logo search
Ведёрников 2

§ 53. Смазочные системы поршневых компрессоров

В поршневых компрессорах различают две самостоятельные смазочные системы: смазывание цилиндров и сальников и сма­зывание механизма движения.

Смазывание цилиндров и сальников. Применяют три способа смазывания цилиндров: разбрызгиванием масла из картера, вво­дом распыленного масла в струю всасываемого газа и подачей масла под давлением непосредственно на рабочую поверхность цилиндра.

Смазывание цилиндров разбрызгиванием масла из картера применяют в компрессорах бескрейцкопфного типа. Масло за­хватывается из картера противовесами коленчатого вала и раз­брызгивается по поверхности цилиндра, открываемой поршнем. При следующих оборотах вала масло увлекается поршнем и на­носится на остальную часть рабочей поверхности цилиндра.

Ввод распыленного масла в струю всасываемого газа исполь­зуют в многоступенчатых компрессорах бескрейцкопфного типа для смазывания цилиндров высокого давления, которые не при­мыкают к картеру. С этой целью часть газа засасывается в ци­линдры через полость картера, которая во время работы комп­рессора постоянно заполнена масляным туманом. При этом спо­собе смазывания не все распыленное в газе масло попадает на рабочую поверхность цилиндров. Кроме того, тесный контакт с некоторыми газами снижает качество масла.

Самый совершенный и распространенный способ — смазывание цилиндров и сальников под давлением. Масло подается много­плунжерным насосом, который называется лубрикатором. В го­ризонтальных ' компрессорах масло в цилиндры подводится в верхней точке, а при большом диаметре цилиндра делают два дополнительных боковых ввода. Цилиндры вертикальных комп­рессоров также имеют один или несколько вводов масла. Число вводов зависит от размеров цилиндра. Вводы располагают на равных расстояниях по окружности в плоскости среднего поло­жения верхнего поршневого кольца.

В сальниках ступеней низких давлений делают один ввод мас­ла, а в сальниках ступеней высоких давлений — два или три.

Масло от насоса к месту смазывания подается по маслопро­водам. Для проверки поступления масла в цилиндры и сальники на всех вводах ставят контрольные краники с обратными затво­рами, не допускающими выброса масла и газа из цилиндра при открытом кранике.

Лубрикатор состоит из отдельных элементов 3 (рис. 74) — двухплунжерных насосов. Каждый элемент подает смазку только на одну точку. В корпусе / устанавливают такое число насосных элементов, которое соответствует числу точек ввода масла. Кор­пус / служит маслобаком (масляной ванной) для всех насосных элементов. Плунжер 7 засасывает масло через приемное отвер­стие 5 и нагнетает его через клапан^ 2 по отверстию 6 в проме-

жуточную камеру 11, прикрытую сбоку стеклом. Машинист через смотровое стекло может наблюдать за количеством масла, пода­ваемым плунжером 7. Пройдя через сетку 12, масло через отвер­стие 13 поступает во второй цилиндр, откуда плунжером 4 через клапан 15 и присоединительный штуцер 14 подается к точке сма­зывания. Давление, создаваемое насосом, регулируют затяжкой пружин клапанов 2 и 15. Лубрикатор имеет общий вал 10 и экс­центрики 9, охватываемые вилкой 8 каждого насосного элемента. К вилке подсоединены плунжеры 4 и 7.

Лубрикатор приводится в действие от коленчатого вала комп­рессора через червячный редуктор или от самостоятельного элект­родвигателя. Кроме того, для подачи смазки в пусковой период лубрикатор оснащен приспособлением, позволяющим приводить его в работу вручную.

Смазывание механизма движения. Масло подводится к поверх­ностям трения механизма движения разбрызгиванием и принуди­тельно.

Смазывание разбрызгиванием применяют в компрессорах, предназначенных для кратковременной работы. Масло заливают до определенного уровня в картер компрессора. Над поверхно­стью масла при вращении коленчатого вала образуется туман из распыленных капель. Капли по отверстиям в подшипниках попадают на поверхности трения. Такое смазывание не обеспе­чивает достаточного отвода теплоты. Кроме того, масло в про­цессе работы не фильтруется, постепенно загрязняется, что уско­ряет износ компрессора.

Принудительное смазывание механизма движения осуществ­ляется по замкнутому циклу и называется циркуляционным. Ос­новные этапы циркуляционной смазочной системы следующие: маслосборник — насос — фильтр — холодильник — точки смазыва­ния—'маслосборник. В некоторых компрессорах в качестве мас­лосборника используют поддон картера; в них отсутствует масло-холодильник. Циркуляционные смазочные системы снабжают пе­репускным клапаном для регулирования давления масла, мано­метрами, которые обычно устанавливают до фильтра и после не­го, и термометрами.

Смазку к коренным подшипникам и к параллелям крейцкопфа подводят по трубкам. Масло к кривошипной головке шатуна по­ступает от коренного подшипника по отверстиям в вале. Масло подводят к крейцкопфной головке шатуна либо от кривошипной головки по каналу в стержне шатуна, либо от параллелей по от­верстиям в корпусе пальца крейцкопфа. Смазывание параллелей промежуточных и концевых ползунов также входит в циркуля­ционную систему. В современных конструкциях компрессоров для упрощения масляных трубопроводов и сохранения чистоты масла смазку на параллели и ползуны подают от лубрикатора.

В циркуляционных смазочных системах применяют преимуще­ственно шестеренные насосы. В компрессорах малой и средней производительности маслонасосы приводят в действие от вала компрессора через храповую муфту, которая позволяет перед пу­ском прокачать о.мазку вручную. Шестеренные насосы компрес­соров большой производительности имеют индивидуальный при­водной электродвигатель, что позволяет приводить в действие на­сос перед пуском компрессора.

Для смазывания цилиндров необходимо применять масла с температурой вспышки не менее чем на 50° С выше максималь­ной температуры сжатого газа.