§ 80. Электродвигатели
В компрессорных и насосных установках наиболее широко применяют асинхронные с короткозамкнутыми роторами и синхронные электродвигатели.
Асинхронный электродвигатель с коротко-замкнутым ротором состоит из двух основных сборочных единиц: статора 7 и ротора 2 (рис. 97).
Сердечник статора 7 для уменьшения вихревых токов выполнен из отдельных штампованных листов электротехнической стали толщиной до 0,5 мм. Листы изолированы друг от друга тонкой бумагой или лаком и стянуты болтами. Сердечник укреплен в чугунном корпусе двигателя 4. В пазы сердечника уложена трехфазная об мотка 5 статора. На общий зажим, укрепленный снаружи на корпусе, выведены начала и концы трех фаз обмотки статора.
Сердечник ротора 2 собран также из отдельных листов электротехнической стали. В пазы сердечника заложены медные стержни или же пазы залиты под давлением алюминием. Стержни с двух сторон припаяны к медным кольцам 3 и образуют вместе с ними короткозамкнутую обмотку ротора. Сердечник ротора укреплен на валу 8, который вращается в подшипниках, расположенных в кры-
шках / и 6 или в выносных стойках. Крышки прикреплены к корпусу двигателя.
Обмотка статора подключается к трехфазному переменному току, и токи, обтекая обмотку статора, возбуждают вращающееся магнитное поле. Это поле, пересекая обмотку ротора, индуцирует в ее проводниках ток ротора. Согласно правилу Ленца о направлении индукционного тока, ток ротора создает свое магнитное поле, которое, взаимодействуя с вращающимся магнитным полем статора, заставляет ротор вращаться вслед за полем статора. Частота вращения ротора будет меньше частоты вращения магнитного поля статора в полном соответствии с правилом Ленца: индукционный ток всегда имеет такое направление, что своим магнитным полем препятствует той причине, по которой сам возник. Так как частота вращения магнитного поля статора и ротора не синхронны, то этот двигатель получил название асинхронного электродвигателя.
КПД асинхронного двигателя 64—95%.
В большинстве случаев применяют прямое включение асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором в сеть, используя рубильник, переключатель или магнитный пускатель и т. п. Чтобы уменьшить пусковые токи, применяют специальные пусковые схемы для переключения обмоток статора на пусковой режим (переход со «звезды» на «треугольник»), при пуске можно пользоваться и автотрансформаторами.
Асинхронные двигатели используют для приводов, не требующих регулирования частоты вращения. При необходимости регулирования частоты вращения применяют более сложные асинхронные двигатели с фазным ротором, обмотка которого подключается к специальному реостату или другому устройству, изменяющему ток ротора.
Асинхронные двигатели просты в устройстве, надежны в эксплуатации, имеют достаточно простой и легкий пуск.
Синхронным называется электрический двигатель, у которого частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора-индуктора одинаковы.
Синхронный двигатель состоит из статора и ротора-индуктора с явно выраженными полюсами. Устройство статора синхронного двигателя такое же, как и асинхронного. Ротор-индуктор включает вал, на котором закреплено стальное основание для сердечников полюсов. На сердечниках расположены катушки обмотки полюсов, соединенных между собой последовательно. Концы обмотки выведены наружу с помощью контактных колец и щеток и подключаются к источнику постоянного тока. У синхронных двигателей с неявно выраженным полюсным ротором-индуктором в пазах сердечника, не разделенного на отдельные полюсы, уложена обмотка для образования одной пары полюсов.
При подключениях трехфазной обмотки статора к сети переменного тока образуется вращающееся магнитное поле статора, к сети постоянного тока — магнитное поле ротора-индуктора. Так как при пуске вращающий момент синхронного двигателя равен нулю, то ротор-индуктор необходимо раскрутить до синхронной частоты вращения, тогда магнитное поле статора и ротора-индуктора замыкаются своими магнитными линиями, и ротор-индуктор, вращаясь с синхронной частотой, может нести нагрузку.
Синхронные двигатели применяют для привода крупных вентиляторов, центробежных и поршневых компрессоров, центробежных насосов во всех тех случаях, когда необходимо выдерживать постоянной заданную частоту вращения.
Для раскручивания ротора-индуктора до синхронной частоты вращения используют посторонний двигатель или укладывают на роторе-индукторе специальную дополнительную пусковую обмотку по типу короткозамкнутой обмотки асинхронного двигателя. С помощью этой обмотки раскручивают ротор-индуктор, а затем ее отключают. Этот способ пуска называют асинхронный пуск синхронно двигателя.
Достоинство синхронного двигателя заключается в строгом выдерживании частоты вращения. Сложность устройства и пуска, необходимость иметь два вида тока—трехфазный переменный и постоянный можно отнести к недостаткам этого двигателя.
Если синхронный двигатель используют для привода поршневых компрессоров с малой частотой вращения, то диаметр такого двигателя будет большим, так как ротор-индуктор будет иметь много
полюсов, и в этом случае он будет также и маховым колесом. Роторы-индукторы больших диаметров выполняют из двух частей.
