logo search
Белецкий

5.1.4. Стреловые мобильные краны

Они представляют собой стреловое или башенно-стреловое кра­новое оборудование, смонтированное на самоходном гусеничном или пневмоколесном шасси.

Различают стреловые самоходные краны общего назначения для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ и спе­циальные для выполнения технологических операций определен­ного вида (краны-трубоукладчики, железнодорожные, плавучие краны и т.п.).

Краны общего назначения классифицируют: по грузоподъемности — на легкие (грузоподъемностью до 10 т), средние (грузоподъемностью 10-25 т) и тяжелые (грузоподъемностью от 25 т и более); по типу хо­дового устройства — на гусеничные, пневмоколесные, тракторные (навесные на серийные тракторы), на базе стандартного или специ­ального шасси автомобильного типа; по виду привода - с одномотор­ным (механическим) и многомоторным (дизель-электрическим или гидравлическим) приводом; по способу подвески стрелового обору­дования - с гибкой подвеской при помощи канатных полиспастов и с жесткой подвеской при помощи гидравлических цилиндров.

Основные параметры стреловых самоходных кранов охватывают девять размерных групп их грузоподъемностью 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100; 160 т и более.

Для обозначения стреловых самоходных кранов введена система индексации, первые две буквы которой КС обозначают кран само­ходный, четыре основные цифры индекса последовательно обозна­чают: размерную группу (грузоподъемность в т) крана, тип ходово­го устройства, способ подвески стрелового оборудования и порядко­вый номер данной модели крана.

Девять размерных групп кранов обозначаются соответственно цифрами с 1 по 9. Тип ходового устройства указывается цифрами с 1 по 6, причем цифра 1 обозначает гусеничное устройство, 2 - гусе­ничное уширенное, 3 — пневмоколесное, 4 — специальное шасси авто­мобильного типа, 5 - шасси стандартного грузового автомобиля, 6 — шасси серийного трактора. Способ подвески стрелового оборудова­ния указывается цифрами 6 или 7, обозначающими соответственно гибкую или жесткую подвески. Последняя цифра индекса (цифры с 1 по 9) обозначает порядковый номер модели крана. Следующая пос­ле цифрового индекса дополнительная буква (А, Б, В и т. д.) обозна­чает порядковую модернизацию данного крана, последующие бук­вы (ХЛ, Т или ТВ) - вид специального климатического исполнения

151

машины: ХЛ — северное, Т — тропическое, ТВ — для работы во влаж­ных тропиках. Например, индекс КС-2561ЕТ обозначает: стреловой са­моходный кран второй размерной группы (грузоподъемностью 6,3 т) на шасси стандартного автомобиля, с гибкой подвеской стрелового обо­рудования, первой модели, прошедшей шестую модернизацию, в тропическом исполнении.

Стреловой самоходный кран (рис. 5.8 и 5.9) состоит из следующих основных частей: ходового устройства, поворотной платформы (с размещенными на ней силовой установкой, узлами привода, меха­низмами и кабиной машиниста с пультом управления), опорно-по­воротного устройства и сменного рабочего оборудования. Исполни­тельными механизмами кранов являются* механизм подъема груза,

изменения вылета крюка, вращения поворотной платформы и пере-

движения крана.

Рис. 5.8. Схема гусеничного крана с гибкой подвеской стрелового

оборудования:

1 — гусеничное ходовое устройство; 2 —- опорно-поворотное устройство; 3 — решетчатая стрела; 4 — крюковая подвеска; 5 — грузовой полиспаст; 6 — стре-лоподъемный полиспаст; 7 — грузовая лебедка; 8 — стрелоподъемная лебед­ка; 9 — поворотный механизм; 10 — силовая установка; 11 — двуногая стойка; 12 — противовес; 13 — поворотная платформа

152

Рис. 5.9. Схема крана на пневмоколесном шасси с жесткой подвеской

стрелового оборудования:

1 — пневмоколесное шасси; 2 — опорно-поворотное устройство; 3 — кабина

машиниста; 4— гидроцилиндр подъема стрелы; 5— телескопическая стрела;

6 крюковая подвеска; 7 — грузовой полиспаст; 8 — грузовая лебедка; 9

противовес; 10— поворотная платформа; 11 — выносная опора

Ходовые устройства пневмоколесных кранов снабжаются вынос­ными опорами - аутригерами 11 (рис. 5.9) в виде поворотных (откид­ных) или выдвижных кронштейнов с опорными винтовыми или гид­равлическими домкратами. Аутригеры снижают нагрузки на пневмо-колеса, увеличивают опорйую базу и устойчивость крана. При работе без таких выносных опор грузоподъемность крана резко снижается и составляет 40-50 % от номинальной.

