§ 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
В поршневых компрессорах различают две самостоятельные смазочные системы: смазывание цилиндров и сальников и смазывание механизма движения.
Смазывание цилиндров и сальников. Применяют три способа смазывания цилиндров: разбрызгиванием масла из картера, вводом распыленного масла в струю всасываемого газа и подачей масла под давлением непосредственно на рабочую поверхность цилиндра.
Смазывание цилиндров разбрызгиванием масла из картера применяют в компрессорах бескрейцкопфного типа. Масло захватывается из картера противовесами коленчатого вала и разбрызгивается по поверхности цилиндра, открываемой поршнем. При следующих оборотах вала масло увлекается поршнем и наносится на остальную часть рабочей поверхности цилиндра.
Ввод распыленного масла в струю всасываемого газа используют в многоступенчатых компрессорах бескрейцкопфного типа для смазывания цилиндров высокого давления, которые не примыкают к картеру. С этой целью часть газа засасывается в цилиндры через полость картера, которая во время работы компрессора постоянно заполнена масляным туманом. При этом способе смазывания не все распыленное в газе масло попадает на рабочую поверхность цилиндров. Кроме того, тесный контакт с некоторыми газами снижает качество масла.
Самый совершенный и распространенный способ — смазывание цилиндров и сальников под давлением. Масло подается многоплунжерным насосом, который называется лубрикатором. В горизонтальных ' компрессорах масло в цилиндры подводится в верхней точке, а при большом диаметре цилиндра делают два дополнительных боковых ввода. Цилиндры вертикальных компрессоров также имеют один или несколько вводов масла. Число вводов зависит от размеров цилиндра. Вводы располагают на равных расстояниях по окружности в плоскости среднего положения верхнего поршневого кольца.
В сальниках ступеней низких давлений делают один ввод масла, а в сальниках ступеней высоких давлений — два или три.
Масло от насоса к месту смазывания подается по маслопроводам. Для проверки поступления масла в цилиндры и сальники на всех вводах ставят контрольные краники с обратными затворами, не допускающими выброса масла и газа из цилиндра при открытом кранике.
Лубрикатор состоит из отдельных элементов 3 (рис. 74) — двухплунжерных насосов. Каждый элемент подает смазку только на одну точку. В корпусе / устанавливают такое число насосных элементов, которое соответствует числу точек ввода масла. Корпус / служит маслобаком (масляной ванной) для всех насосных элементов. Плунжер 7 засасывает масло через приемное отверстие 5 и нагнетает его через клапан^ 2 по отверстию 6 в проме-
жуточную камеру 11, прикрытую сбоку стеклом. Машинист через смотровое стекло может наблюдать за количеством масла, подаваемым плунжером 7. Пройдя через сетку 12, масло через отверстие 13 поступает во второй цилиндр, откуда плунжером 4 через клапан 15 и присоединительный штуцер 14 подается к точке смазывания. Давление, создаваемое насосом, регулируют затяжкой пружин клапанов 2 и 15. Лубрикатор имеет общий вал 10 и эксцентрики 9, охватываемые вилкой 8 каждого насосного элемента. К вилке подсоединены плунжеры 4 и 7.
Лубрикатор приводится в действие от коленчатого вала компрессора через червячный редуктор или от самостоятельного электродвигателя. Кроме того, для подачи смазки в пусковой период лубрикатор оснащен приспособлением, позволяющим приводить его в работу вручную.
Смазывание механизма движения. Масло подводится к поверхностям трения механизма движения разбрызгиванием и принудительно.
Смазывание разбрызгиванием применяют в компрессорах, предназначенных для кратковременной работы. Масло заливают до определенного уровня в картер компрессора. Над поверхностью масла при вращении коленчатого вала образуется туман из распыленных капель. Капли по отверстиям в подшипниках попадают на поверхности трения. Такое смазывание не обеспечивает достаточного отвода теплоты. Кроме того, масло в процессе работы не фильтруется, постепенно загрязняется, что ускоряет износ компрессора.
Принудительное смазывание механизма движения осуществляется по замкнутому циклу и называется циркуляционным. Основные этапы циркуляционной смазочной системы следующие: маслосборник — насос — фильтр — холодильник — точки смазывания—'маслосборник. В некоторых компрессорах в качестве маслосборника используют поддон картера; в них отсутствует масло-холодильник. Циркуляционные смазочные системы снабжают перепускным клапаном для регулирования давления масла, манометрами, которые обычно устанавливают до фильтра и после него, и термометрами.
Смазку к коренным подшипникам и к параллелям крейцкопфа подводят по трубкам. Масло к кривошипной головке шатуна поступает от коренного подшипника по отверстиям в вале. Масло подводят к крейцкопфной головке шатуна либо от кривошипной головки по каналу в стержне шатуна, либо от параллелей по отверстиям в корпусе пальца крейцкопфа. Смазывание параллелей промежуточных и концевых ползунов также входит в циркуляционную систему. В современных конструкциях компрессоров для упрощения масляных трубопроводов и сохранения чистоты масла смазку на параллели и ползуны подают от лубрикатора.