В ряде производств центробежные компрессоры приводятся в действие с помощью синхронных двигателей и газовых турбин. В турбину подают отбросные (хвостовые) газы, что обеспечивает частичный возврат энергии, затраченной на начальное сжатие. Разгон ротора-индуктора до синхронной частоты вращения производится постепенным увеличением подачи газа на лопатки турбины.
Для воздушного охлаждения электрических двигателей на валу ротора или под двигателем устанавливают вентиляторы. Электродвигатели большой мощности имеют циркуляционную систему вентиляции, в которой постоянный объем воздуха или водорода циркулирует между двигателем и холодильником.
Во взрывоопасных производствах применяют электрические двигатели взрывобезопасного типа.
- Глава 1
- §1.Свойства жидкостей
- § 2. Сведения из гидростатики и гидродинамики
- § 3. Практическое использование законов гидростатики и гидродинамики
- § 4. Истечение жидкости через отверстия и насадки
- Глава II
- § 5. Параметры состояния газа
- § 6. Идеальный и реальный газы
- § 7. Теплоемкость газов *
- § 8. Первый закон термодинамики
- § 9. Термодинамические процессы
- § 10. Второй закон термодинамики
- § 11. Свойства водяного пара
- §12. Свойства влажного воздуха
- §13. Истечение и дросселирование
- § 14. Основы теплопередачи
- Глава III
- § 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
- § 17. Ремонт и испытание трубопроводов и арматуры
- § 18. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов и арматуры
- § 19. Составление и чтение схем трубопроводов
- Глава IV
- § 20. Общие сведения
- § 21. Возвратно-поступательные насосы
- § 22. Основные сборочные единицы насоса
- § 24. Процессы всасывания и нагнетания
- § 25. Газовые колпаки
- § 26. Индикаторная диаграмма поршневого насоса
- § 28. Дозировочные и синхродозировочные электронасосные агрегаты
- § 27. Паровые прямодействующие насосы
- § 30. Примеры составления и чтения схем насосных установок
- Глава V
- § 31. Общие сведения
- § 32. Схема установки центробежных насосов
- § 33. Основные параметры центробежного насоса
- § 34. Уравнение Эйлера для определения теоретического и действительного напоров центробежного насоса
- § 35. Характеристики центробежного насоса и трубопровода
- § 36. Совместная работа центробежных насосов
- § 37. Осевая сила и способы ее разгрузки
- § 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
- § 39. Горизонтальные одноколесные
- § 40. Центробежные консольные и погружные химические насосы
- § 41. Центробежные герметичные электронасосы. Насосы из неметаллических материалов
- § 42. Типовые схемы насосных установок
- Глава VI
- § 43. Общие положения по эксплуатации насосов
- § 44. Регулирование работы и смазывание насосов
- § 45. Автоматическое управление насосными установками
- § 46. Эксплуатация поршневых насосов
- § 47. Эксплуатация центробежных насосов
- Глава VII
- § 48. Общие сведения
- § 49. Теоретический и действительный циклы работы одноступенчатого компрессора поршня выполняют диафрагмы (мембраны), называются диафраг-мовыми.
- § 50. Основные параметры поршневых компрессоров
- § 51. Способы регулирования производительности поршневых компрессоров
- § 52. Назначение и устройство основных сборочных единиц поршневых компрессоров
- § 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
- § 54. Системы охлаждения поршневых компрессоров
- § 55. Газовые коммуникации
- § 56. Угловые крейцкопфные компрессоры
- § 57. Горизонтальные компрессоры
- § 58. Вертикальные компрессоры
- § 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
- § 60. Роторные и винтовые компрессоры
- Глава VIII
- § 61. Принцип действия и классификация
- § 62. Теоретические основы работы центробежных компрессоров
- § 63. Основные сборочные единицы центробежных компрессоров
- § 64. Смазочная система центробежных компрессоров
- § 65. Вентиляторы
- § 66. Центробежные воздухо- и газодувки
- § 67. Многоступенчатые центробежные компрессоры
- § 68. Центробежные
- § 69. Осевые компрессоры
- § 70. Холодильные компрессоры
- § 71. Вспомогательное оборудование компрессорных установок.
- Глава X
- § 72. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
- § 73. Эксплуатация поршневых компрессоров
- § 74. Автоматическое управление поршневыми компрессорными установками.
- § 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров
- § 76. Эксплуатация центробежных компрессоров
- § 77. Автоматическое управление центробежными компрессорными установками
- § 78. Возможные неисправности центробежных компрессоров
- § 79. Безопасные условия эксплуатации компрессорных установок
- Глава XI
- § 80. Электродвигатели
- § 81. Двигатели внутреннего сгорания
- § 82. Паровые машины
- § 83. Паровые и газовые турбины
- § 84. Гидравлический привод
- § 85. Промежуточные звенья привода
- § 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
- Глава XII
- § 87. Назначение и виды ремонтов
- § 88. Способы определения неисправностей. Подготовка оборудования к ремонту
- § 89. Ремонт сальников
- § 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец
- § 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
- § 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
- § 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
- § 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
- § 95. Пуск после ремонта и сдача насосов и компрессоров в эксплуатацию
- § 96. Виды смазки для насосов и компрессоров
- § 97. Прокладочные и набивные материалы
- Глава XIII
- § 98. Технологический регламент и должностные инструкции
- § 99. Бригадная форма организации и стимулирования труда