logo search
Белецкий

8.1. Очистные машины

Самоходные очистные машины предназначены для очистки ме-ническим способом наружной поверхности труб от слоя грязи,

249

жирных пятен, окалины, ржавчины и ржавой пыли до металличес­кого блеска, а также для покрытия очищенной поверхности труб тон­ким слоем холодной грунтовки - праймером (раствор битума в бен­зине по весовому соотношению 1 : 2,5). Очистка труб до металли­ческого блеска при их сильной заржавленности производится обычно за два прохода машины или двумя машинами, следующи­ми одна за другой. В последнее время начат выпуск комбинирован­ных машин (комбайнов), у которых операции очистки и изоляции трубопровода совмещены.

Самоходные очистные машины типа ОМ и ОМЛ, предназначен­ные для очистки трубопроводов диаметром 89-1420 мм, по конструк­ции и кинематике имеют много общего и отличаются друг от друга (в зависимости от диаметров очищаемых трубопроводов) габаритны­ми размерами, мощностью силовой установки, массой и количеством рабочего инструмента.

Основными узлами самоходной очистной машины (рис. 8.1) яв­ляются: несущая рама 5 с приводными ходовыми колесами 6 и 8, силовой агрегат 4 - двигатель внутреннего сгорания (дизельный или карбюраторный), передний рабочий орган 7 для очистки труб, задний рабочий орган 9 для нанесения на трубу грунтовки и узлы трансмиссии, предназначенные для передачи вращения от двига­теля на ходовые колеса и рабочие органы машины. На раме уста­новлены также бак / для грунтовки, бак 2 для топлива и грузовая подвеска 5, с помощью которой машина подвешивается на крюке работающего в паре с ней трубоукладчика при подъеме и опуска­нии. При движении по трубопроводу машина дополнительно опи­рается на колесное устройство 10, обеспечивающее устойчивость машины.

В зависимости от условий работы это устройство монтируется с правой или левой стороны машины. Для чистки труб используется специальный набор рабочих инструментов, состоящий из комплек­та скребков с твердой наплавкой и плоских стальных металлических щеток, смонтированных по окружности двух отдельных роторов пе­реднего рабочего органа, вращающихся во взаимно противополож­ных направлениях. Скребки предназначены для удаления грязи, ока­лины и основного слоя ржавчины и монтируются на переднем (по ходу машины) роторе. Щетки служат для окончательной очистки поверхности трубопровода от рыхлого слоя ржавчины и устанавли­ваются за скребками на заднем роторе. Каждый из роторов опира­ется на ролики и состоит из приводной звездочки и двух плоских колец, связанных между собой осями. На осях шарнирно надеты

250

Рис. 8.1. Самоходная очистная машина

251

рычаги с очистным инструментом. Прижатие скребков и щеток к очищаемой поверхности осуществляется пружинами.

Нанесение грунтовки на очищенную поверхность трубопровода производится двумя джуто-кордовыми полотенцами и мягкими тра­вяными щетками, смонтированными на роторе праймирования зад-него рабочего органа. Грунтовка поступает к полотенцам ротора праймирования из грунтовочного бака через регулирующий подачу кран и сопло гидравлического провода. При вращении ротора вок­руг трубы полотенца захватывают грунтовку и равномерно распреде­ляют ее по очищенной поверхности тонким слоем, который затем втирается травяными щетками.

Наличие коробки скоростей в системе привода ротора прайми­рования и ходовых колес позволяет регулировать скорости нанесе­ния грунтовки и движения машины в зависимости от степени зар­жавленное™ поверхности труб. Управление машиной осуществляет­ся рычагами сосредоточенными у сиденья оператора. Максимальная скорость передвижения машин типа ОМ и ОМЛ составляет 0,1-0,54 км/ч, частота вращения ротора 65-240 об/мин, мощность дви­гателя 6-100 кВт, масса 0, 45-13, 6 т.

При работе очистных машин необходимо строго соблюдать пра­вила противопожарной безопасности, так как праймер приготовлен на легковоспламеняющемся бензине.