§ 66. Центробежные воздухо- и газодувки
Воздухо- и газодувки, а также турбовоздухо- и турбогазодув-ки — средненапорные центробежные компрессоры с приводом от электродвигателя или турбины. Выпускают одноступенчатые и многоступенчатые газо- и воздуходувки.
Одноступенчатые воздух о- и газодувки смонтированы на общей фундаментной плите с электродвигателем. Валы воздуходувки и электродвигателя соединены упругой муфтой (рис. 85).
166
Корпус одноступенчатых консольных воздухо- и газодувок представляет собой улитку, отлитую из чугуна или стали. Чугунная боковая крышка со всасывающим патрубком обеспечивает осевой вход газа в рабочее колесо. Нагнетательный патрубок направлен вверх.
Корпус и рабочее колесо газодувок, предназначенных для работы на агрессивных газах, сварные из коррозионно-стойкой стали. Нагнетательные патрубки их, расположенные в нижней части корпуса, направлены горизонтально.
Ротор состоит из вала, сварного рабочего колеса, соединенного с валом шпонкой, и гайки-обтекателя.
Опорами вала служат два подшипника качения, расположенные в опорной чугунной стойке. Один из подшипников — опорный, второй — радиально-упорный (воспринимает осевые и радиальные усилия). Для смазывания подшипников применяют консистентную смазку.
Газодувки имеют концевое графитовое уплотнение, состоящее из четырех разрезных графитовых колец, прижатых к валу пружинами. Для отвода газа из уплотнений во всасывающий патрубок предусмотрена отводная трубка.
Корпус одноступенчатых двухопорных воздухо- и газодувок чугунный литой, спиральный, с горизонтальным разъемом. В нижней части корпуса расположен всасывающий патрубок, в верхней— нагнетательный, направленный вверх, а также рым-болты для подъема.
Корпус газодувок, предназначенных для агрессивных газов, сварной из высоколегированной стали. В верхней части корпуса расположен всасывающий патрубок, в нижней — нагнетательный патрубок, направленный горизонтально.
Ротор состоит из вала и рабочего колеса сварной конструкции, соединенного с валом шпонкой и закрепленного гайками и контргайками. Опоры ротора — подшипники качения, размещенные в литых чугунных корпусах.
Смазывание подшипников кольцевое. Корпуса подшипников с водяными камерами служат для охлаждения масла. Масло заливается через фильтры-сетки. Для контроля уровня и температуры масла установлены маслоуказатели и термометры. Рабочие колеса снабжены лабиринтным уплотнением.
Многоступенчатые воздухо- и газодувки предназначены для сжатия или отсасывания воздуха и неагрессивных газов.
Многоступенчатые воздухо- и газодувки по направлению вращения ротора делят на две группы: с левым вращением — против хода часовой стрелки и с правым — по ходу часовой стрелки (если смотреть со стороны электродвигателя).
Газо- и воздуходувки 3 смонтированы на общей фундаментной плите 6 с электродвигателем 1 (рис. 86). Валы газо- и воздуходувки и электродвигателя соединены упругой муфтой 2.
6** 1G7
Каждая ступень воздухо- и газодувки состоит из рабочего колеса, лопаточных направляющего и обратного направляющего аппаратов.
Воздух или газ подводят к рабочему колесу первой ступени через спиральную камеру. При выходе из последней ступени воздух или газ направляются в спиральную камеру, а затем поступают в нагнетательный патрубок 5.
Корпус воздуходувок и газодувок чугунный литой, с горизонтальным разъемом. В нижней части его расположены всасывающий 4 и нагнетательный 5 патрубки, направленные горизонтально. Такое расположение патрубков и разъем корпуса по горизонтальной оси облегчают сборку и разборку машины, обеспечивают свободный доступ к ее внутренним деталям.
В верхней части корпуса предусмотрены четыре рым-болта для подъема машины.
Ротор машины состоит из вала и рабочих колес сварной конструкции, разделенных между собой дистанционными втулками. Рабочие колеса с обеих сторон закреплены гайками и контргайками. Посадка рабочих колес на вал плотная, на шпонках. За рабочим колесом последней ступени расположен думмис, разгружающий ротор от осевых усилий.
Опорами вала служат подшипники качения, расположенные в чугунных корпусах. Один из подшипников упорный и воспринимает остаточные осевые усилия. Смазывание подшипников кольцевое.
Корпуса подшипников снабжены водяными камерами, в которые подается вода для охлаждения масла. В верхних крышках корпусов установлены фильтры-сетки для залива масла.
Для контроля уровня и температуры масла установлены мас-лоуказатели и ртутные термометры. При повышении температуры подшипника выше допустимой (80°С) для автоматической защиты воздухо- или газодувки вместо ртутных термометров могут быть установлены электроконтактные термометры или взрывонепрони-цаемые термометры сопротивления.
Разгрузочная труба, отводящая воздух или газ после думмиса, у воздуходувок выведена в атмосферу, у газодувок соединена со всасывающей полостью.
