logo search
Ведёрников 2

§ 76. Эксплуатация центробежных компрессоров

Центробежные компрессоры работают с большой частотой вра­щения вала, поэтому при эксплуатации особое внимание уделяют подшипникам и масляным системам. Машинист, обслуживающий центробежные компрессоры, соблюдает общие правила эксплуата­ции: выполнение всех работ только по распоряжению начальника смены или старшего по смене, ознакомление с записями в сменном журнале перед подготовкой центробежного компрессора к пуску, обязательная запись времени пуска и остановки с указанием ее при­чины.

Каждый вид центробежного компрессора имеет свои особеннос­ти эксплуатации, которые мы и рассмотрим.

При подготовке газо- и воздуходувок к пуску необходимо вклю­чить пусковой (вспомогательный) масляный насос, проверить по­ступление масла во все смазочные точки, наличие, исправность и подключение измерительных приборов и регулирующих устройств, пустить воду или другую жидкость на гидравлические уплотнения, пустить воду на охлаждение подшипников и в маслохолодильник, провернуть за полумуфту ротор и убедиться в легкости его вращения. Перед пуском задвижки на всасывающем и нагнетательном трубопроводах должны быть закрыты, а задвижка в атмосферу или пусковой трубопровод — открыта. Газодувки, сжимающие и пе­ремещающие взрывоопасные газы, перед пуском после длительных остановок нужно продуть азотом или другим инертным газом. Одно­временно к пуску необходимо подготовить привод — турбину или электродвигатель.

После пуска газо- и воздуходувок вхолостую проверяют поступ­ление масла и техническое состояние подшипников, особенно упор­ных, прослушивают корпус и концевые уплотнения. При полной ис­правности машины открывают задвижку на всасывающем трубопро­воде и поднимают давление до допустимого значения, прикрыв задвижку на пусковом трубопроводе. Затем проверяют работу турбомашины под нагрузкой и переводят ее для работы в систему, одновременно открывая нагнетательную задвижку и прикрывая задвижку на пусковом или сбросном трубопроводах. Работать га­зо- и воздуходувки должны на режиме, соответствующем наиболь­шему КПД, наименьшему потреблению мощности и в устойчивой зоне.

Обслуживание газо- и воздуходувок заключается в наблюдении за смазочной системой, подачей воды на подшипники и гидравли­ческие уплотнения, показаниями измерительных приборов, а также в регулировании заданного режима работы агрегата.

Для вывода воздухо- или газодувки из зоны неустойчивой рабо­ты необходимо прикрыть дроссельную заслонку во всасывающей трубе и открыть выпускной клапан.

Машинист должен записывать в сменный журнал через опре­деленные промежутки времени основные показатели работы агре­гата.

Машину останавливают после вывода ее из системы, постепен­но прикрыв задвижку на линии нагнетания и одновременно открыв задвижку на пусковом трубопроводе. Затем выключают двигатель и включают пусковой маслонасос. После остановки на короткое время агрегат приводят в действие.

Для каждого компрессорного агрегата разработаны подробные инструкции по уходу и обслуживанию. Подготовку к пуску и пуск компрессора проводят, как правило, помощник машиниста, маши­нист и старший электрик под руководством начальника смены и под контролем начальника или механика цеха.

При подготовке компрессора к пуску проверяют наличие, под­ключение и исправность контрольно-измерительных приборов и средств автоматики, уровень масла в маслобаке, техническое со­стояние фильтров, исправность пускового маслонасоса, поступле­ние масла в подшипники и редуктор, внешнее техническое состояние компрессора, особенно соединительных муфт, исправность задвиж­ки на нагнетательном трубопроводе. После этого выпускают влагу, накопившуюся в газовой части холодильников, открывают полно­стью задвижку на «свечу» или пусковой трубопровод, задвижки на подводе и сбросе воды промежуточных холодильников, маслохоло-дильника, включают охлаждение электродвигателя.

