logo search
Белецкий

18.8. Требования к качеству прокладки трубопроводов и основные правила охраны труда

Магистральные и распределительные трубопроводы систем водо­снабжения часто работают при значительных напряжениях, возника­ющих в стенках труб из-за внутренних давлений. Поэтому любые дефекты в стыках или в теле труб представляют большую опасность. Надежность работы трубопроводов обеспечивается высоким каче­ством строительных работ. Качество строительства определяется сте­пенью соответствия проложенного водопровода требованиям проек­та, ТУ и СНиПа. Для их соблюдения организуют контроль качества применяемых материалов, изделий, конструкций, а также контроль соблюдения технологии строительно-монтажных работ.

Качество материалов и изделий проверяют в подготовительный период строительства трубопровода в лабораториях и на трубозаго-товительных предприятиях, сопоставляя данные сертификатов по­ставщиков с требованиями ГОСТа, ТУ и проекта, а при отсутствии сертификатов - лабораторными испытаниями.

Качество строительно-монтажных работ определяют путем систе­матического контроля качества каждой операции: соединения труб

514

(сборки и уплотнения стыков, наложения сварных швов и т.п.), их изоляции и укладки, соблюдения проектных уклонов и др. Приме­няют три вида контроля: текущий, периодический и приемочный (по окончании работ). Важнейшим из них является текущий, который может быть сплошным (пооперационным) и выборочным. Применя­емые при этом методы контроля качества могут быть визуальными (непосредственный осмотр выполненных работ), инструментальны­ми (с применением инструментов и приборов) и лабораторными, требующими испытания взятых проб.

При монтаже стальных водоводов самыми ответственными опе­рациями являются сварочные и изоляционно-укладочные. От каче­ства сборки и сварки стыков в основном зависит эксплуатационная надежность трубопроводов, поскольку большинство аварий происхо­дит вследствие разрывов стыков, а не самих труб. Контроль качества сварочно-монтажных работ обычно начинают с проверки условий выгрузки, перевозки и складирования труб, чтобы исключить при этом их повреждение. Затем производят пооперационный контроль по текущей проверке соблюдения установленной технологии произ­водственного процесса. Причем вначале на трубосварочной базе и в последующем при потолочной сварке на трассе проверяют качество (со­стояние) труб и применяемых материалов, а потом качество сборки и сварки стыков. В заключение производят внешний осмотр сварных стыков и проверяют исправление выявленных дефектов. Поопераци­онным контролем определяют внешние дефекты сборки и сварки труб, а прочность сварных соединений или наличие внутренних дефектов проверяют механическими и физическими методами контроля. При необходимости осуществляют металлографические испытания образ­цов. Окончательную проверку прочности и герметичности (водонеп­роницаемости) трубопроводов производят приемочными гидравличес­кими и пневматическими испытаниями (подробнее см. гл. 23). Каче­ство изоляционных покрытий трубопроводов проверяют по мере их нанесения, перед и после укладки трубопроводов в траншею. Выявлен­ные дефекты и повреждения должны быть исправлены.

При монтаже водоводов из отдельных труб (чугунных, железобе­тонных, асбестоцементных и др.) очень важно обеспечить требуемое качество устройства (заделки) стыков между ними. Для обеспечения водонепроницаемости стыков соединений нельзя допускать эллип-сности гладких концов труб, раструбов и муфт, а также плохого ка­чества поверхности труб. Надо добиваться обжатия резинового коль­ца в щели раструбных и муфтовых соединений на 40-50 % толщины его поперечного сечения. Для заделки стыков следует применять

515

качественные резиновые кольца, у которых удельная остаточная де­формация при испытании на старение и морозоустойчивость не пре­вышает 45 %, а гладкая, без трещин, пузырей и посторонних включе­ний поверхность не имеет выступов и углублений размером более 1 мм.

Безопасность труда при прокладке трубопроводов обеспечивает­ся прежде всего правильным выбором и технологически обоснован­ными размерами рабочих мест и их соответствующей организацией. Важное значение имеет содержание в исправности машин, механиз­мов, инструментов и приспособлений. Все рабочие места, а также соединяющие их транспортные зоны и крепления траншей необхо­димо содержать в порядке, обеспечивающем безопасность выполне­ния работ и перемещение машин и кранов в монтажной зоне. Во избе­жание обрушения стенок траншей и возникновения угрозы устойчиво­сти крана при его работе и передвижении необходимо выдерживать установленные расстояния от него до бровки траншеи. Трубы на бер­ме укладывают и укрепляют так, чтобы предотвратить их скатывание в траншею. Траншеи и котлованы на улицах и дворовых участках необходимо ограждать и освещать в ночное время, в местах перехо­дов через траншеи устраивают мосты с ограждениями. Инженерные коммуникации (особенно высоковольтные кабели), пересекающие траншеи, во избежание их повреждения и возникновения аварий за­щищают оплеткой, коробами, подвешивают к балкам, уложенным поперек траншеи.