В циркуляционных смазочных системах применяют преимущественно шестеренные насосы. В компрессорах малой и средней производительности маслонасосы приводят в действие от вала компрессора через храповую муфту, которая позволяет перед пуском прокачать о.мазку вручную. Шестеренные насосы компрессоров большой производительности имеют индивидуальный приводной электродвигатель, что позволяет приводить в действие насос перед пуском компрессора.
Для смазывания цилиндров необходимо применять масла с температурой вспышки не менее чем на 50° С выше максимальной температуры сжатого газа.
- Глава 1
- §1.Свойства жидкостей
- § 2. Сведения из гидростатики и гидродинамики
- § 3. Практическое использование законов гидростатики и гидродинамики
- § 4. Истечение жидкости через отверстия и насадки
- Глава II
- § 5. Параметры состояния газа
- § 6. Идеальный и реальный газы
- § 7. Теплоемкость газов *
- § 8. Первый закон термодинамики
- § 9. Термодинамические процессы
- § 10. Второй закон термодинамики
- § 11. Свойства водяного пара
- §12. Свойства влажного воздуха
- §13. Истечение и дросселирование
- § 14. Основы теплопередачи
- Глава III
- § 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
- § 17. Ремонт и испытание трубопроводов и арматуры
- § 18. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов и арматуры
- § 19. Составление и чтение схем трубопроводов
- Глава IV
- § 20. Общие сведения
- § 21. Возвратно-поступательные насосы
- § 22. Основные сборочные единицы насоса
- § 24. Процессы всасывания и нагнетания
- § 25. Газовые колпаки
- § 26. Индикаторная диаграмма поршневого насоса
- § 28. Дозировочные и синхродозировочные электронасосные агрегаты
- § 27. Паровые прямодействующие насосы
- § 30. Примеры составления и чтения схем насосных установок
- Глава V
- § 31. Общие сведения
- § 32. Схема установки центробежных насосов
- § 33. Основные параметры центробежного насоса
- § 34. Уравнение Эйлера для определения теоретического и действительного напоров центробежного насоса
- § 35. Характеристики центробежного насоса и трубопровода
- § 36. Совместная работа центробежных насосов
- § 37. Осевая сила и способы ее разгрузки
- § 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
- § 39. Горизонтальные одноколесные
- § 40. Центробежные консольные и погружные химические насосы
- § 41. Центробежные герметичные электронасосы. Насосы из неметаллических материалов
- § 42. Типовые схемы насосных установок
- Глава VI
- § 43. Общие положения по эксплуатации насосов
- § 44. Регулирование работы и смазывание насосов
- § 45. Автоматическое управление насосными установками
- § 46. Эксплуатация поршневых насосов
- § 47. Эксплуатация центробежных насосов
- Глава VII
- § 48. Общие сведения
- § 49. Теоретический и действительный циклы работы одноступенчатого компрессора поршня выполняют диафрагмы (мембраны), называются диафраг-мовыми.
- § 50. Основные параметры поршневых компрессоров
- § 51. Способы регулирования производительности поршневых компрессоров
- § 52. Назначение и устройство основных сборочных единиц поршневых компрессоров
- § 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
- § 54. Системы охлаждения поршневых компрессоров
- § 55. Газовые коммуникации
- § 56. Угловые крейцкопфные компрессоры
- § 57. Горизонтальные компрессоры
- § 58. Вертикальные компрессоры
- § 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
- § 60. Роторные и винтовые компрессоры
- Глава VIII
- § 61. Принцип действия и классификация
- § 62. Теоретические основы работы центробежных компрессоров
- § 63. Основные сборочные единицы центробежных компрессоров
- § 64. Смазочная система центробежных компрессоров
- § 65. Вентиляторы
- § 66. Центробежные воздухо- и газодувки
- § 67. Многоступенчатые центробежные компрессоры
- § 68. Центробежные
- § 69. Осевые компрессоры
- § 70. Холодильные компрессоры
- § 71. Вспомогательное оборудование компрессорных установок.
- Глава X
- § 72. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
- § 73. Эксплуатация поршневых компрессоров
- § 74. Автоматическое управление поршневыми компрессорными установками.
- § 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров
- § 76. Эксплуатация центробежных компрессоров
- § 77. Автоматическое управление центробежными компрессорными установками
- § 78. Возможные неисправности центробежных компрессоров
- § 79. Безопасные условия эксплуатации компрессорных установок
- Глава XI
- § 80. Электродвигатели
- § 81. Двигатели внутреннего сгорания
- § 82. Паровые машины
- § 83. Паровые и газовые турбины
- § 84. Гидравлический привод
- § 85. Промежуточные звенья привода
- § 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
- Глава XII
- § 87. Назначение и виды ремонтов
- § 88. Способы определения неисправностей. Подготовка оборудования к ремонту
- § 89. Ремонт сальников
- § 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец
- § 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
- § 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
- § 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
- § 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
- § 95. Пуск после ремонта и сдача насосов и компрессоров в эксплуатацию
- § 96. Виды смазки для насосов и компрессоров
- § 97. Прокладочные и набивные материалы
- Глава XIII
- § 98. Технологический регламент и должностные инструкции
- § 99. Бригадная форма организации и стимулирования труда