logo search
Ведёрников 2

§ 65. Вентиляторы

Вентиляторы делятся на центробежные и осевые. Центробеж­ные применяют для подачи газа при относительно больших давле­ниях, осевые — для подачи больших объемов газа при относитель­но малых давлениях. Вентиляторы для перемещения дымовых га­зов называют дымосо­сами, для перемеще­ния воздуха, засорен­ного механическими примесями, — пылевы­ми вентиляторами.

В зависимости от давления, которое мо­гут создать вентилято­ры, их делят на три группы: низкого давле­ния—до 0,001 МПа; среднего — 0,001 —: 0,004 МПа; высокого— 0,004—0,015 МПа.

Вентиляторы всех групп имеют одно и то же устройство и различаются только шириной рабочих колес; чем выше давление, тем меньше ширина колеса.

Центробежный вентилятор (рис. 83) состоит из трех основных сборочных единиц: рабочего колеса 1, спирального кожу­ха 6 и станины 7 с валом и подшипниками. Рабочее колесо включа­ет лопатки 2, задний диск 3, ступицу 4 и переднее кольцо (покрыв­ной диск) 5.

164

Вращающееся рабочее колесо / непрерывно захватывает газ и лопатками 2 отбрасывает его в радиальном направлении в кожух 6. Лопатки рабочего колеса в зависимости от группы вентилятора бывают различной формы и длины. Их изготовляют из листовой углеродистой стали и прикрепляют к диску и переднему кольцу с помощью клепки или сварки. Применяют также цельноштампован-ные и литые колеса.

Кожух вентилятора сваривают или склепывают из листовой ста­ли. В вентиляторах, перемещающих взрывоопасные газы, используют литые кожухи из чугуна или алю­миниевого сплава.

Для плавного перехода газа из рабочего колеса в нагнетательный трубопровод кожух делают в виде спиральной камеры. Кожух имеет два патрубка: всасывающий (сбо­ку) круглого сечения и нагнетатель­ный прямоугольного сечения. Рабо­чие колеса вентиляторов большой производительности выполняют с двусторонним входом, а кожух — с двумя всасывающими патрубками.

Ступицы изготовляют литыми или точеными. Прикрепляют их к задним дискам с помощью заклепок, болтов и сваркой. Ступицы служат для насаживания рабочих колес на вал, крепят их шпон­ками и стопорными болтами. Станины отливают из чугуна или сваривают из листовой стали.

В вентиляторах, перемещающих воздух с примесями агрессив­ных паров или газов, всю проточную часть (кожух, рабочее колесо, вал) изготовляют из кислотоустойчивых сталей, пластмасс, алюми­ниевого сплава и других материалов.

Осевой вентилятор (рис. 84) состоит из цилиндрическо­го кожуха 2, колеса с лопастями / и электродвигателя 3. Входной и выходной патрубки делают расширяющимися в виде диффузоров. Газ поступает в осевом направлении и под воздействием быстро вращающихся лопаток колеса перемещается в том же направле­нии. Во многих вентиляторах рабочие колеса насаживают непо­средственно на валы двигателей, на которые надевают обтекатели 4. Электродвигатель вместе с лопаточным колесом укрепляют внут­ри кожуха, располагая его в потоке газа. В ряде случаев, особенно при отсасывании горячих и запыленных газов, двигатель выносят из потока. В современных вентиляторах большой производитель­ности на выходе кроме цилиндрических диффузоров устанавлива­ют аппараты, выпрямляющие поток, а на входе ставят поворотные лопатки, позволяющие регулировать производительность.

165

Рабочие колеса осевых вентиляторов состоят из втулок и ло­пастей. Втулки бывают сварные и литые. Лопасти штампуют из

6*—464

листового металла или отливают. Лопасти крепятся к втулкам клепкой, сваркой или с помощью стержней и гаек. Изготовляют также цельные осевые колеса штамповкой из листового металла или отливкой. Материал кожуха, осевых колес, вала двигателя и других внутренних частей выбирают в зависимости от температуры и свойств перемещаемых газов.

Практически все колеса осевых вентиляторов обладают ревер­сивностью, т. е. при изменении направления вращения изменяется направление потока. Однако если лопасти имеют несимметричный профиль, то реверсирование приводит к уменьшению напора и КПД вентилятора. При симметричном профиле лопастей вентиля­тор работает без потерь в обоих направлениях. Осевые вентилято­ры бывают одно- и многоступенчатыми.