logo
том 2 12

Феномен любви

Зима В., руководитель доц. Шаталович А.М.

Национальная металлургическая академия Украины

Любовь... Каждый испытывал это прекрасное чувство. Любовь­ многогранна. Она может быть и любовью родителей к детям, и любовью к Родине, и любовью к Богу, и любовью между мужчиной и женщиной. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины, не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек – центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей ее широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях.

Первые попытки объяснения феномена любви появились уже в античности. Сократ говорил, что любовь это стремление к бессмертию через рождение смертных или бессмертных детей. Различные произведения искусства делают человека во истину бессмертным, так как творец их всегда остается в памяти человечества. Платон говорил, что любовь это стремление к целостности. Он утверждал, будто люди были раньше двуглавыми, и имели по четыре руки и ноги, и якобы боги расчленили их надвое. И с тех пор люди ищут свои половинки. Аристотель же говорил, что любовь есть в человеке изначально, что она заложена природой. Еще одной особенностью античной философии является то, что любовь там называлась разными словами, а именно – «эрос», «филия», «сторге» и «агапе».

Не менее глубоко рассматривается любовь в Новом завете, где речь идет не о половой любви, а о любви к Господу и к ближнему. Два этих вида любви рассматриваются как первые заповеди. А если они являются заповедями, то значит, они добродетельны. То есть любовь в Новом завете является добродетелью.

Также не оставили без внимания феномен любви и мыслители эпохи Возрождения и Нового времени. Например, Декарт даже попытался дать научное объяснение любви. Интересную мысль высказал и Бэкон. Он сказал, что безумно любят лишь слабые люди, а сильные люди держат любовь на особом месте.

В неклассический период Шопенгауэр вообще говорил, что любовь не во многом отличается от полового инстинкта. Единственное отличие это то, что половой инстинкт распространяется на всех особей противоположного пола, а любовь лишь на ту, которая будет дополнять и скрывать недостатки человека. Интересное противостояние в неклассической философии отметим между Зигмундом Фрейдом и Эрихом Фроммом. Если Зигмунд Фрейд говорит, что любовь это половая страсть с целью совокупления, то Эрих Фромм говорит что любовь это искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать. Так же Фромм упрекает Фрейда в том, что последний слишком просто представляет феномен любви.

Таким образом, рассмотрев различные точки зрения, для себя я сформировала мнение, что любовь – фундаментальное для человеческой природы чувство, но ее нельзя отнести к эмоциям, таким как радость или печаль. Эмоциональная связь между детьми и родителями, между братьями и сестрами, между супругами является неотъемлемой частью нашего эволюционного наследия. Любовь объемлет собой социальные отношения, прочную привязанность, эмоциональную связь. Любовь характеризуется интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций. Любовь это не просто половая страсть с целью совокупления, но и нечто возвышенное. Человек не может жить без любви, так как она его облагораживает.