Уплотнения рабочих колес и думмиса — лабиринтные; представляют собой стальные обоймы с впрессованными в них кольцами из листового алюминия. Концевые уплотнения воздуходувок — чугунные корпуса с запрессованными в них кольцами или листового алюминия.
В большинстве газодувок установлены графитовые концевые уплотнения, состоящие из четырех разрезных графитовых колец, прижатых к валу пружинами. На корпусе уплотнения установлена масленка, с помощью которой в пространство между двумя кольцами вводится густая смазка, повышающая герметичность.
- Глава 1
- §1.Свойства жидкостей
- § 2. Сведения из гидростатики и гидродинамики
- § 3. Практическое использование законов гидростатики и гидродинамики
- § 4. Истечение жидкости через отверстия и насадки
- Глава II
- § 5. Параметры состояния газа
- § 6. Идеальный и реальный газы
- § 7. Теплоемкость газов *
- § 8. Первый закон термодинамики
- § 9. Термодинамические процессы
- § 10. Второй закон термодинамики
- § 11. Свойства водяного пара
- §12. Свойства влажного воздуха
- §13. Истечение и дросселирование
- § 14. Основы теплопередачи
- Глава III
- § 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
- § 17. Ремонт и испытание трубопроводов и арматуры
- § 18. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов и арматуры
- § 19. Составление и чтение схем трубопроводов
- Глава IV
- § 20. Общие сведения
- § 21. Возвратно-поступательные насосы
- § 22. Основные сборочные единицы насоса
- § 24. Процессы всасывания и нагнетания
- § 25. Газовые колпаки
- § 26. Индикаторная диаграмма поршневого насоса
- § 28. Дозировочные и синхродозировочные электронасосные агрегаты
- § 27. Паровые прямодействующие насосы
- § 30. Примеры составления и чтения схем насосных установок
- Глава V
- § 31. Общие сведения
- § 32. Схема установки центробежных насосов
- § 33. Основные параметры центробежного насоса
- § 34. Уравнение Эйлера для определения теоретического и действительного напоров центробежного насоса
- § 35. Характеристики центробежного насоса и трубопровода
- § 36. Совместная работа центробежных насосов
- § 37. Осевая сила и способы ее разгрузки
- § 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
- § 39. Горизонтальные одноколесные
- § 40. Центробежные консольные и погружные химические насосы
- § 41. Центробежные герметичные электронасосы. Насосы из неметаллических материалов
- § 42. Типовые схемы насосных установок
- Глава VI
- § 43. Общие положения по эксплуатации насосов
- § 44. Регулирование работы и смазывание насосов
- § 45. Автоматическое управление насосными установками
- § 46. Эксплуатация поршневых насосов
- § 47. Эксплуатация центробежных насосов
- Глава VII
- § 48. Общие сведения
- § 49. Теоретический и действительный циклы работы одноступенчатого компрессора поршня выполняют диафрагмы (мембраны), называются диафраг-мовыми.
- § 50. Основные параметры поршневых компрессоров
- § 51. Способы регулирования производительности поршневых компрессоров
- § 52. Назначение и устройство основных сборочных единиц поршневых компрессоров
- § 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
- § 54. Системы охлаждения поршневых компрессоров
- § 55. Газовые коммуникации
- § 56. Угловые крейцкопфные компрессоры
- § 57. Горизонтальные компрессоры
- § 58. Вертикальные компрессоры
- § 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
- § 60. Роторные и винтовые компрессоры
- Глава VIII
- § 61. Принцип действия и классификация
- § 62. Теоретические основы работы центробежных компрессоров
- § 63. Основные сборочные единицы центробежных компрессоров
- § 64. Смазочная система центробежных компрессоров
- § 65. Вентиляторы
- § 66. Центробежные воздухо- и газодувки
- § 67. Многоступенчатые центробежные компрессоры
- § 68. Центробежные
- § 69. Осевые компрессоры
- § 70. Холодильные компрессоры
- § 71. Вспомогательное оборудование компрессорных установок.
- Глава X
- § 72. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
- § 73. Эксплуатация поршневых компрессоров
- § 74. Автоматическое управление поршневыми компрессорными установками.
- § 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров
- § 76. Эксплуатация центробежных компрессоров
- § 77. Автоматическое управление центробежными компрессорными установками
- § 78. Возможные неисправности центробежных компрессоров
- § 79. Безопасные условия эксплуатации компрессорных установок
- Глава XI
- § 80. Электродвигатели
- § 81. Двигатели внутреннего сгорания
- § 82. Паровые машины
- § 83. Паровые и газовые турбины
- § 84. Гидравлический привод
- § 85. Промежуточные звенья привода
- § 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
- Глава XII
- § 87. Назначение и виды ремонтов
- § 88. Способы определения неисправностей. Подготовка оборудования к ремонту
- § 89. Ремонт сальников
- § 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец
- § 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
- § 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
- § 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
- § 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
- § 95. Пуск после ремонта и сдача насосов и компрессоров в эксплуатацию
- § 96. Виды смазки для насосов и компрессоров
- § 97. Прокладочные и набивные материалы
- Глава XIII
- § 98. Технологический регламент и должностные инструкции
- § 99. Бригадная форма организации и стимулирования труда