§ 10. Второй закон термодинамики
Основное назначение термодинамических процессов, протекающих в любом тепловом двигателе, состоит в том, чтобы превращать теплоту, подводимую к рабочему телу (газу), в полезную работу, которую газ совершает в процессе своего расширения. Но построить машину, в которой бы газ только расширялся, невозможно. Поэтому во всех тепловых машинахпосле расширения газа происходит его сжатие и возвращение в первоначальное состояние.
Процессы, в результате которых рабочее тело, проходя последовательно различные состояния, возвращается в первоначальное, называют круговыми или циклическими.
В системе p—V координат термодинамический цикл изображается замкнутым контуром. Если линия расширения в этом контуре лежит выше линий сжатия, то цикл протекает по направлению вращения часовой стрелки и называется прямым. Прямые циклы — это циклы тепловых двигателей. Термодинамический цикл может протекать и в обратном направлении. В этом случае линия расширения лежит ниже линии сжатия. Такие циклы называют обратными, и они являются циклами холодильных машин.
Основной закон, которому подчиняются термодинамические циклы,- второй закон термодинамики. Он гласит, что процесс, при котором не происходит никаких изменений, кроме передачи теплоты от горячего тела к холодному, является необратимым, поэтому теплота не может перейти от холодного тела к горячему без каких-либо других изменений в термодинамической системе, например без затраты работы.
Если обозначить через Q1 количество теплоты, подведенное к 1 кг рабочего тела в термодинамическом цикле, а через
Q2 количество теплоты, отданное холодному источнику, то полезно использованное количество теплоты Q (Дж/кг), т. е. превращенное в полезную работу, будет
Q = Ql-Q2.
В ажнейшей характеристикой термодинамического цикла служит отношение количества полезно использованной теплоты ко всей затраченной. Это отношение называется термическим КПД цикла и обозначается буквой ηt.
ηt=(Qi-Q2)/Q1
Термический КПД цикла всегда меньше единицы. При созданий тепловых машин стремятся, чтобы КПД был по возможности больше.
Впервые экономичность термодинамических циклов проанализировал в прошлом веке французский инженер Карно. Он исследовал цикл, который занимает в термодинамике особое место и носит название цикла Карно.
Цикл Карно (рис. 6) образован двумя изотермами и двумя адиабатами. Рабочее тело; параметры состояния которого соответствуют точке а в системе р—V координат, сообщается с источником теплоты. К телу подводится теплота при постоянной температуре Т1. Таким образом создаются условия для расширения рабочего тела, которое протекает по изотерме а—Ь. В ходе этого процесса к рабочему телу подводится количество теплоты Qi, его объем увеличивается, а давление уменьшается. Когда рабочее тело достигнет состояния, соответствующего точке Ь, его изолируют от источника теплоты, и дальнейшее расширение протекает без теплообмена с окружающей средой по адиабате 6—с. Температура рабочего тела понижается от Т1 до Т2. При состоянии, соответствующем точке с, рабочее тело сообщается с холодным источником (холодильником), и от него отводится теплота при постоянной температуре Т2. Создаются условия для изотермического сжатия. Процесс идет по изотерме с—d. От рабочего тела отводится количество теплоты Q2, после чего его контакт с холодным источником прекращается. Возвращение рабочего тела в состояние, соответствующее точке d, осуществляется в результате сжатия без теплообмена с окружающей средой по адиабате d— а.
Карно доказал, что этот цикл является циклом максимальной экономичности. Не существует других термодинамических циклов, термический КПД которых был бы больше, чем КПД цикла Карно. Была также установлена чрезвычайно важная зависимость КПД тепловой машины от температуры T1, нагревателя и температуры Т2 холодильника. Независимо от конструкций и выбора рабочего тела максимальное значение КПД тепловой машины определяется выражением:
ηmax=(T1- Т2)/ Т1
Цикл Карно — идеальный цикл. Его невозможно в точности осуществить в реальной тепловой машине, потому что нельзя обеспечить изотермический подвод и отвод теплоты, а также расширение и сжатие рабочего тела без теплообмена с окружающей средой. Тем не менее исследования Карно имеют большое значение. Они показали, что для повышения экономичности тепловых двигателей надо осуществлять подвод теплоты к рабочему телу при возможно более высокой температуре, а отвод —при возможно более низкой.
