис. 24.18, б). Стрелы таких полноповоротных бетоноукладчиков, состоящие из двух или трех секций (звеньев), соединенных шарнирно между собой, позволяют подавать смесь в любую точку в пределах радиуса действия стрелы.

Для эффективной организации процесса укладки смеси в днище его разбивают на полосы бетонирования с соответствующей установ­кой опалубки и укладки арматуры, с соблюдением последовательно­сти поточного выполнения процессов на захватках. При относитель­но малых размерах сооружений - до 28-30 м (прямоугольных или цилиндрических в плане) смесь укладывают полосами или концент­рическими кольцами шириной 2-4 м последовательно и непрерывно до полного завершения. При больших размерах сооружений в плане укладку ведут через полосу (см. рис. 24.19, г, ё) с последующим запол­нением оставленных промежутков. Бетонирование днищ больших размеров в плане ведут совмещенным способом при перемещении машины, выполняющей процессы, на днище по специально выс­тилаемым деревянным щитам или железобетонным плитам - хо­дам—проездам. При этом работы выполняют последовательными

662

полосами, укладывая одновременно арматуру и бетонную смесь (см. рис. 24.19, в), причем в первый проход крана укладывают арма­турные сетки и каркасы для полосы шириной 3—4 м, а во второй -смесь. При устройстве бетонных подготовок и днищ емкостных со­оружений перспективными являются установки для пневмонабрыз-га бетонной смеси (см. рис. 13.9, 6). При этом по шлангам с помо­щью сжатого воздуха подают сухую бетонную смесь, которую на вы­ходе из концевого сопла смешивают с водой. Бетонная смесь выбрасывается с большой скоростью (до 120 м/ч), благодаря чему об­разуется при укладке очень плотный слой бетона, не требующий до­полнительного уплотнения. Для выполнения набрызг-бетонных ра­бот применяют специальный комплект машин (см. рис. 13.9), глав­ной из которых является бетон-шприц-машина.

Наиболее трудоемким при возведении монолитных емкостных сооружений (резервуаров, отстойников, фильтров, аэротенков и др.) является бетонирование их стен, имеющих часто переменную толщи­ну (200-500 м) и высоту (до 5-7 м).

Бетонирование стен сооружений в щитовой опалубке. При возве­дении емкостных водопроводных сооружений из монолитного бе­тона процесс бетонирования их стен является наиболее сложным и трудоемким еще и потому, что обеспечить герметичность (водо­непроницаемость) емкости можно только при достаточно высокой плотности бетона в конструкциях, что в свою очередь достигает­ся непрерывным бетонированием стен, т. е. при условии укладки слоев бетонной смеси с интервалами, не превышающими срока ее схватывания.

При бетонировании стен в щитовой переставной или стационар­ной опалубке (рис. 24.20) их делят на ярусы бетонирования высотой 1-1,2 м и блоки бетонирования (рис. 24.20, б, д), устанавливают опа­лубку с внутренней или наружной стороны и арматурный каркас на всю высоту сооружения. Далее, установив на высоту одного яруса опалубку, с другой стороны стены укладывают бетонную смесь (рис. 24.20, в, г), а затем, наращивая опалубку, укладывают смесь во все остальные ярусы. Смесь укладывают слоями 20—25 см с временными интервалами, не превышающими 1,5-2 ч (в соответ­ствии со временем ее схватывания). Процесс укладки смеси при этом чередуется с процессом наращивания опалубки (рис. 24.20, д).

Такой порядок бетонирования применим для сооружений, не имеющих покрытий (аэротенки, радиальные отстойники, фильтры и др.). В сооружениях с покрытиями (резервуары чистой воды и др.) перед бетонированием наружных стен возводят монолитные (или

663

Рис. 24.20. Бетонирование стен емкостных сооружений в щитовой опалубке:

а — общая схема бетонирования стены и разбивка ее на ярусы; б — разбивка стен на захватки (римские цифры) и блоки бетонирования (арабские цифры); в, г — подача бетонной смеси бадьями с помощью крана; д — последовательность установки опалубки и укладки бетона; 1 — подкос; 2 — ограждение; 3 — рабо­чий настил; 4 — приемный бункер; 5 — границы щитов опалубки; 6 — бетониру­емые конструкции; 7,8 — опалубка лотка и ее каркас; 9 — упор; 10 — прижим­ная доска; 11 ребра жесткости; 12 — хобот звеньевой; 13 опора подмостей; 14 — вибробадья; 15 — кран; цифрами в кружках указана последовательность

бетонирования стен; h1-h4 высоты ярусов

664

сборные) железобетонные конструкции внутри сооружения - колон­ны, перегородки и опирающуюся на них часть покрытия.

В последние годы для подачи и укладки бетонной смеси в опалуб­ку стен часто используют автобетононасосы (АБН) с шарнирно-со-члененной стрелой, что облегчает и ускоряет бетонирование стен.

