logo search
Белецкий

11.13. Отрывка траншей одноковшовыми и многоковшовыми экскаваторами

Способы разработки траншей различны. Траншеи отрывают мно­гоковшовыми экскаваторами непрерывного действия и одноковшо­выми циклического действия.

Способы разработки траншей могут быть однопроходными и мно­гопроходными (послойные). При первом способе полный профиль траншеи разрабатывают за одну проходку механизма, а при втором -за несколько. Отвал (резерв) грунта при разработке траншеи чаще всего размещают с левой стороны, а правую оставляют свободной для проезда и возможности выполнения сварочно-монтажных и изоля­ционных работ. Для предохранения стенок траншей от обрушения отвал грунта располагают на расстоянии 0,5 м и более от ближайшей бровки траншеи.

На практике возможны следующие четыре схемы разработки траншеи одноковшовым экскаватором с обратной лопатой: 1) дви­жение экскаватора по оси траншеи с односторонней выгрузкой грунта (рис. 11.14, а); 2) движение экскаватора параллельно оси тран­шеи со смещением в сторону отвала и односторонней выгрузкой грунта (рис. 11.14, б); 3) движение экскаватора по зигзагообразной схеме параллельно оси траншеи с двухсторонней выгрузкой грунта (рис. 11.14, в); 4) движение двух экскаваторов параллельно оси тран­шеи с двухсторонней выгрузкой грунта (рис. 11.14, г). С использова­нием первой и второй схем разрабатывают относительно неглубокие и неширокие траншеи. Причем выбор схемы в основном зависит от со­отношения между радиусом выгрузки применяемого экскаватора RB и требуемого радиуса выгрузки RB треб. Так, по первой схеме разрабаты­вают траншеи, если RB = RB7pe6, а по второй - если RB < RBTpe6- В пер­вом случае ось движения экскаватора совпадает с осью траншеи (см. рис. 11.14, а), во втором она сдвинута в сторону отвала на расстоя­ние с, равное RBTpe6 - RB (см. рис. 12.14, б). При этом должно подтвер­диться условие равенства радиуса резания экскаватора R расстоянию от бровки траншеи со стороны, противоположной отвалу грунта, до оси движения экскаватора

где b

вым

половина ширины траншеи поверху.

Третью схему разработки грунта с зигзагообразным перемещени­ем экскаватора применяют при отрывке широких траншей, когда

327

Рис. 11.14. Схемы разработки траншей одноковшовыми экскаваторами:

) — ось движения экскаватора; 2 — ось траншеи; 3 — экскаватор; 4 — винтовые

распорки; 5 — крепления; 6 — автосамосвал

RB << RBTpe6 (см. рис. 11.14, в). При больших объемах земляных ра­бот в таких условиях разработку грунта можно осуществлять дву­мя параллельно работающими экскаваторами по четвертой схеме (см. рис. 11.14, г). Вынутый грунт по третьей и четвертой схемам ук­ладывают по обе стороны траншеи. Для создания на одной из берм монтажной зоны по укладке трубопровода в комплект машин вклю­чают бульдозер, который перемещает грунт одного из отвалов в сто­рону от траншеи (см. рис. 11.14, в, г). При разработке траншеи боко­вой проходкой необходимо, чтобы соблюдалось равенство RB и RBTpe6 (см. рис. 11.14, е) при условии, что ось перемещения экскаватора со­впадает с направлением линии верхней бровки траншеи.

Траншеи в обводненной и заболоченной местности отрывают од­ноковшовыми экскаваторами, передвигающимися на еланях, пенах-волокушах, понтонах, а также на уширенных гусеницах. На боло-

328

тистых участках с толщиной торфяного слоя более 1 м при его низ­кой несущей способности траншею разрабатывают экскаватором, двигающимся по еланям (рис. 11.15). В процессе работы экскаватор перекидывает елани с торца забоя в сторону хвостовой части поворот­ной платформы и укладывает их далее по оси траншеи.

