logo search
Ведёрников 2

§ 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров

Поршневой компрессор устроен достаточно сложно, имеет много поверхностей трения деталей или деталей, испытывающих удары, растяжения, скручивание и т. п. Поэтому в процессе работы комп­рессора могут возникать неисправности, если не выдержаны прави­ла его эксплуатации. Но и при нормальной эксплуатации естествен­ный износ деталей приводит к различным нарушениям в работе, которые необходимо своевременно обнаруживать. Машинист дол­жен уметь выявлять неисправности в работе, принимать меры по их устранению, а в аварийных ситуациях останавливать компрессор. Инженерно-технические работники ремонтной службы тщательно анализируют причины возникновения неполадок и находят наиболее целесообразные способы их устранения.

Ниже мы рассмотрим некоторые возможные неисправности, сразу указывая наиболее вероятные причины их возникновения и необходимые меры устранения.

Неравномерное распределение давления по ступеням сжатия, определяемое по показаниям манометров, происходит вследствие неисправности всасывающего или нагнетательного клапана какой-либо ступени сжатия.

При неисправном всасывающем клапане газ свободно возвраща­ется в межступенчатое пространство, из-за чего в нем повышаются давление и температура. Повреждение нагнетательных клапанов высших ступеней также приводит к повышению давления и темпе­ратуры в предыдущей ступени. Сжатый газ через неисправный на­гнетательный клапан частично снова поступает в цилиндр высокой ступени, поэтому этот цилиндр будет забирать меньше газа из предыдущей ступени, чем в нее поступает, и давление будет повы­шаться.

В работе клапана могут быть следующие неисправности: клапан ные пластины не обеспечивают достаточной плотности; поломка де­талей клапана (пластин, пружины, седла, направляющей шпильки); ослабление пружины или потери упругости; несвоевременное закры­тие клапанов. В каждом отдельном случае прежде всего определя­ют причины ненормальной работы клапанов, а затем устраняют обнаруженные дефекты.

Неплотную посадку клапанных пластин на седло устраняют очисткой их от нагара и грязи или пришлифовкой и притиркой. Де­тали клапана с трещинами или поломками заменяют. Пружину, потерявшую упругость, также заменяют.

Несвоевременное закрытие клапанов происходит из-за потери упругости пружин, которые следует заменить. На уплотнительных поверхностях пластин и седел в результате газовой коррозии появ­ляются раковины и риски. Их выводят шлифовкой и притиркой.

Появление в компрессоре резких и глубих стуков происходит по многим причинам. Резкий стук может быть вызван попаданием твер­дых металлических частей (кусок пружины, обломок клапанной пластины и пр.) в цилиндр компрессора. Нужно остановить ком­прессор, извлечь их и устранить дефекты на зеркале цилиндра. Удары поршня о крышку цилиндра при недостаточном вредном пространстве дают резкий стук. Надо либо увеличить толщину прокладки между цилиндрами или цилиндром и его крышкой, либо уменьшить толщину прокладок на штоке возле дистанционной гай­ки. Резкий стук бывает при излишнем смазывании цилиндров или попадании влаги и масла из масловлагоотделителей. Следует умень­шить подачу масла в цилиндры, тщательно продуть все масловлаго-отделители.

Резкие стуки в компрессоре могут появиться и по другим причи­нам, например при большой выработке ползунов или параллелей, износе крейцкопфного пальца и др. В этих случаях компрессор оста­навливают и проводят соответствующие ремонтные работы.

Обычно для определения места стука используют металлический пруток или трубку, один конец которой прикладывают к месту, где слышен стук, а другой — к уху.

Глухой стук слышен при ослаблении крепления шатунных и ко­ренных подшипников, выработке их или шеек вала, изнашивании деталей крейцкопфа и конических поверхностей пальцев. Поэтому нужно остановить компрессор, подтянуть крепление подшипников, болты крышек подшипников. Если при этом крепление в подшипни­ках не достаточно, то надо перезалить подшипники.

При работе компрессора в сальниках встречаются две основные неисправности: пропуск газа и нагрев. Выработка и неправильная укладка колец в сальниках с мягкой набивкой служат главными причинами пропуска газов. Следует подтянуть нажимную буксу и, если пропуск газа не уменьшается, заменить сальниковую набивку.

Пропуск газа в сальниках с металлической набивкой происходит по следующим причинам: выработка уплотняющих колец и увеличе­ние вследствие этого зазора между штоком и внутренним диамет­ром кольца. Необходимо поставить уплотняющие кольца с допусти­мыми зазорами. При поломке или соскакивании пружин, прижима­ющих камеры сальников одну к другой, нужно проверить и установить на место пружины, поломанные —заменить. Выработку штока или риски, царапины и другие повреждения на его поверхно­сти устраняют восстановлением поверхности штока.

Сальники и штоки нагреваются главным образом из-за перекоса нажимной буксы.

Основные неисправности в циркуляционной смазочной системе — внезапное или постепенное падение давления масла и повышение его температуры. Внезапное падение давления масла в системе мо­жет произойти в результате разрыва напорного маслопровода, па­дения уровня масла в картере или маслобаке, поломки шестеренного насоса или перепускного клапана маслопровода. В этих случаях немедленно останавливают компрессор, определяют причину паде­ния давления и устраняют ее.

Постепенное падение давления масла в циркуляционной смазоч­ной системе происходит из-за неплотности в соединениях масляных трубопроводов. Надо подтянуть болты на фланцах, пропускающих масло. Если течь не устраняется, следует остановить компрессор, выпустить масло и заменить прокладки на фланцах. При засорении приемной сетки масляного насоса ее нужно прочистить. Если засо­рен один масляный фильтр, нужно переключиться на другой.

Повышение температуры масла в смазочной системе возможно в результате загрязнения холодильника или уменьшения потока ох­лаждающей воды. Необходимо остановить компрессор, очистить маслохолодильник или, не останавливая компрессор, усилить ох­лаждение маслохолодильника.

Техническое состояние клапанов и поршневых колец можно оп­ределить по снятой индикаторной диаграмме, сравнивая ее с эта­лонной.

На рис. 94 приведены индикаторные диаграммы с отклонениями от нормы, выявленные путем сравнения с эталонной диаграммой а, показанной тонкой линией.

По диаграмме б видно, что в цилиндре увеличено вредное про­странство. Политропа расширения идет более полого, чем на эта­лонной диаграмме. Производительность компрессора снижается.

Негерметичность или несвоевременное закрытие нагнетательно­го клапана выявляется на диаграмме в. Газ перетекает из нагнета­тельного трубопровода снова в цилиндр, экономичность и произво­дительность компрессора снижаются.

По диаграмме г видно, что всасывающий клапан пропускает газ во время сжатия, при этом производительность компрессора снижается.

При тугой пружине нагнетательного клапана или большом со­противлении нагнетательного трубопровода диаграмма будет иметь вид д, давление в цилиндре увеличено, расширяющейся газ не по­зволяет взять в цилиндр полную порцию газа.

При тугой пружине всасывающего клапана диаграмма прини­мает вид е.

В результате защемления всасывающего клапана газ при сжа­тии возвращается во всасывающий трубопровод (диаграмма ж), производительность компрессора падает.

Негерметичность поршневых колец и сальников (диаграмма з) приводит к перетеканию газа из одной полости цилиндра в другую. Показатели работы компрессора при этом ухудшаются.