Бетонирование стен в катучей и горизонтально скользящей оналубке. Основным недостатком применения катучей опалубки для бетониро­вания стен сооружений является необходимость перерывов (для набора смесью распалубочной прочности), что замедляет темпы бетонных работ и повышает их трудоемкость. Поэтому более эффективной явля­ется горизонтально скользящая опалубка, сконструированная в виде инвентарного передвигающегося по рельсам агрегата (рис. 24.21, а), позволяющей непрерывно бетонировать стены сооружений в процес­се поступательного движения опалубки. Такая опалубка представляет собой агрегат непрерывного действия, который формирует стены, заменяет леса и подмости и одновременно служит постоянным рабо­чим местом для бетонщиков. Конструкция его позволяет производить перемещение опалубочных щитов вдоль оси стены, поднимать щиты для поярусного ее бетонирования, регулировать уклон ее поверхно­сти и отделять щиты от бетона с последующей установкой их в новое проектное положение. В основу технологии и конструкции горизон­тально скользящей опалубки положены принципы непрерывности и поточности процесса бетонирования стены горизонтальными яруса­ми в непрерывно скользящих щитах.

С помощью агрегата опалубки можно бетонировать стены прямо­угольных сооружений практически любой длины. В последние годы разработана и внедрена новая конструкция самоходной универсаль­ной горизонтально скользящей опалубки, пригодной для возведения стен как прямоугольных, так и цилиндрических сооружений при ра­диусах кривизны 9-48 м и высоте стен до 8 м. Специфической осо­бенностью этой опалубки является применение щитов криволиней­ной формы, а также криволинейных рельсовых путей.

Бетонирование стен прямоугольных сооружений. Перед бетониро­ванием горизонтально скользящую опалубку приводят в рабочее по­ложение, щиты опалубки устанавливают в соответствии с проектом. Технологическая схема бетонирования стен отстойника в горизон­тально скользящей опалубке приведена на рис. 24.21. Для бетониро­вания применяют малоподвижные бетонные смеси с осадкой кону­са 0-2 см при водоцементном отношении В/Ц = 0,45-0,55. Бетони­рование стен ведут поярусно в непрерывно скользящих щитах. При этом высота первого яруса равна высоте опалубочных щитов. Смесь

665

Рис. 24.21. Бетонирование стен прямоугольного отстойника с помощью горизонтально скользящей опалубки:

а — схема опалубки; б технологическая схема бетонирования стен; 1 — рель­совый путь; 2 — стойки; 3 — лебедка подъема щитов; 4 — балка; 5 — щиты опа­лубки; б— фиксаторы; 7— лестница; 8—- тележка опалубки; 9 — рабочий на­стил; 10 — ограждение; 11 — бункер; 12 — прижимное устройство; 13 — ползу­ны; 14 — агрегаты опалубки; 15 — краны; 16 — арматурные сетки

666

в опалубке уплотняют вибраторами, установленными на щитах. Не­обходимое качество монолитных стен при этом в значительной мере обеспечивается правильным выбором скорости передвижения агре­гата опалубки, которая обусловливается сроком достижения мини­мальной прочности бетона, достаточной для освобождения его из опалубки. Обычно она принимается равной 4-8 м/ч, а при исполь­зовании ускорителей твердения бетона - до 10-12 м/ч.

Бетонирование стен цилиндрических сооружений осуществляется в универсальной горизонтально скользящей опалубке. Рельсовый путь для передвижения опалубки выгибают в соответствии с радиусом бетонируемой стены. При этом внутренний рельс укладывают и кре­пят к закладным деталям и штырям непосредственно на бетонном днище, а наружный — к деревянным шпалам. После бетонирования стены штыри креплений срезают, а рельсы вместе с подкладками де­монтируют для повторного применения на другом сооружении. Аг­регат опалубки монтируют краном из отдельных укрупненных узлов.

После монтажа арматурных каркасов стены и подготовки рабочего шва у днища начинают поярусное бетонирование стены. Общая схема бетонирования стены цилиндрического сооружения агрегатом опа­лубки представлена на рис. 24.22. Смесь укладывают непрерывно на всю высоту яруса. Причем верхний уровень укладываемой смеси дол­жен быть ниже верха щитов на 5-7 см. Смесь уплотняют наружны­ми или внутренними вибраторами. Скорость передвижения агрега­та, опалубки в процессе бетонирования (время выдерживания бето­на в опалубочных щитах) принимают такой, чтобы прочность бетона, выходящего из опалубки, составляла не менее 0,1 МПа; ее определяют опытным путем. Завершив бетонирование стен сооружения, агрегат опалубки разбирают на укрупненные узлы и переставляют на рель­совые пути другого бетонируемого сооружения.