logo search
Белецкий

8.2. Изоляционные машины

Самоходные изоляционные машины выпускаются двух типов: типа ИМ для изоляции трубопроводов битумными мастиками с пос­ледующей обмоткой армирующими и защитными рулонными мате­риалами (бумагой, бризолом, гидроизолом) и типа ИЛ для изоляции трубопроводов полимерными лентами.

Машина типа ИМ (рис. 8.2) состоит из несущей рамы 4 с ходовы­ми колесами 3, двигателя внутреннего сгорания 5, бака 10 для битум­ной мастики, узлов трансмиссии, битумных насосов 8 с системой битумопровода, устройства для нанесения изоляции - обечайки 9, обмоточной головки 2 со шпулями / для рулонного материала, по­догревающего устройства 6 и поддерживающего механизма 7. Двига­тель приводит в движение через трансмиссию ходовые колеса, би­тумные насосы и обмоточную головку. На раме машины укрепле­на специальная подвеска, с помощью которой она подвешивается на крюке трубоукладчика при подъеме и опускании.

252

Рис. 8.2. Самоходная машина для наложения битумной изоляции

Изоляционные машины производят наложение изоляции поли­вом мастики на поверхность трубы при помощи кольцевой обечай­ки. Обечайка служит для приема битумной мастики, равномерного распределения ее по поверхности трубы и формирования изоляцион­ного слоя толщиной 3-6 мм. Каждая изоляционная машина снабжа­ется комплектом сменных обечаек в соответствии с диаметром труб, для изоляции которых она предназначена. Питание обечайки битум­ной мастикой производится одновременно через верхнюю и нижнюю горловины, расположенные в головной части. Горячая мастика в гор­ловины подается под напором из битумного бака (рис. 8.3) двумя шестеренными насосами / и 2 через фильтр 3, напорную трубу 4, трехходовой кран 5 по битумопроводу 6. В битумный бак горячая мастика заливается из битумовоза или перекачивается из битумного котла насосами бака.

Для обертывания трубопровода рулонными материалами в задней части рамы машины на роликах смонтирован (см. рис. 8.2) зубчатый

253

Рис. 8.3. Битумопровод изоляционный машины

обод 2 с двумя или четырьмя шпулями /, укрепленными на специ­альных кронштейнах. При вращении обода шпули вращаются вмес­те с ним и обертывают трубу изолирующей лентой. Угол наклона оси шпуль к оси трубы регулируется в зависимости от ширины изолиру­ющей ленты и диаметра трубопровода. Для обеспечения плотного прилегания рулонного материала к трубе шпули снабжены тормоз­ным устройством.

Управление машиной производится с земли при помощи рычагов, выведенных на обе ее стороны. Скорость передвижения машин типа ИМ 0,2-1,8 км/ч при мощности двигателей 5-55 кВт и общей мас­се машин от 0,35 до 8,4 т.

В последнее время все большее распространение получают маши­ны типа ИЛ для изоляции трубопроводов полимерными лентами шириной 200-500 мм. Машины типа ИЛ оборудованы устройством, наносящим на поверхность трубопровода слой клея для приклеива­ния полимерной ленты.

Каждая машина типа ИЛ (рис. 8.4) представляет собой самоход­ную тележку-раму У, на которой смонтированы двигатель 2, узлы трансмиссии, обмоточный ротор 4 со шпулями 3 для полимерной ленты, а также устройства для нанесения клея и снятия статическо­го электричества. Шпули обеспечивают равномерное натяжение лен-

254

Рис. 8.4. Самоходная машина для намотки липкой полимерной ленты

ты в процессе ее намотки на трубопровод с усилием до 2000 Н. Для облегчения установки рулонов ленты на шпу^и машина оборудуется подъемником. Машины типа ИЛ применяются для изоляции трубо­проводов диаметром 325-1420 мм, движутся по трубопроводу со ско­ростью 100-800 м/ч, имеют мощность двигателя 22-30 кВт и общую массу 3,8-6,0 т.

Для изоляции полимерной лентой трубопроводов малых диамет­ров (57-114 мм) используется приспособленце типа ПИЛ, приводи­мое в действие от двигателя внутреннего сгорания и вручную. Рабо­чим органом этого приспособления является ротор с двумя шпуля­ми для полимерной ленты.

255