logo search
Белецкий

22.2. Особенности технологии устройства висячих, подвесных, балочных и арочных (самонесущих) переходов трубопроводов

Монтаж подвесных трубопроводов. Вначале возводят береговые и русловые опоры (пилоны), а затем на верхних ригелях пилонов ус­танавливают двухстоечные стреловые краны нужной грузоподъемно­сти, оснащают их специальными траверсами для подъема, наводки и укладки рабочих канатов в опорные гнезда-башмаки на пилонах.

Пролетные строения однопролетных переходов монтируют на бе­регу по оси перехода до подъема несущих канатов на пилоны (пер­вый способ) или на весу с временных опор после подъема канатов на пилоны (второй способ). При первом способе размеченные несущие канаты раскладывают по оси перехода, а концы их закрепляют в ан­керных опорах. Далее к этим кантам прикрепляют распорки и узлы подвесок, после чего их поднимают на пилоны и закрепляют, подвес­ки прикрепляют к седлам трубной плети. При втором способе мон­тажа (рис. 22.1, я), применяемом для устройства переходов длиной более 100 м, на пилонах поднимают только канаты, после закрепления

604

Рис. 22Л. Монтаж подвесных и висячих трубопроводов:

1 — пилоны; 2 — полиспасты; 3 — рабочий канат с подвесками; 4 — отводные блоки; 5 — якорь; 6 — постоянные опоры; 7 — лебедка с полиспастами; 8 — под­весной трубопровод; 9— временная опора; 10— блоки (ролики) на подвесках через 12-14 м; 11, 12 — тяговый и монтажные тросы; 13 — несущий трос; 14 — катки; 15— протаскиваеая секция трубопровода; 16— катковая опора; 17 — понтон с катковой опорой; 18 трос к лебедке

605

которых монтируют подвески трубопровода (одновременно с двух сторон перехода), используя для этого телескопические вышки. Зак­репив все подвески и с необходимыми деталями, приступают к мон­тажу трубопровода.

Готовые блоки трубопровода из двух плетей (длиной до 40 м) скрепляют между собой жесткими связями и подают в зону монта­жа на баржах и понтонах. Монтаж ведут одновременно с правого и левого берегов, равномерно и последовательно загружая несущие ка­наты. В проектное положение плети с барж поднимают системой по­лиспастов, прикрепленных к несущим канатам перехода, а береговые плети монтируют методом надвижки с помощью тех же полиспастов. После закрепления плетей трубопроводов в проектном положении и подвесках их центрируют и сваривают. Окончив монтаж, выверяют про­гиб несущих канатов и положение пилонов, окончательно закрепляют все элементы перехода. В заключение трубопровод испытывают, ок­рашивают его и устраивают тепловую изоляцию (при необходимос­ти). Аналогично монтируют подвесные трубопроводы через дороги, глубокие овраги и т.д. Многопролетные переходы монтируют опи­санным выше способом по пролетам.

Монтаж висячих трубопроводов. Монтаж труб на пилоны осуще­ствляют методом подъема или надвижки. Вначале устанавливают пилоны и массивные железобетонные якоря с прикрепленными к ним оттяжками. Затем монтируют стояки с компенсационными пет­лями трубопровода. Далее между пилонами на поплавках или вре­менных опорах выкладывают плеть трубопровода. При монтаже тру­бопровода методом подъема плеть в проектное положение поднима­ют синхронно действующими на обоих пилонах полиспастами, после чего его соединяют с узлами подвесок и магистральным водоводом. При монтаже методом надвижки (рис. 22.1, б) между пилонами на блоках натягивают временный монтажный трос, а к трубопроводу, уложенному у одного из пилонов, крепят тяговый трос и через каж­дые 14-15 м на жестких стойках - ролики. Оба троса перебрасыва­ют через блоки на вершинах пилонов и крепят к тягачу на противо­положном берегу. Затем двумя или четырьмя кранами-трубоукладчи­ками подготовленную плеть трубопровода поднимают и подают так, чтобы она перемещалась к противоположному пилону, опираясь ро­ликами на монтажный трос. Плети придают проектный прогиб, при­крепляют ее к подвескам пилонов и сваривают в одну нить с участ­ками трубопроводов по обе стороны перехода.

При монтаже вантовых переходов, доступных для плавучих средств, для монтажа трубопроводов устраивают площадки, расстав-

606

ляемые по створу перехода в пределах зеркала воды на минимально возможном расстоянии друг от друга (рис. 22.1, в). Несущие и вет­ровые канаты протаскивают с помощью временного тягового кана­та и лебедки в натянутом состоянии, чтобы они не соприкасались с водой, после чего их поднимают на пилоны. Монтаж, сварку и гид­равлическое испытание подготовленной плети трубопровода выпол­няют на монтажной площадке, расположенной в створе перехода на берегу. Готовую плеть протаскивают с помощью лебедки или тракто­ра и тягового каната. В зависимости от длины пролета и высоты бе­рега плеть протаскивают по плавучим опорам или по опорным сед­лам пролетного строения. Вид смонтированного перехода трубопро­водов показан на рис. 22.1, г.

Монтаж балочных и арочных самонесущих трубопроводов. Балочные переходы монтируют в два этапа: вначале устанавливают опоры, а за­тем надвижкой или подъемом монтируют трубопровод. Если пролет превышает 50 м, устанавливают промежуточные опоры (рис. 22.2, а). При методе надвижки плети трубопровода на катках лебедками (тяго­вой и тормозной) надвигают на опоры. При устройстве однопролетных балочных переходов из одной секции или плети при доступном пере­ходе для машин сборку, сварку и гидравлическое испытание плети ве­дут на дне препятствия. Если необходимо в таких условиях смонти­ровать многопролетный переход, то плети доставляют непосред­ственно к его опорам и затем кранами укладывают в проектное положение (рис. 22.2, а). При недоступности перехода для машин пле­ти доставляют к месту монтажа по воде и затем монтируют плавучи­ми кранами. Простейшие однопролетные балочные переходы через водные препятствия монтируют способом протаскивания (рис. 22.2, 6) с последующим подъемом и укладкой кранами на опоры (рис. 22.2, в).

Арочные переходы трубопроводов монтируют из укрупненных блоков - полуарок (рис. 22.2, г). Начинают монтаж с устройства бе­реговых упоров с оставленными гнездами и забетонированными ме­таллическими опорными рамами. Затем на специальных стендах го­товят к подъему монтажные элементы (полуарки). При пересечении железнодорожных путей арочный переход монтируют железнодорож­ными кранами с использованием передвижной временной монтаж­ной опоры (рис. 22.2, д).

607

Рис. 22.2. Монтаж балочных и арочных самонесущих трубопроводов:

1 — уложенный трубопровод; 2 — якорь; 3 — монтажный стык; 4, 5 — опоры (временные и постоянные); б — монтажные элементы; 7 — оттяжки; 8 — элект­росварочный агрегат; 9 — протаскиваемая секция трубопровода; 10 — заглуш­ка со скобой; 11 — трос к трактору или лебедке; 12 укладываемая секция тру­бопровода; 13 — автокран или трубоукладчик; 14 — муфта с подпятником; 15 — траверса; 16 — растяжки; 17 — опора с домкратом; 18 — железнодорожная плат­форма с монтажной опорой; 19 — бандажи для замыкания арки; 20 — железно­дорожный кран; 21 — гусеничный кран; 22 площадка укрупнительной сборки секций; М1-2, М-3, М4-5, М-6-7-6 — монтажные элементы арочного перехода

608