К работе на кране допускаются машинисты не моложе 18 лет, про­шедшие специальные курс обучения, получившие соответствующее удостоверение и практическую стажировку. При соединении труб особое внимание уделяют безопасной организации рабочих мест электро- и газосварщиков; сва­рочные кабели защищают от повреждений, ежедневно проверяют заземление электросварочных агрегатов и свариваемых труб. При просвечивании стыков надо строго соблюдать установленную дистан­цию между ампулой и техником - радиографом, который должен иметь при себе индикатор для контроля степени облучения. При подъеме трубопровода особое внимание обращают на общую устойчивость кранов-трубоукладчиков. Если нагрузка на крюке резко возрастает и возникает угроза опрокидывания крана, подъем необхо­димо прекратить и трубопровод опустить на землю.

При подъеме и укладке трубопровода в траншею необходимо со­блюдать следующие требования безопасности и охраны труда: следить за состоянием механизмов крана-трубоукладчика и его контрольны-

516

ми приборами: не поднимать груз массой, превышающей максималь­ную грузоподъемность крана при данном вылете крюка; поднимать и опускать трубопровод без рывков, изолированная часть при опус­кании в траншею не должна задевать ее стенок; при наложении по­лотенца на трубопровод выполнять сигналы такелажника (зацепщи-ка), не допуская преждевременного натяжения грузовых канатов; во время опускания плети в траншею работать согласованно с машини­стом других кранов-трубоукладчиков. Если машинист заметил, что другой кран перегружен, он должен немедленно подъемом стрелы или грузового крюка выровнять плеть. В случае выхода из строя од­ного из кранов-трубоукладчиков колонны плеть надо немедленно опустить на землю.

При опускании трубопровода в траншею запрещается кому-либо находиться под поднятой и перемещаемой плетью, между траншеей и трубопроводом, в траншее и в зоне возможного падения стрелы. При работе очистной и изоляционной машин действия машинистов трубо­укладчиков и этих машин должны быть строго согласованы. В процес­се очистки трубопровода трубоукладчики должны передвигаться вдоль трубопровода при минимальном вылете крюка. Высота подъема пле­ти должна быть также минимальной, достаточной для прохода очи­стной машины. Трубы и трубные секции массой, близкой к предель­ной грузоподъемности крана, необходимо поднимать в два приема: сначала на высоту 0,2-0,3 м, после чего проверить состояние грузо­захватных устройств и тормозов крана, а затем уже на необходимую высоту.

Опускание труб в траншею с креплениями требует особой осто­рожности, вызванной необходимостью оградить крепления и распо­ры от ударов.

До начала гидравлического испытания необходимо проверить на­дежность работы опрессовочного агрегата или гидравлического прес­са. Пневматическое испытание по сравнению с гидравлическими является более опасным из-за возможности разрыва труб, поэтому к проведению их предъявляются более строгие требования На весь пе­риод испытания устанавливается охранная зона, вход в которую при нагнетании воздуха в трубопровод и выдерживании его под давле­нием категорически запрещается. Ширина этой зоны принимается от 7 до 25 м (в обе стороны от оси трубопровода) в зависимости от ма­териала и диаметра труб.

Для наблюдения за зоной организуются контрольные посты охра­ны из расчета одни пост на 200 м трубопровода. Применяемые для за­качивания воздуха в трубопровод компрессоры и ресиверы должны

517

быть расположены на расстоянии не менее 10 м от него и обязательно вне опасной зоны. Устранять обнаруженные дефекты, а также под­тягивать болтовые соединения на трубопроводах, находящихся под давлением сжатого воздуха, категорически запрещается. Во избежа­ние поражения рабочих в случае выбивания заглушек они должны находиться в безопасных местах или сами заглушки должны быть ог­раждены прочными безопасными экранами. Кроме этого, заглушки, люки, фланцевые и другие соединения на время испытаний отмеча­ют предупредительными знаками. На период испытания трубопрово­дов все дороги, идущие параллельно ему на расстоянии 200 м, а так­же пересекающие трассу, закрывают, и движение по ним прекраща­ется. Находящиеся в этой зоне дома должны быть освобождены от жильцов, а пастбища — от скота. Когда все эти мероприятия выпол­нены, созданы аварийные бригады и расставлены контрольные по­сты, комиссией дается указание о поднятии давления воздуха на ис­пытываемом участке.