На кранах устанавливают стреловое и башенно-стреловое обо­рудование. Основными видами стрелового оборудования являются жесткая (невыдвижная) решетчатая стрела (рис. 5.8), выдвижная и телескопическая стрелы (рис. 5.9) с одной или несколькими выд­вижными секциями для изменения их длины. Длину выдвижных стрел можно изменять только в нерабочем состоянии крана, теле­скопических - при действующей рабочей нагрузке. Основное стре­ловое оборудование обеспечивает наибольшую грузоподъемность

153

крана при требуемых вылете от ребра опрокидывания и высоте подъема крюка. Наибольшая грузоподъемность соответствует наименьшему вылету крюка. С увеличением вылета грузоподъем­ность уменьшается. Зависимость грузоподъемности и высоты подъема груза от вылета крюка изображается графически в виде кривых, которые даются в паспортах кранов. Пользуясь такими графиками, можно определить грузоподъемность и высоту подъе­ма крюка для любого вылета стрелы. К сменному оборудованию относят удлиненные дополнительными вставками (секциями) же­сткие и выдвижные стрелы, с применением которых увеличивает­ся зона, обслуживаемая краном, но соответственно снижается грузоподъемность.

В комплект стрелового оборудования входят также стреловой по­лиспаст или гидроцилиндры для изменения угла наклона стрелы и крюковая подвеска с грузовым полиспастом для подъема и опуска­ния груза. Для увеличения вылета крюка и полезного подстрелового пространства удлиненные сменные стрелы оснащают дополнитель­ными устройствами - гуськами, которые могут иметь второй (вспо­могательный) крюк, подвешиваемый на полиспасте малой кратнос­ти и предназначенный для подъема с большей скоростью небольших по массе грузов.

У некоторых моделей кранов на основных жестких стрелах взамен крюка может навешиваться двухчелюстной грейферный ковш (грей­фер) для погрузки-разгрузки сыпучих и мелкокусковых материалов. Подъем основного груза или замыкание челюстей грейферного ковша производится главной грузовой лебедкой. Подъем-опускание крюко­вой подвески гуська и грейфера осуществляется вспомогательной грузовой лебедкой.

Башенно-стреловое оборудование кранов состоит из башни, уп­равляемого гуська или маневровой стрелы, стрелового полиспаста и грузового полиспаста с крюковой подвеской. Такое оборудование по сравнению со стреловым обеспечивает увеличение обслуживаемой зоны примерно в два раза.

Стреловое и башенно-стреловое оборудование вместе с главной гру­зовой, вспомогательной и стреловой лебедками, механизмом вращения поворотной части крана, узлами их привода и управления обычно мон­тируется на поворотной платформе. Для уравновешивания крана во вре­мя работы на поворотной платформе устанавливают противовес. У кра­нов с гибкой подвеской стрелового оборудования (см. рис. 5.8) на пово­ротной платформе смонтирована двуногая опорная стойка, несущая стреловой полиспаст. Краны с жесткой подвеской стрелового оборудо-

154

вания (см. рис. 5.9) не имеют такой двуногой стойки, стреловых лебе­док и полиспаста: подъем-опускание стрелы у таких машин осуществ­ляется одним или двумя гидроцилиндрами. Поворотная платформа соединена с рамой ходового устройства унифицированным опорно-поворотным кругом.

Привод исполнительных механизмов кранов с одномоторным (механическим) приводом осуществляется от дизельного или элект­рического двигателя через механическую трансмиссию.

Недостатками кранов с механическим приводом являются невоз­можность бесступенчатого и плавного регулирования скоростей ис­полнительных механизмов, отсутствие низких «посадочных» скоро­стей опускания груза, необходимых при ведении монтажных работ. Выпуск кранов с одномоторным приводом постоянно сокращается, и они будут заменены машинами с многомоторным приводом.

Многомоторный привод обеспечивает бесступенчатое регулиро­вание рабочих скоростей механизмов в широком диапазоне, получе­ние монтажных скоростей перемещения груза, упрощает кинемати­ку кранов, улучшает технико-эксплуатационные показатели машин и т.п. У кранов с многомоторным приводом исполнительные меха­низмы приводятся индивидуальными электрическими или гидравли­ческими двигателями, питание которых осуществляется от внешней силовой сети переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц, от генераторных установок или аксиально-поршневых гидронасо­сов, приводимых в действие основным двигателем машины (обычно дизелем).