- Глава 1
- §1.Свойства жидкостей
- § 2. Сведения из гидростатики и гидродинамики
- § 3. Практическое использование законов гидростатики и гидродинамики
- § 4. Истечение жидкости через отверстия и насадки
- Глава II
- § 5. Параметры состояния газа
- § 6. Идеальный и реальный газы
- § 7. Теплоемкость газов *
- § 8. Первый закон термодинамики
- § 9. Термодинамические процессы
- § 10. Второй закон термодинамики
- § 11. Свойства водяного пара
- §12. Свойства влажного воздуха
- §13. Истечение и дросселирование
- § 14. Основы теплопередачи
- Глава III
- § 15. Основные сборочные единицы трубопроводов
- § 17. Ремонт и испытание трубопроводов и арматуры
- § 18. Правила безопасной эксплуатации трубопроводов и арматуры
- § 19. Составление и чтение схем трубопроводов
- Глава IV
- § 20. Общие сведения
- § 21. Возвратно-поступательные насосы
- § 22. Основные сборочные единицы насоса
- § 24. Процессы всасывания и нагнетания
- § 25. Газовые колпаки
- § 26. Индикаторная диаграмма поршневого насоса
- § 28. Дозировочные и синхродозировочные электронасосные агрегаты
- § 27. Паровые прямодействующие насосы
- § 30. Примеры составления и чтения схем насосных установок
- Глава V
- § 31. Общие сведения
- § 32. Схема установки центробежных насосов
- § 33. Основные параметры центробежного насоса
- § 34. Уравнение Эйлера для определения теоретического и действительного напоров центробежного насоса
- § 35. Характеристики центробежного насоса и трубопровода
- § 36. Совместная работа центробежных насосов
- § 37. Осевая сила и способы ее разгрузки
- § 38. Основные сборочные единицы центробежных насосов
- § 39. Горизонтальные одноколесные
- § 40. Центробежные консольные и погружные химические насосы
- § 41. Центробежные герметичные электронасосы. Насосы из неметаллических материалов
- § 42. Типовые схемы насосных установок
- Глава VI
- § 43. Общие положения по эксплуатации насосов
- § 44. Регулирование работы и смазывание насосов
- § 45. Автоматическое управление насосными установками
- § 46. Эксплуатация поршневых насосов
- § 47. Эксплуатация центробежных насосов
- Глава VII
- § 48. Общие сведения
- § 49. Теоретический и действительный циклы работы одноступенчатого компрессора поршня выполняют диафрагмы (мембраны), называются диафраг-мовыми.
- § 50. Основные параметры поршневых компрессоров
- § 51. Способы регулирования производительности поршневых компрессоров
- § 52. Назначение и устройство основных сборочных единиц поршневых компрессоров
- § 53. Смазочные системы поршневых компрессоров
- § 54. Системы охлаждения поршневых компрессоров
- § 55. Газовые коммуникации
- § 56. Угловые крейцкопфные компрессоры
- § 57. Горизонтальные компрессоры
- § 58. Вертикальные компрессоры
- § 59. Поршневые компрессоры без смазывания цилиндров. Компрессоры без кривошипно-шатунного механизма
- § 60. Роторные и винтовые компрессоры
- Глава VIII
- § 61. Принцип действия и классификация
- § 62. Теоретические основы работы центробежных компрессоров
- § 63. Основные сборочные единицы центробежных компрессоров
- § 64. Смазочная система центробежных компрессоров
- § 65. Вентиляторы
- § 66. Центробежные воздухо- и газодувки
- § 67. Многоступенчатые центробежные компрессоры
- § 68. Центробежные
- § 69. Осевые компрессоры
- § 70. Холодильные компрессоры
- § 71. Вспомогательное оборудование компрессорных установок.
- Глава X
- § 72. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
- § 73. Эксплуатация поршневых компрессоров
- § 74. Автоматическое управление поршневыми компрессорными установками.
- § 75. Возможные неисправности поршневых компрессоров
- § 76. Эксплуатация центробежных компрессоров
- § 77. Автоматическое управление центробежными компрессорными установками
- § 78. Возможные неисправности центробежных компрессоров
- § 79. Безопасные условия эксплуатации компрессорных установок
- Глава XI
- § 80. Электродвигатели
- § 81. Двигатели внутреннего сгорания
- § 82. Паровые машины
- § 83. Паровые и газовые турбины
- § 84. Гидравлический привод
- § 85. Промежуточные звенья привода
- § 86. Газомоторные компрессоры и газотурбинные установки
- Глава XII
- § 87. Назначение и виды ремонтов
- § 88. Способы определения неисправностей. Подготовка оборудования к ремонту
- § 89. Ремонт сальников
- § 90. Ремонт цилиндров, поршней и поршневых колец
- § 91. Ремонт деталей кривошипно-шатунного механизма
- § 92. Ремонт лабиринтных уплотнений и думмисов
- § 93. Ремонт маслонасосов и маслосистем
- § 94. Ремонт и обслуживание вспомогательного оборудования
- § 95. Пуск после ремонта и сдача насосов и компрессоров в эксплуатацию
- § 96. Виды смазки для насосов и компрессоров
- § 97. Прокладочные и набивные материалы
- Глава XIII
- § 98. Технологический регламент и должностные инструкции
- § 99. Бригадная форма организации и стимулирования труда