Рис. 11.15. Схемы разработки траншеи одноковшовым экскаватором в условиях обводненной и заболоченной местности на еланях:

1 — отвал грунта; 2 — экскаватор; 3 — перекидные елани; 4 траншея; 5 — ось

Движения экскаватора; б — места его стоянок при передвижении на еланях; М

машинист экскаватора; ПМ— помощник машиниста

329

Разработку траншеи можно также вести экскаватором, располо­женным на салазках из металлических труб, перемещаемых бульдо­зером, или на пене-волокуше, представляющей собой корытообраз­ную конструкцию из листового железа.

При прокладке трубопровода в горных условиях траншеи отрыва­ют экскаватором с его анкеровкой бульдозером или без, причем сверху вниз или снизу вверх. При разработке траншей без анкеровки экска­ватора необходимо проверить его устойчивость на скольжение.

Траншеи с вертикальными стенками отрывают на глубину до 3 м с последующим креплением стенок (см. рис. 11.14, д). При разработке траншей в слабых грунтах крепления устанавливают сразу, т.е. вслед за экскаватором, а трубы опускают уже в закрепленные траншеи.

Многоковшовые траншейные экскаваторы по типу основного ра­бочего оборудования подразделяются на цепные и роторные. Цепные (рис. 11.16, а> в, г) целесообразно применять при разработке мягких грунтов, а роторные (рис. 11.16, 6, д) - грунтов повышенной проч­ности, в том числе мерзлых. Экскаваторы, предназначенные для ко­пания траншей глубиной более 2,5 м в сыпучих грунтах, оснаща­ются дополнительным оборудованием для образования откосов (см. рис. 11.16, а, г).

В водопроводном строительстве наибольшее распространение получили скребковые двухцепные экскаваторы (ЭТУ-354А, ЭТЦ-252 и др.), способные отрывать траншеи глубиной до 4 м, шириной по дну 0,8 и 1,1 м и шириной поверху до 2,8 м в грунтах I—III групп. Од­нако они недостаточно производительны. Поэтому для рытья тран­шей при строительстве магистральных водопроводов большой про­тяженности целесообразнее использовать более производительные и надежные в работе роторные экскаваторы, которые могут разрабаты­вать траншеи глубиной до 2,5 м в грунтах I—IV групп, а также в мер­злых грунтах при глубине промерзания 1,1 — 1,5 м.

Разработку траншей с вертикальными стенками роторными и цеп­ными экскаваторами в связных грунтах (суглинках, глинах) для ук­ладки трубопроводов плетями на глубину до 3 м можно производить без крепления. Траншею можно разрабатывать одним или одновре­менно несколькими роторными или цепными экскаваторами с вы­делением каждому из них захватки длиной 1-5 км. Оставшиеся пе­ремычки грунта между захватками разрабатывают одноковшовыми экскаваторами. Возможны также способы разработки траншей без перемычек. При первом из них для выхода экскаватора из траншеи применяют специальный настил, уложенный поперек, по которому экскаватор с поднятым в транспортное положение рабочим органом

330

А-А

Б-Б

Рис. 11.16. Схемы разработки грунта при отрывке траншей многоковшовыми

экскаваторами:

а, г — цепными с откосообразователями; в — цепным; б, д — роторным; е, ж,

3 — комбинированные способы разработки глубоких траншей роторными экска­ ваторами и бульдозерами; 1 — отвал грунта; 2 — берма траншеи; 3 — бровка;

4 — дно траншеи; 5 — стенки траншеи; 6 — части траншеи, разрабатываемые

бульдозером; 7 — то же, роторным экскаватором

331

перемещается с разворотом и выходит из забоя для перехода на следующую захватку. При другом способе экскаваторы отрывают траншею парами. Когда второй экскаватор доходит до траншеи, разработанной первым, он полностью дорабатывает свою захват­ку и соединяет ее с первой, а затем на транспортной скорости до­гоняет первый экскаватор, который выходит из траншеи, уступая свое второму, а сам перемещается вперед и становится на новую захватку и т.д.

Если необходимо рыть траншеи более глубокие, чем позволяют возможности выпускаемых многоковшовых экскаваторов, то их от­рывают комбинированным способом в несколько этапов. Вначале до определенной глубины делают выемку с помощью бульдозеров или скреперов, а затем с использованием многоковшовых экскаваторов (см. рис. 11.16, е, ж, з).