Если центробежный компрессор имеет привод от синхронного электродвигателя и паровой или газовой турбины, то для пуска их готовят одновременно. Прогревают паром или газом подводящие трубопроводы и турбины. Старший электрик готовит к пуску элек­тродвигатель. По разрешению начальника смены включают в рабо­ту пусковой маслонасос компрессора. Постепенно пускают пар или газ в турбину. При небольшой частоте вращения ротора прослуши­вают слуховой трубкой цилиндры, подшипники, редуктор и конце­вые уплотнения. Когда ротор турбины достигнет синхронной часто­ты вращения, включают синхронный электродвигатель. Через 15 с остановится пусковой маслонасос, так как включится в работу ос­новной маслонасос. Открывают задвижку на всасывающем трубо­проводе и тщательно проверяют работу агрегата вхолостую. Загружают компрессор, полностью открыв дроссельную заслонку или поворотные лопатки на диффузоре. Закрыв задвижки «на све­чу» или пусковом трубопроводе устанавливают необходимое давле­ние. При этих операциях следят за нагрузкой электродвигателя по амперметру, за разрежением на линии всасывания и осевым сдви­гом по манометру после думмиса. Во многих компрессорах для оп­ределения недопустимого осевого сдвига устанавливают звуковую и световую сигнализации.

После загрузки компрессора вновь прослушивают работу цилин­дров, подшипников, особенно упорно-опорных, редуктора, думмиса, концевых уплотнений, проверяют, нет ли посторонних шумов или скрежета, значительного повышения температуры.

При полной исправности компрессора его переводят на работу в систему, постепенно открывая задвижку на нагнетательном тру­бопроводе и закрывая задвижку на пусковом трубопроводе. Маши­нист обязан сблокировать электродвигатель пущенного компрессо­ра с общей схемой аварийной блокировки цеха.

Обслуживание работающего компрессора заключается в регули-эовании режима по показаниям приборов, наблюдении за давлени­ем и температурой по ступеням, работой смазочной системы и систе­мы охлаждения цилиндров, уплотнений, подшипников и редукторов, в ведении сменного журнала.

Машинист должен содержать в исправном состоянии антипом-пажные устройства, знать, при каком режиме появляются призна­ки помпажа. Если отсутствует антипомпажный клапан и обнаруже­ны признаки помпажа, вызванные повышением давления на линии нагнетания, следует понизить давление, открыв клапан на пусковом трубопроводе, а если помпаж вызван малой нагрузкой, нагрузить компрессор и излишек газа сбросить в пусковой трубопровод. Необ­ходимо периодически продувать газовое пространство промежу­точных холодильников, чтобы удалить скапливающийся конден­сат.

Компрессор останавливают машинист, дежурный электрик поуказанию и в присутствии начальника смены, сообщив об этом смен­ному персоналу смежных отделений и цехов.

Для остановки компрессора необходимо: отключить компрес­сор от коллектора нагнетания и перевести его на работу в пусковой трубопровод, разблокировать электродвигатель и приступить к раз­грузке компрессора, полностью открыть клапан выхода газа в пус­ковой коллектор, постепенно закрывать поворотные лопатки направ­ляющих аппаратов или дроссельную заслонку (после чего автомати­чески включают пусковой маслонасос) и нажатием кнопки «Стоп» выключить электродвигатель. При наличии турбины перекрыть клапан подачи на нее газа или пара.

Машинисту следует определить и записать в журнал время от момента выключения двигателей до полной остановки ротора. Ес­ли ротор вращается меньше определенного в инструкции времени, то это указывает на повреждение вкладышей подшипников или уплотнений. Для равномерного охлаждения подшипников следует прокачивать масло пусковым насосом не менее 20 мин после вы­ключения привода. Затем останавливают пусковой маслонасос, за­крывают задвижки на линии всасывания, поступления воды в маслохолодильник, промежуточные холодильники и холодильник электродвигателя. Далее осматривают и очищают компрессорный агрегат.